Рецензии, Образ жизни — 29 августа, 03:08

Пусть всегда будет Ра: рецензия на новый роман Виктора Пелевина — «Непобедимое солнце»

27 августа в издательстве «Эксмо» и на «ЛитРес» вышел новый роман Виктора Пелевина («Чапаев и Пустота, «Generation П»). Эдуард Голубев уже прочитал книгу и рассказывает, как великий русский постмодернист осмыслил пандемию, феминизм и легендарные заголовки «Ленты.ру».

Начиная с вампирского эпоса «Бэтман Аполло», Виктор Олегович Пелевин стал походить на литературную версию Вуди Аллена и вот уже восемь лет подряд выдает по книге в год. Каждый раз читатели ждут, над какой современной тенденцией писатель решил поиздеваться в этот раз. Под его ударами сгибались русские хакеры, #MeToo, национальная идея и фейсбучные склоки. В целом «Непобедимое солнце» — все те же старые песни о главном. Однако в 2020 году случился коронавирус — главное и вообще не прогнозируемое событие, которое по иронии ввело человечество в новую, во многом пелевинскую, реальность. И пандемия с изоляцией в романе тоже есть. Но у этих явлений в «Непобедимом солнце» локальный характер: они представлены скорее как следствие происходящих в сюжете событий. Видимо, на осмысление столь глобального социально-психологического явления Виктору Олеговичу нужен еще год. 

История крутится вокруг тридцатилетней (это важно) Саши Орловой. Девушка долго и упорно «ищет себя». Несколько лет назад ей даже удалось поболтать с Шивой. Тот вроде даже пообещал открыть Саше все тайны мира. Этот разговор побудит героиню на безумное путешествие в Стамбул и знакомство с плеядой странных персонажей: «корпоративными анархистами», трансгендерной буддисткой и римскими императорами Каракаллой и Элагабалом, которые будут приходить Саше во снах. 

Только так, почти без спойлеров, будет корректно описать первую половину «Непобедимого солнца». Пелевин так рьяно жонглирует жанрами — от романтической комедии до религиозной драмы, — что раскрывать сюжетные арки вообще не хочется. Да и фирменного юмора в книге с избытком — а пересказывать шутки дело неблагородное. Другое дело, все сентенции и рассуждения о Чжуан-цзы, суфийских практиках и о том, что танец  — это прозрение, уже не взрывают голову. Карикатурные буржуи с яхты AUrora слишком придуманные, чтобы изобразить крах цивилизации — магистральную тему в произведениях Виктора Олеговича. Это просто увлекательное, хорошо написанное, но сильно раздутое — 700 страниц — чтиво. В доказательство стоит вспомнить, что помимо великого писателя Пелевин работает одним из главных поставщиков мемов в отечественный фольклор. Именно он придумал «Солидный Господь для солидных господ», «офф-шар» и девочку-оборотня А Хули. В вечность из «Непобедимого солнца» может отправиться разве что прикольное объяснение истинного назначения эмодзи да роман «Не кличь судьбину», составленный из легендарных заголовков «Ленты.ру». 

По сюжету бывший Саши пишет «новаторский роман о судьбах России». В созданной по принципу «Евгения Онегина» и египетских пирамид книге несколько глав. Первая выглядит примерно так (вот они, эти фирменные заголовки «Ленты.ру»): «Россиянам предложили пожить в железной бочке», «Темнокожий певец поборолся с размером своего пениса при помощи сэндвича», «Енот-полоскун нализался глинтвейна и погиб». Смешно и полностью отражает нашу действительность — в прямом смысле. 

Главная новинка в языке писателя заключается в профеминистком тоне высказывания. И дело тут не в том, что впервые у Пелевина главный герой — девушка. Два года назад в «Тайных видах на гору Фудзи» Виктор Олегович довольно грубо высказывался о женщинах. Мол, они — единственная преграда для достижения мужчинами нирваны. Теперь от мизогинии не осталось и следа. Саша — обаятельная, самостоятельная, свободная и сильная. Правда, видно, что образ тридцатилетней блондинки Пелевин взял из родных 90-х. Героиня ностальгирует по запаху столовой в пионерлагере, цитирует раннего Гребенщикова и мексиканский сериал «Богатые тоже плачут». Эти несостыковки слегка замутняют общий образ. Однако важно помнить, что Сашу придумал мужчина за пятьдесят, которого, возможно, не существует, поэтому все это мелочи жизни. 

В итоге «Непобедимое солнце» — чтиво, конечно, куда менее пророческое, чем тот же «S.N.U.F.F.», во всех смыслах приземленное и порой чересчур незатейливое — все же придумать Пелевину историю про культ и трансцендентное общение, так чтобы нельзя было оторваться, как зубы почистить. Демиург сам это знает и делает с текстом что может: провоцирует лозунгами о Black Lives Matter, невпопад вставляет феминитивы (архат — архатка), играется с четвертой стеной. И написан роман с большой любовью. Говорят, Пелевин работал над ним около десяти лет. Однако глаз тут цепляется за детали, а не за общую картину. Многим от этого будет досадно. Но, надо сказать, «Непобедимое солнце» — пусть и маленький, но все же шаг для Пелевина. Явно не лишний. 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 18:14, 23 октября 2020
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Образ жизни — 23 октября, 15:44
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Nilüfer Yanya, Саша Бортич и асексуальность
Новости, Новости — 23 октября, 15:41
У Tesla очередной рекорд. Выручка компании в третьем квартале составила почти 9 млрд долларов
Популярная темаПопулярно авто
Новости, Новости — 23 октября, 14:37
«Макдоналдс» введет раздельный сбор отходов во всех ресторанах сети
Новости, Новости — 23 октября, 13:54
Еще больше черного юмора и аллегорий: Тим Бертон планирует снять ремейк «Семейки Аддамс»
Новости, Новости — 23 октября, 12:50
Что будет с российским ютьюбом? Рассказывает Женя Калинкин
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 23 октября, 10:50
Клип Арианы Гранде на трек Positions. Там певица становится президентом и печет пироги
Новости, Новости — 22 октября, 19:51
Из Swag Team ушли сразу четыре участника. Тиктокеры решили заняться бизнесом и саморазвитием
Новости, Новости — 22 октября, 18:56
Тикток Вали Карнавал заблокировали. Но ненадолго
Новости, Новости — 22 октября, 18:17
Кракен на набережной «Зарядья». Это арт-объект Михаила Цатуряна
Популярная темаПопулярно тикток
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 млн долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 21 октября, 19:41
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Новости, Новости — 21 октября, 13:04
Microsoft и SpaceX теперь партнеры. Они разработают облачную сеть с помощью спутников
Новости, Новости — 21 октября, 12:09
Новое интервью Саши Спилберг: об успехе на ютьюбе и желании отправиться в космос
Новости, Новости — 21 октября, 09:44
Дени Вильнев снимет мини-сериал по роману Ю Несбе. Главную роль исполнит Джейк Джилленхол
Ведьмы
Эмили в Париже
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Острые козырьки
(1 сезон)
Американская история преступлений. Импичмент
(3 сезон)
Метод
(2 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)