Рецензии, Образ жизни — 30 сентября 2020, 17:29

Один день из жизни Октава Паранго. Рецензия Бориса Барабанова на роман Бегбедера «Человек, который плакал от смеха»

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
В издательстве «Городец» на русском языке вышел роман Фредерика Бегбедера «Человек, который плакал от смеха». Эта книга возвращает читателю любимого героя — светского тусовщика и автора сатирических радиообозрений Октава Паранго. А сам писатель возвращается в Россию не только с новым романом, но и с серией актуальной французской литературы «Коллекция Бегбедера», первые книги которой уже доступны в русском переводе. 20 лет регулярных визитов на территорию бывшего СССР не могли не отразиться в творчестве Бегбедера. В новой книге он цитирует Венедикта Ерофеева и поет дифирамбы грузинской кухне. С произведением ознакомился Борис Барабанов.  

Фредерик Бегбедер стал в России большой литературной звездой в самом начале 2000-х, когда на русском языке вышел его роман «99 франков». Рекламная индустрия в наших краях тогда ассоциировалась с красивой жизнью и большими деньгами, а француз уже потешался над ней вовсю. В 2007-м состоялась премьера одноименного фильма, где главного героя Октава Паранго сыграл Жан Дюжарден, а писатель приехал в Россию представлять вторую часть истории своего персонажа. Это был роман о модельном бизнесе «Идеаль». Он написан по следам бурных визитов писателя в Москву и должен был окончательно околдовать Россию. Но главным событием его путешествия стала встреча с Мишелем Уэльбеком — у него только что вышла на русском языке «Возможность острова». Двум популярным литераторам устроили на «Винзаводе» дебаты, во время которых французы распили бутылку водки и поделились своими мыслями о России и литературе. «Уэльбек больше пишет о маргиналах, которые выброшены из общества, — говорил Бегбедер, — а я скорее о людях, которые живут в нем, действуя нагло и нахально». 

Уже тогда было ясно, что Уэльбек — французский писатель номер один. Бегбедеру суждено высмеивать, Уэльбеку — предсказывать. Бегбедер сочинял сатиру, Уэльбек — антиутопии. Бегбедер, хоть и в отсутствие эзотерических мотивов, заочно вторил Виктору Пелевину, выпускавшему один за другим романы-карикатуры. Уэльбек был скорее французским Сорокиным, предсказывая, пусть и в более реалистичном ключе, безрадостное будущее Европы. В 2019 году Уэльбек удостоился ордена Почетного легиона и выпустил роман «Серотонин», полный порнографических сцен, в которых он переплюнул эротомана Бегбедера. А тот написал третий роман об Октаве Паранго, где объектом осмеяния стал сам смех.   

«Человек, который плакал от смеха» — это описание одного дня из жизни Паранго, который теперь работает штатным сатириком в популярном радиошоу. Искусство комедии в той же степени выражает суть 2010-х, в какой рекламщики были главными героями 1990-х, а деятели фэшн-индустрии — авангардом 2000-х, считает Бегбедер. Утверждение на первый взгляд спорное, особенно если живешь за пределами Франции и не можешь оценить весь контекст, в котором купается Октав. С другой стороны, про расстрел редакции журнала Charlie Hebdo слышали все, и именно французы сегодня больше, чем кто-либо, способны судить, о чем можно шутить, а о чем — опасно.   

Действие романа Бегбедера приближено к сегодняшнему дню настолько, насколько это в принципе возможно для книжки, которую нужно перевести и напечатать в типографии. Фон приключений Паранго — бунт «желтых жилетов», «Джокер» в кинотеатрах и Владимир Зеленский на посту президента Украины. Рассуждения Бегбедера-Паранго о том, почему в политике наступила эпоха клоунов, предельно созвучны «злобе дня», он объясняет это явление подробно, с экскурсами в историю и крепкой фактологией. 

Из романа можно вообще очень много узнать о том, как устроена французская жизнь. В этом «Человек, который плакал от смеха» рифмуется с «Кризисом самоопределения» Бена Элтона, непримиримого критика Британии времен #MeToo и cancel culture. Оба романа — полезные комментарии для понимания острых тем. При этом Бен Элтон явно лучше разбирается в риторике соцсетей. Октав Паранго, как и его создатель, ими попросту не пользуется. И время, которое их современники тратят на треды и тренды, герой Бегбедера сжигает, впихивая в себя тонны наркотиков и рефлексируя на тему своей анархистской юности в Париже 1980-х. 

Здесь на помощь приходит музыка. Если неинтересно читать про бесконечных героев французской светской жизни последних 35 лет, можно пройтись по песням, которые упоминает Бегбедер. Сам он диджей-любитель, и в этом качестве в России прославился, кажется, не меньше, чем в писательском амплуа. С музыкальной средой Франции писатель знаком не хуже, чем с девушками из модельных агентств. Диапазон «музыкальных пауз» в романе широк — от уважаемой рок-группы 1970–80-х Telephone до рэпера-суперзвезды Ломпаля. Октав Паранго на страницах романа общается с Ги-Мануэлем де Омем-Кристо из Daft Punk, то есть он знает, как тот выглядит без шлема робота, а это знание дано немногим. Так что — YouTube в помощь.  


5 песен от героев романа Фредерика Бегбедера «Человек, который плакал от смеха»
 
Lomepal - Palpal (Clip officiel)


Michel Polnareff - Le Bal des Laze


Jean Louis Aubert - Les Plages (Clip officiel)

 
Gogol 1er - Gogol President


Daft Punk - Robot Rock (Official Video)



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 15:00, 1 августа 2021
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)