В дешевой закусочной на окраине города встречаются двое. Томми — загнанный в угол преступник, который ради спасения жизни (а также жены и дочери) идет на предательство своей мафиозной «семьи» — и неподкупный офицер полиции Норман. Детектив заключает с Томми сделку — программа защиты свидетелей в обмен на стукачество. Тот соглашается.
Следующие 15 часов (примерно за столько можно пройти «Мафию») мы будем переживать ключевые моменты биографии героя. Томми не собирался становиться бандитом и честно трудился водителем такси. Но по воле случая ему приходится поступить на службу к дону Сальери — уважаемому криминальному авторитету. На дворе тем временем 30-е годы, разгар Великой депрессии и сухого закона. Заработать на хлеб трудом, конечно, можно. Но куда проще и выгоднее взять в руки пистолет и отправиться «на дело». Томми выбирает второе и начинает стремительно карабкаться по карьерной лестнице: бутлегерство, рэкет, заказные убийства и даже ограбление банка.
В игре есть открытый мир — выдуманный город Лост-Хэвен, смесь Чикаго и Нью-Йорка. Однако он работает исключительно декорацией для миссий. Побродить по мегаполису можно в отдельном режиме, но это скучно — песочницей в стиле GTA здесь и не пахнет.
Вся суть «Мафии» — в ее истории. И тут у фанатов могут начаться вопросы. Разработчики ремейка слегка дополнили сюжет своим видением и не везде следуют канону. Иногда получается хорошо. Авторы, например, убрали нелепую сцену секса Томми с будущей женой, слегка расширили финал, придав ему дополнительного трагизма, в целом избавили повествование от логических дыр и добавили исторический контекст. Финальная треть игры разворачивается накануне Второй мировой, поэтому в газетах и на радио начинает фигурировать Гитлер. Также авторы изменили характеры и внешность ряда ключевых персонажей, перекроили мотивации. Из рефлексирующего уголовника Томми превратился в самоуверенного социопата, а его лучший друг Полли стал алкоголиком с лицом молодого Хавьера Бардема.
Изменения коснулись и некоторых миссий. Так, в легендарном эпизоде Just For Relaxation, который прославился тем, что в нем необходимо поработать грузчиком и таскать ящики с сигарами, больше не нужно таскать ящики! Для многих подобные корректировки сродни богохульству. И мелких отличий от оригинала в ремейке миллион. Важно понимать — это не та же самая игра, а полноценное переосмысление. И если вы примете все изменения, Definitive Edition будет работать как самостоятельное произведение. Ну а если нет… что ж, прошлое у вас никто не забирает.
А вот со стрельбой в обновленной «Мафии» реальные проблемы. Экшена много, но сделан он максимально криво и вызывает лишь раздражение. Оружия мало, отдача не чувствуется, попадания во врагов порой не считываются — на одного противника можно потратить пистолетную обойму, а ему хоть бы хны. Вдобавок разработчики добавили в игру красные взрывающиеся бочки и босса — бронетранспортер с пулеметом. Зачем довольно реалистичной игре такая пошлость вообще не ясно. Одним словом, ремейк — это тот самый польский шутер из мемов, который на фоне The Last of Us: Part II и Control кажется откровенным позором.
Зато авторам удалось вождение. Из оригинала в Definitive Edition перешла навороченная физика машин и необходимость (особенно на классическом уровне сложности) соблюдать ПДД. Автомобили 30-х нельзя назвать резвыми: они долго набирают скорость, заносятся в поворотах и периодически издают характерные звуки поломки. Поэтому поездки отлично работают на атмосферу. Особенно ночью. Томми с подельниками неспешно рассекают по городу, общаются и слушают джаз по радио. В такие моменты игрой сложно не проникнуться.
Нельзя не упомянуть знаменитую гонку из оригинала, ради прохождения которой геймеры в начале 2000-х платили более опытным игрокам деньги, а самые отчаянные покупали профессиональные рули. В Definitive Edition ее слегка упростили, но пройти ее с первой попытки довольно сложно. В режиме вождения «симулятор» у меня ушло три часа, чтобы прийти к финишу первым. За это, к слову, выдают отдельный трофей.
В итоге ремейк «Мафии» заслуживает того, чтобы вы потратили на него время и деньги. В игре не все получилось, но она действительно захватывает и отпускает лишь на финальных титрах. Во многом потому, что Definitive Edition — штучный продукт. На фоне бесконечных «королевских битв» и гриндилок такие кинематографические, строго сюжетные приключения очень приятно смаковать.
Это как фильмы Мартина Скорсезе в сравнении со «Мстителями». Только если оригинал был залихватской версией «Славных парней», то ремейк тяготеет к мрачному «Ирландцу».