Обзоры, Кино — 18 августа 2020, 15:23

От Бродвея до Диснея: как мюзикл «Гамильтон» перевернул мировой шоу-бизнес

Лин-Мануэль Миранда скрестил рэп, Бродвей и стриминг-индустрию. SRSLY разбирается, почему его мюзикл «Гамильтон» — революционное событие и культурный прорыв.
3 июля 2020 года мюзикл Hamilton оказался в репертуаре стриминг-сервиса Disney+, и это событие стало революционным сразу во многих смыслах. Оригинальная идея рассказать об Американской революции на языке Бродвея и с участием только цветных артистов уже принесла мюзиклу победу в 11 номинациях главной американской театральной премии Tony Awards и одну «Грэмми» за лучшую музыку в спектакле в 2016 году — но миллиарды жителей Земли были лишены возможности его увидеть. Бродвейские шоу охраняли как зеницу ока с момента изобретения портативной видеокамеры: их основной доход составляла продажа билетов — очень дорогих билетов (конкретно на «Гамильтон» можно было попасть за 500 долларов, причем контрамарки раскупались за несколько месяцев до даты).

Бродвейские мюзиклы (равно как их лондонские, гамбургские и прочие лицензионные постановки) крайне редко снимаются на видео и исчезают без следа, как только сходят с театральных подмостков (если не считать незаконных и некачественных съемок недобросовестными зрителями). Поэтому, к примеру, герои и арии классической рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» знакомы большинству меломанов не в сценической версии, а по фильму Нормана Джуисона, а «Волосы» — по киноверсии Милоша Формана. В свете этих обстоятельств идея автора и исполнителя главной роли «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранды зафиксировать весь спектакль на видео тоже стала своеобразной революцией в шоу-бизнесе. Миранда и его соратники бросили вызов вековым традициям и прагматичному расчету; мюзикл был увековечен в 2016 году, а сейчас стал доступен подписчикам популярного стриминг-сервиса. Из претенциозного аттракциона для напыщенной городской буржуазии мюзикл превратился в демократичное развлечение для прогрессивно мыслящей публики: темнокожие отцы-основатели, читающие рэп в камзолах, и их дамы, распевающие соул-рулады в платьях с кринолинами, взорвали интернет.

Лин-Мануэль Миранда, Меган Маркл, Принц Гарри и лондонский состав "Гамильтона"

Широкие массы, никогда не ступавшие на порог бродвейских театров, уже давно были заинтригованы: до выхода видеоверсии в его фанатах числились Бейонсе, Эминем, Барак и Мишель Обама (заявивший: «Любовь к «Гамильтону» — единственный вопрос, в котором я солидарен с Диком Чейни») и десятки других знаменитостей. В 2016 году вышел альбом The Hamilton Mixtape, где арии из мюзикла перепели суперзвезды от Busta Rhymes и The Roots до Jill Scott, Alicia Keys и Chance the Rapper. Александр Гамильтон внезапно стал настолько культовой исторической фигурой, что Департамент казначейства США отменил намерение заменить его лицо на 10-доллларовой банкноте на нечто более политкорректное — вместо Гамильтона под замену попал Эндрю Джексон с двадцатки. Для общественных школ Нью-Йорка была запущена льготная программа посещения: учителя водили классы на показ мюзикла для изучения истории рождения США: скучные диалоги Гамильтона и Джефферсона о международных обязательствах в нем превращены в зажигательный рэп-баттл, а военные действия показаны с брейкданс-хореографией, при этом историческая точность событий почти не нарушена. Американцы зачитывались бестселлером о создании мюзикла, посещали передвижную выставку и смотрели документальный фильм о нем же на канале PBS — в общем, люди мечтали увидеть «Гамильтон», и вот их мечта сбылась.


«Гамильтон» стал долгожданным прорывом и для Бродвея: за исключением «Книги Мормона» от создателей South Park Трея Паркера и Мэтта Стоуна и «Если/Затем» Тома Китта и Брайана Йорки, все заметные бродвейские шоу последних лет были ничем иным, как театральными адаптациями голливудских фильмов. Бродвейские афиши зазывали посетить спектакли со знакомыми до боли названиями «Рокки», «Мосты округа Мэдисон», «Пули над Бродвеем», «Чумовые боты», «Король Лев», «Аладдин», «Мальчишник в Вегасе», «Телохранитель», «Школа рока»… Но несмотря на усилия бродвейских продюсеров идти в ногу с массами, сборы падали с каждым годом. Очевидно, зрителей все меньше возбуждала идея потратить сотню-другую долларов за шанс увидеть «Кэрри» или «Завтрак у Тиффани» с поющими и танцующими героями, лишь отдаленно напоминающими свои прообразы в кино, не говоря уж о «Спайдермене» или «Привидении» — все эти шоу закрылись раньше времени либо вообще с треском провалились. Проще говоря, Бродвей переживал творческий и экономический кризис, отчаянно проигрывая Голливуду в борьбе за людские сердца. А нагрянувшая пандемия коронавируса казалась финальным гвоздем в крышку бродвейского гроба.


Миранда с «Гамильтоном» появился в разгар локдауна, словно бог из машины. Сам он признается, что его команда за три съемочных дня создала «инди-фильм» на свой страх и риск, вложив собственные средства. Джонатан Грофф — звезда сериала «Охотник за разумом» (Mindhunter) — специально вернулся в Нью-Йорк исполнить знаменитые песенки Короля Георга, чтобы телеверсия точно повторяла сценическую версию 2015 года. На выходе получился трехчасовой видеоспектакль, нашпигованный берущими за душу мелодиями, искрометными рифмами и отчетливым политическим месседжем, который на сцене озвучивают Гамильтон и генерал Лафайет: Immigrants, we get the job done!. У Миранды уже была превосходная репутация композитора и либреттиста, певца, рэпера и актера — и она перевесила риски: в октябре 2020 года Disney заплатили рекордные 75 миллионов долларов за права на показ шоу на Disney+. Компания не предоставляет данных о цифрах просмотра своего контента, но можно предположить, что руководство не пожалело о сделке: только лишь с момента премьеры шоу 3 июля число скачиваний приложения Disney+ к 6 июля взлетело на 72% в США и на 46% — в мире.


Теперь артисты «Гамильтона» воодушевленно рассуждают в интервью об идее сохранять все великие мюзиклы в первозданном виде, продюсеры и дистрибьюторы подсчитывают прибыль и планируют стратегии для новых проектов на стыке театра и стриминга, а воспрянувший Бродвей горделиво озирается: он по-прежнему способен удивлять.

 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Композитор, Продюсер, Сценарист
Лин-Мануэль
Миранда
Читайте также
Герои — 18:27, 5 марта 2021
«Есть две вещи: любовь и смерть». Интервью с режиссером Николаем Хомерики
Образ жизни — 5 марта, 18:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: ROSALÍA, Граймс и феминизм
Новости, Новости — 5 марта, 15:33
Сцена из «Гарри Поттера» и школьники-бандиты: Денис Дорохов и Илья Соболев в новом выпуске Comment Out
Новости, Новости — 5 марта, 14:46
У Рахима Абрамова вышел трек «Синий Lamborghini»
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 5 марта, 14:03
Найдено стихотворение Владимира Набокова, написанное от лица Супермена
Образ жизни — 5 марта, 13:22
ЖатропеР: открытие бара Joshua Vides Studio и новая инсталляция Покраса Лампаса
Новости, Новости — 5 марта, 13:19
Бэнкси подтвердил авторство граффити на стене бывшей английской тюрьмы
Новости, Новости — 5 марта, 12:00
Mary Gu поет о плохой девочке в новом треке «Косички»
Герои — 3 марта, 12:13
Как набрать миллионную аудиторию в Likee. Рассказывают топовые блогеры платформы
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 5 марта, 11:37
В России появится медиа, посвященное Clubhouse
Кино — 5 марта, 06:04
Берлинале-2021: корейские зумеры, немецкий робот, канадская социальная дистанция
Новости, Новости — 4 марта, 16:05
Криминолог рассказал в ютьюб-шоу «А поговорить?» о самых популярных в России преступлениях и сезонности правонарушений
Кино — 4 марта, 16:04
Райя, Сису, Кумантра. Интервью с создателями мультфильма «Райя и последний дракон»
Новости, Новости — 4 марта, 13:19
Возле центра дизайна Artplay появилась розовая статуя Давида с веслом
Новости, Новости — 4 марта, 11:43
Андрея Борисова задерживают за выполнение челленджа в новом веб-сериале «Полицейский с YouТюба»
Новости, Новости — 4 марта, 09:31
Илон Маск хочет построить свой город и назвать его Starbase
Новости, Новости — 4 марта, 08:41
Джейкоб Элорди из «Эйфории» снялся в рекламной кампании Calvin Klein
Новости, Новости — 3 марта, 22:53
Dream Team House исполняется год. В честь этого блогеры проведут онлайн-концерт
Новости, Новости — 3 марта, 22:50
Белла Порч снялась в клипе Sub Urban — Cirque
Герои — 3 марта, 19:10
Тиктокер, который умеет прятаться в маленькую коробку. Интервью с Kate Brush
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 3 марта, 17:14
Гарри Нуриев откроет в Москве Crosby Studios Home — общественное пространство, интерьерный бутик, кафе и штаб-квартиру
Новости, Новости — 3 марта, 16:21
В России появилась платформа Gesam. Это биржа труда для тех, кто не хочет возвращаться в офис
Новости, Новости — 3 марта, 13:14
У Дианы Астер вышел трек «Полюби меня». Это лирическая история о безответной любви
Новости, Новости — 3 марта, 11:35
Танцы с накладной грудью и поедание сухой корицы: Бабич и Романенко пришли в «Шоу маминой подруги»
Новости, Новости — 3 марта, 08:43
Фанатка «Гарри Поттера» обнаружила, что в одном эпизоде Гарри, Рона и Гермиону сыграли дублеры
Музыка — 2 марта, 20:34
Построк в своем отечестве. Борис Барабанов о группе Mogwai, покорившей британский альбомный чарт
Образ жизни — 2 марта, 19:57
«Трибунала больше нет». Рецензия на спектакль Микиты Ильинчика «Благоволительницы»
Кино — 2 марта, 16:45
Сериалы недели: «Супермен и Лоис», «Аллен против Фэрроу», «Мы, дети станции Зоо», «Джинни и Джорджия»
Новости, Новости — 2 марта, 14:58
У Adidas и Томми Кэша коллаборация. Они выпустили лимитированные кроссовки Superstar
Это грех
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)
Сокол и Зимний Солдат
(1 сезон)
7.9
Грейс & Фрэнки
(1 сезон)