Рецензии, Образ жизни — 23 июля 2020, 19:55

Как Бен Элтон уместил весь интернет в одну книгу. Рецензия Бориса Барабанова на «Кризис самоопределения»

В российском издательстве Phantom Press вышел роман английского писателя и комика Бена Элтона «Кризис самоопределения». С его точки зрения, нет таких острых вопросов, которые не могли бы стать темой анекдота. Книгу Элтона прочитал Борис Барабанов.

Бен Элтон — классик британской сатиры; даже те, кто не следит за переводами его романов на русский язык, знают, о ком идет речь, потому что видели «Мистера Бина», к которому он писал сценарии, или мюзикл We Will Rock You, для которого он сочинил либретто. На протяжении 30 лет писательской карьеры Бен Элтон прогонял через свой сатирический шредер знаковые явления современности, будь то энвайронментализм в романах Stark (1989) и «Второй эдем» (1993), кинематограф Квентина Тарантино в «Попкорне» (1996), мода на реалити-шоу («Смерть за стеклом», 2001), легализация наркотиков («Светская дурь», 2002) или телевизионные конкурсы талантов («Номер один», 2006).

Тексты Элтона быстро становились пьесами и фильмами и мгновенно расходились на цитаты. Его шестнадцатый роман, «Кризис самоопределения» (2019), расходится на твиты. Если до сих пор сатира Бена Элтона реагировала на реальность, то в случае с «Кризисом идентичности» (таков буквальный перевод заголовка) она эту реальность формирует. Во всяком случае такое ощущение держит читателя в напряжении все 450 страниц. Бен Элтон решил инкорпорировать в свой роман сразу все самые острые темы, которые подарила нам эпоха «новой этики». Здесь и ЛГБТ-активизм, и переписывание истории, и шпионские страсти с русским следом, и война с памятниками, и #MeToo, и распад Великобритании, и крушение «недостаточно толерантных» кумиров. Если читать «Кризис самоопределения», прерываясь на последние новости из интернета, то через какое-то время главы книги сливаются с реальностью в одну сплошную ленту. Травля Джоан Роулинг фанатами Гарри Поттера за шутку о транслюдях — это происходило в реальности? Или это Бен Элтон придумал? А посмертный суд над Сэмюэлом Пипсом, чиновником и писателем, по чьим дневникам изучают Англию XVII века? Это и правда было? 

Бен Элтон/Global Look Press

В новой книге Бен Элтон взял новый вес не только как сатирик, но и как детективщик. Он и раньше блестяще справлялся с плетением криминальной интриги, но в «Кризисе» сатира на мир, который целиком соткан из твитов и хештегов, неразрывно спаяна с детективной линией. Главный герой — инспектор уголовного розыска Майкл Мэтлок. Реальность, в которой ему приходится не только расследовать убийства, но и постоянно соотносить свои шаги с общественным мнением и нормами толерантности, — нечто новое для практики сыска. Герой, олдскульный поклонник U2, искренне стремится «соответствовать» эпохе, тем более что его окружение легко с этой задачей справляется. И все же ему стоит большого труда не только держать в уме все обстоятельства дела, но и сохранять в публичном пространстве образ современного, этически прошаренного правоохранителя.

Едкий сатирический «флоу» Бена Элтона заразителен. Интрига мчится на всех парах, персонажей в книге много, историю каждого следует довести до развязки. Из такого многолюдного и многослойного повествовании сложно выйти стопроцентным победителем, и финал выглядит немного скомканным, тем более что, развивая линии своих героев, Элтон слова не экономит. Это, пожалуй, главное достоинство романа. Он доводит читателя до колик, выставляя на посмешище многочисленные «обиженные» социальные группы. Но это совершенно не значит, что, с его точки зрения, расовых или гендерных проблем вовсе не существует. Бен Элтон находит время, чтобы сбавить темп и на примере темнокожего рэпера — любовника продюсера реалити-шоу или юной виртуозной сммщицы в крупной коммуникационной компании показать, что на самом деле представляет собой расовое неравенство или пресловутый «абьюз». У впечатлительного читателя на такой случай есть заготовленная фраза: «Подпишусь под каждым словом». Но торопиться не стоит. Сам же Элтон доходчиво объясняет, как при помощи нужных слов от публики добиваются требуемых реакций, а потом при необходимости меняют их на противоположные. В сегодняшнем мире главная ценность — не деньги и не нефть, а аудитория с данными о ней, и Бен Элтон приводит тому убедительные доказательства. 

«Кризис самоопределения» оперативно и своевременно издали в России. Для тех, кто держится в курсе медийной повестки, это упоительное чтение. Сатира Элтона — прекрасный комментарий к феминистской буре вокруг фильма «Дау» или к харассмент-скандалу в русском твиттере. Единственное, что немного коробит, — это желание переводчиков все устоявшиеся хештеги и коды современных медиа воспроизводить кириллицей. С их точки зрения, в 2020 году в России есть большая часть аудитории, для которых понятия  #MeToo, таргетинг или body positive — вещи, требующие пояснения, поэтому их надо заменить на #ЯТоже, «адресацию» и «крупнотелого», а U2 писать как «Ю-Ту».

Что ж, если существует некая «офлайн-аудитория», для которой все эти понятия нуждаются в русской транскрипции, если есть условное «поколение родителей», которое живет вне сетевого языка, то как оно разберется в самой специфике интриги, неразрывно связанной с особенностями интернет-жизни? И еще есть подозрение, что это поколение оттолкнет от книжки бесконечный поток грамотно и смачно переведенного мата. А «поколение внуков» будет спотыкаться о каждое «#ЯТоже» и просто не дотянет до финала.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 20:34, 14 мая 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Образ жизни — 14 мая, 18:35
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
Новости, Новости — 11 мая, 13:38
У собаки Беллы Порч появились аккаунты в тиктоке и инстаграме
Новости, Новости — 11 мая, 11:49
NCT Dream выпустили альбом Hot Sauce. Еще до релиза он начал бить рекорды
Новости, Новости — 10 мая, 14:30
Мемы теперь тоже летят в космос: SpaceX отправит к Луне оплаченный криптовалютой Dogecoin спутник
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)