Рецензии, Образ жизни — 23 июля, 19:55

Как Бен Элтон уместил весь интернет в одну книгу. Рецензия Бориса Барабанова на «Кризис самоопределения»

В российском издательстве Phantom Press вышел роман английского писателя и комика Бена Элтона «Кризис самоопределения». С его точки зрения, нет таких острых вопросов, которые не могли бы стать темой анекдота. Книгу Элтона прочитал Борис Барабанов.

Бен Элтон — классик британской сатиры; даже те, кто не следит за переводами его романов на русский язык, знают, о ком идет речь, потому что видели «Мистера Бина», к которому он писал сценарии, или мюзикл We Will Rock You, для которого он сочинил либретто. На протяжении 30 лет писательской карьеры Бен Элтон прогонял через свой сатирический шредер знаковые явления современности, будь то энвайронментализм в романах Stark (1989) и «Второй эдем» (1993), кинематограф Квентина Тарантино в «Попкорне» (1996), мода на реалити-шоу («Смерть за стеклом», 2001), легализация наркотиков («Светская дурь», 2002) или телевизионные конкурсы талантов («Номер один», 2006).

Тексты Элтона быстро становились пьесами и фильмами и мгновенно расходились на цитаты. Его шестнадцатый роман, «Кризис самоопределения» (2019), расходится на твиты. Если до сих пор сатира Бена Элтона реагировала на реальность, то в случае с «Кризисом идентичности» (таков буквальный перевод заголовка) она эту реальность формирует. Во всяком случае такое ощущение держит читателя в напряжении все 450 страниц. Бен Элтон решил инкорпорировать в свой роман сразу все самые острые темы, которые подарила нам эпоха «новой этики». Здесь и ЛГБТ-активизм, и переписывание истории, и шпионские страсти с русским следом, и война с памятниками, и #MeToo, и распад Великобритании, и крушение «недостаточно толерантных» кумиров. Если читать «Кризис самоопределения», прерываясь на последние новости из интернета, то через какое-то время главы книги сливаются с реальностью в одну сплошную ленту. Травля Джоан Роулинг фанатами Гарри Поттера за шутку о транслюдях — это происходило в реальности? Или это Бен Элтон придумал? А посмертный суд над Сэмюэлом Пипсом, чиновником и писателем, по чьим дневникам изучают Англию XVII века? Это и правда было? 

Бен Элтон/Global Look Press

В новой книге Бен Элтон взял новый вес не только как сатирик, но и как детективщик. Он и раньше блестяще справлялся с плетением криминальной интриги, но в «Кризисе» сатира на мир, который целиком соткан из твитов и хештегов, неразрывно спаяна с детективной линией. Главный герой — инспектор уголовного розыска Майкл Мэтлок. Реальность, в которой ему приходится не только расследовать убийства, но и постоянно соотносить свои шаги с общественным мнением и нормами толерантности, — нечто новое для практики сыска. Герой, олдскульный поклонник U2, искренне стремится «соответствовать» эпохе, тем более что его окружение легко с этой задачей справляется. И все же ему стоит большого труда не только держать в уме все обстоятельства дела, но и сохранять в публичном пространстве образ современного, этически прошаренного правоохранителя.

Едкий сатирический «флоу» Бена Элтона заразителен. Интрига мчится на всех парах, персонажей в книге много, историю каждого следует довести до развязки. Из такого многолюдного и многослойного повествовании сложно выйти стопроцентным победителем, и финал выглядит немного скомканным, тем более что, развивая линии своих героев, Элтон слова не экономит. Это, пожалуй, главное достоинство романа. Он доводит читателя до колик, выставляя на посмешище многочисленные «обиженные» социальные группы. Но это совершенно не значит, что, с его точки зрения, расовых или гендерных проблем вовсе не существует. Бен Элтон находит время, чтобы сбавить темп и на примере темнокожего рэпера — любовника продюсера реалити-шоу или юной виртуозной сммщицы в крупной коммуникационной компании показать, что на самом деле представляет собой расовое неравенство или пресловутый «абьюз». У впечатлительного читателя на такой случай есть заготовленная фраза: «Подпишусь под каждым словом». Но торопиться не стоит. Сам же Элтон доходчиво объясняет, как при помощи нужных слов от публики добиваются требуемых реакций, а потом при необходимости меняют их на противоположные. В сегодняшнем мире главная ценность — не деньги и не нефть, а аудитория с данными о ней, и Бен Элтон приводит тому убедительные доказательства. 

«Кризис самоопределения» оперативно и своевременно издали в России. Для тех, кто держится в курсе медийной повестки, это упоительное чтение. Сатира Элтона — прекрасный комментарий к феминистской буре вокруг фильма «Дау» или к харассмент-скандалу в русском твиттере. Единственное, что немного коробит, — это желание переводчиков все устоявшиеся хештеги и коды современных медиа воспроизводить кириллицей. С их точки зрения, в 2020 году в России есть большая часть аудитории, для которых понятия  #MeToo, таргетинг или body positive — вещи, требующие пояснения, поэтому их надо заменить на #ЯТоже, «адресацию» и «крупнотелого», а U2 писать как «Ю-Ту».

Что ж, если существует некая «офлайн-аудитория», для которой все эти понятия нуждаются в русской транскрипции, если есть условное «поколение родителей», которое живет вне сетевого языка, то как оно разберется в самой специфике интриги, неразрывно связанной с особенностями интернет-жизни? И еще есть подозрение, что это поколение оттолкнет от книжки бесконечный поток грамотно и смачно переведенного мата. А «поколение внуков» будет спотыкаться о каждое «#ЯТоже» и просто не дотянет до финала.

Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 21:51, 19 октября 2020
Можно ли найти пару в приложениях для знакомств? Исследование SRSLY. Часть первая: Tinder
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Новости, Новости — 19 октября, 16:24
Кровь, змеи и куча локаций: посмотрите клип «Мальбека» и Сюзанны на трек «Шазам»
Популярная темаПопулярно
Музыка — 19 октября, 15:38
Рейв, на котором никто не танцует. SRSLY сходил на «Экранизацию» в «Гараж»
Герои — 19 октября, 14:28
О шоу «Утренняя звезда», Японии и остроумных комиках. Интервью с Константином Анисимовым
Новости, Новости — 19 октября, 14:06
Nokia запустит 4G на Луне. Компания заключила контракт с NASA на 14,1 млн долларов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 19 октября, 08:55
У Арины Даниловой новое шоу на ютьюбе. В первом выпуске — сестры Аракелян
Новости, Новости — 18 октября, 16:29
Посмотрите на новое граффити Бэнкси. Там девочка крутит обруч из велосипедной шины
Музыка — 18 октября, 10:11
Новое в музыке за неделю: Feduk, NiNO, Noize MC и James Blake
Кино — 18 октября, 01:35
Сериалы недели: «История хоррора с Элаем Ротом», «Территория», «Призраки усадьбы Блай», «Беспринципные», «Руммейт»
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Посмотрите клип Ани Покров на песню «Парень из села». Там Артур Бабич на коне
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 17 октября, 12:59
Дебютная песня Дины Саевой не выйдет. Об этом сообщила сама блогерша
Новости, Новости — 17 октября, 11:46
В тиктоке все снова танцуют. На этот раз — с героями из мультфильмов и сериалов
Новости, Новости — 17 октября, 10:35
У «Сестры Рэтчед» лучший старт среди сериалов Netflix этого года. Проект посмотрели с 48 млн аккаунтов
Образ жизни — 16 октября, 22:32
О демократии. Колонка Татьяны Толстой
Герои — 16 октября, 18:30
«Я 10 лет притворялся модным диджеем». Интервью с Дмитрием Устиновым
Новости, Новости — 16 октября, 18:20
Ева Миллер и Иса из XO Team снялись в новом клипе Крида и Тимати «Звездопад»
Образ жизни — 16 октября, 17:41
«Я дико извиняюсь» и другие цитаты Алексея Жидковского
Все звёзды и инфлюенсеры
Образ жизни — 16 октября, 17:10
Чем закончился второй сезон «Внутри Лапенко»: песни ДДТ, кольцо для Особы и «Игра престолов»
Новости, Новости — 16 октября, 15:20
Иван Дорн и Монеточка записали каверы на песни группы «Мумий Тролль». Они вошли в трибьют-альбом группы
Новости, Новости — 16 октября, 14:47
Катя Адушкина и Ева Тимуш выпустили трек «Не переживай»
Новости, Новости — 16 октября, 12:47
Новое приложение Latitude: оно поможет одеться модно и по погоде
Новости, Новости — 16 октября, 11:48
Тиктокеры придумывают новых персонажей фильмов о Гарри Поттере. Они состоят из стереотипов
Новости, Новости — 16 октября, 10:52
«Ванильный тречок с легеньким вайбом»: у Артура Бабича новая песня «Мармеладка»
Кино — 16 октября, 07:30
Кино недели: «Гипноз», «Лето’85», «Все оттенки Токио»
Новости, Новости — 15 октября, 22:23
У Васи Шакулина из Smetana TV свое шоу на ютьюбе. Первый гость — Эльдар Джарахов
Кино — 15 октября, 19:37
Что показывают на 15-м Amfest: запретная любовь, икона феминизма и техасское чувство юмора
Скользкий путь
(1 сезон)
4
Мандалорец
(3 сезон)
Земля монстров
(1 сезон)
Отыграть назад
(1 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)
Видеть
(2 сезон)