Рецензии, Образ жизни — 23 июля 2020, 19:55

Как Бен Элтон уместил весь интернет в одну книгу. Рецензия Бориса Барабанова на «Кризис самоопределения»

В российском издательстве Phantom Press вышел роман английского писателя и комика Бена Элтона «Кризис самоопределения». С его точки зрения, нет таких острых вопросов, которые не могли бы стать темой анекдота. Книгу Элтона прочитал Борис Барабанов.

Бен Элтон — классик британской сатиры; даже те, кто не следит за переводами его романов на русский язык, знают, о ком идет речь, потому что видели «Мистера Бина», к которому он писал сценарии, или мюзикл We Will Rock You, для которого он сочинил либретто. На протяжении 30 лет писательской карьеры Бен Элтон прогонял через свой сатирический шредер знаковые явления современности, будь то энвайронментализм в романах Stark (1989) и «Второй эдем» (1993), кинематограф Квентина Тарантино в «Попкорне» (1996), мода на реалити-шоу («Смерть за стеклом», 2001), легализация наркотиков («Светская дурь», 2002) или телевизионные конкурсы талантов («Номер один», 2006).

Тексты Элтона быстро становились пьесами и фильмами и мгновенно расходились на цитаты. Его шестнадцатый роман, «Кризис самоопределения» (2019), расходится на твиты. Если до сих пор сатира Бена Элтона реагировала на реальность, то в случае с «Кризисом идентичности» (таков буквальный перевод заголовка) она эту реальность формирует. Во всяком случае такое ощущение держит читателя в напряжении все 450 страниц. Бен Элтон решил инкорпорировать в свой роман сразу все самые острые темы, которые подарила нам эпоха «новой этики». Здесь и ЛГБТ-активизм, и переписывание истории, и шпионские страсти с русским следом, и война с памятниками, и #MeToo, и распад Великобритании, и крушение «недостаточно толерантных» кумиров. Если читать «Кризис самоопределения», прерываясь на последние новости из интернета, то через какое-то время главы книги сливаются с реальностью в одну сплошную ленту. Травля Джоан Роулинг фанатами Гарри Поттера за шутку о транслюдях — это происходило в реальности? Или это Бен Элтон придумал? А посмертный суд над Сэмюэлом Пипсом, чиновником и писателем, по чьим дневникам изучают Англию XVII века? Это и правда было? 

Бен Элтон/Global Look Press

В новой книге Бен Элтон взял новый вес не только как сатирик, но и как детективщик. Он и раньше блестяще справлялся с плетением криминальной интриги, но в «Кризисе» сатира на мир, который целиком соткан из твитов и хештегов, неразрывно спаяна с детективной линией. Главный герой — инспектор уголовного розыска Майкл Мэтлок. Реальность, в которой ему приходится не только расследовать убийства, но и постоянно соотносить свои шаги с общественным мнением и нормами толерантности, — нечто новое для практики сыска. Герой, олдскульный поклонник U2, искренне стремится «соответствовать» эпохе, тем более что его окружение легко с этой задачей справляется. И все же ему стоит большого труда не только держать в уме все обстоятельства дела, но и сохранять в публичном пространстве образ современного, этически прошаренного правоохранителя.

Едкий сатирический «флоу» Бена Элтона заразителен. Интрига мчится на всех парах, персонажей в книге много, историю каждого следует довести до развязки. Из такого многолюдного и многослойного повествовании сложно выйти стопроцентным победителем, и финал выглядит немного скомканным, тем более что, развивая линии своих героев, Элтон слова не экономит. Это, пожалуй, главное достоинство романа. Он доводит читателя до колик, выставляя на посмешище многочисленные «обиженные» социальные группы. Но это совершенно не значит, что, с его точки зрения, расовых или гендерных проблем вовсе не существует. Бен Элтон находит время, чтобы сбавить темп и на примере темнокожего рэпера — любовника продюсера реалити-шоу или юной виртуозной сммщицы в крупной коммуникационной компании показать, что на самом деле представляет собой расовое неравенство или пресловутый «абьюз». У впечатлительного читателя на такой случай есть заготовленная фраза: «Подпишусь под каждым словом». Но торопиться не стоит. Сам же Элтон доходчиво объясняет, как при помощи нужных слов от публики добиваются требуемых реакций, а потом при необходимости меняют их на противоположные. В сегодняшнем мире главная ценность — не деньги и не нефть, а аудитория с данными о ней, и Бен Элтон приводит тому убедительные доказательства. 

«Кризис самоопределения» оперативно и своевременно издали в России. Для тех, кто держится в курсе медийной повестки, это упоительное чтение. Сатира Элтона — прекрасный комментарий к феминистской буре вокруг фильма «Дау» или к харассмент-скандалу в русском твиттере. Единственное, что немного коробит, — это желание переводчиков все устоявшиеся хештеги и коды современных медиа воспроизводить кириллицей. С их точки зрения, в 2020 году в России есть большая часть аудитории, для которых понятия  #MeToo, таргетинг или body positive — вещи, требующие пояснения, поэтому их надо заменить на #ЯТоже, «адресацию» и «крупнотелого», а U2 писать как «Ю-Ту».

Что ж, если существует некая «офлайн-аудитория», для которой все эти понятия нуждаются в русской транскрипции, если есть условное «поколение родителей», которое живет вне сетевого языка, то как оно разберется в самой специфике интриги, неразрывно связанной с особенностями интернет-жизни? И еще есть подозрение, что это поколение оттолкнет от книжки бесконечный поток грамотно и смачно переведенного мата. А «поколение внуков» будет спотыкаться о каждое «#ЯТоже» и просто не дотянет до финала.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 21:52, 28 июля 2021
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)