Обзоры, Кино — 18 августа, 15:23

От Бродвея до Диснея: как мюзикл «Гамильтон» перевернул мировой шоу-бизнес

Лин-Мануэль Миранда скрестил рэп, Бродвей и стриминг-индустрию. SRSLY разбирается, почему его мюзикл «Гамильтон» — революционное событие и культурный прорыв.
3 июля 2020 года мюзикл Hamilton оказался в репертуаре стриминг-сервиса Disney+, и это событие стало революционным сразу во многих смыслах. Оригинальная идея рассказать об Американской революции на языке Бродвея и с участием только цветных артистов уже принесла мюзиклу победу в 11 номинациях главной американской театральной премии Tony Awards и одну «Грэмми» за лучшую музыку в спектакле в 2016 году — но миллиарды жителей Земли были лишены возможности его увидеть. Бродвейские шоу охраняли как зеницу ока с момента изобретения портативной видеокамеры: их основной доход составляла продажа билетов — очень дорогих билетов (конкретно на «Гамильтон» можно было попасть за 500 долларов, причем контрамарки раскупались за несколько месяцев до даты).

Бродвейские мюзиклы (равно как их лондонские, гамбургские и прочие лицензионные постановки) крайне редко снимаются на видео и исчезают без следа, как только сходят с театральных подмостков (если не считать незаконных и некачественных съемок недобросовестными зрителями). Поэтому, к примеру, герои и арии классической рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» знакомы большинству меломанов не в сценической версии, а по фильму Нормана Джуисона, а «Волосы» — по киноверсии Милоша Формана. В свете этих обстоятельств идея автора и исполнителя главной роли «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранды зафиксировать весь спектакль на видео тоже стала своеобразной революцией в шоу-бизнесе. Миранда и его соратники бросили вызов вековым традициям и прагматичному расчету; мюзикл был увековечен в 2016 году, а сейчас стал доступен подписчикам популярного стриминг-сервиса. Из претенциозного аттракциона для напыщенной городской буржуазии мюзикл превратился в демократичное развлечение для прогрессивно мыслящей публики: темнокожие отцы-основатели, читающие рэп в камзолах, и их дамы, распевающие соул-рулады в платьях с кринолинами, взорвали интернет.

Лин-Мануэль Миранда, Меган Маркл, Принц Гарри и лондонский состав "Гамильтона"

Широкие массы, никогда не ступавшие на порог бродвейских театров, уже давно были заинтригованы: до выхода видеоверсии в его фанатах числились Бейонсе, Эминем, Барак и Мишель Обама (заявивший: «Любовь к «Гамильтону» — единственный вопрос, в котором я солидарен с Диком Чейни») и десятки других знаменитостей. В 2016 году вышел альбом The Hamilton Mixtape, где арии из мюзикла перепели суперзвезды от Busta Rhymes и The Roots до Jill Scott, Alicia Keys и Chance the Rapper. Александр Гамильтон внезапно стал настолько культовой исторической фигурой, что Департамент казначейства США отменил намерение заменить его лицо на 10-доллларовой банкноте на нечто более политкорректное — вместо Гамильтона под замену попал Эндрю Джексон с двадцатки. Для общественных школ Нью-Йорка была запущена льготная программа посещения: учителя водили классы на показ мюзикла для изучения истории рождения США: скучные диалоги Гамильтона и Джефферсона о международных обязательствах в нем превращены в зажигательный рэп-баттл, а военные действия показаны с брейкданс-хореографией, при этом историческая точность событий почти не нарушена. Американцы зачитывались бестселлером о создании мюзикла, посещали передвижную выставку и смотрели документальный фильм о нем же на канале PBS — в общем, люди мечтали увидеть «Гамильтон», и вот их мечта сбылась.


«Гамильтон» стал долгожданным прорывом и для Бродвея: за исключением «Книги Мормона» от создателей South Park Трея Паркера и Мэтта Стоуна и «Если/Затем» Тома Китта и Брайана Йорки, все заметные бродвейские шоу последних лет были ничем иным, как театральными адаптациями голливудских фильмов. Бродвейские афиши зазывали посетить спектакли со знакомыми до боли названиями «Рокки», «Мосты округа Мэдисон», «Пули над Бродвеем», «Чумовые боты», «Король Лев», «Аладдин», «Мальчишник в Вегасе», «Телохранитель», «Школа рока»… Но несмотря на усилия бродвейских продюсеров идти в ногу с массами, сборы падали с каждым годом. Очевидно, зрителей все меньше возбуждала идея потратить сотню-другую долларов за шанс увидеть «Кэрри» или «Завтрак у Тиффани» с поющими и танцующими героями, лишь отдаленно напоминающими свои прообразы в кино, не говоря уж о «Спайдермене» или «Привидении» — все эти шоу закрылись раньше времени либо вообще с треском провалились. Проще говоря, Бродвей переживал творческий и экономический кризис, отчаянно проигрывая Голливуду в борьбе за людские сердца. А нагрянувшая пандемия коронавируса казалась финальным гвоздем в крышку бродвейского гроба.


Миранда с «Гамильтоном» появился в разгар локдауна, словно бог из машины. Сам он признается, что его команда за три съемочных дня создала «инди-фильм» на свой страх и риск, вложив собственные средства. Джонатан Грофф — звезда сериала «Охотник за разумом» (Mindhunter) — специально вернулся в Нью-Йорк исполнить знаменитые песенки Короля Георга, чтобы телеверсия точно повторяла сценическую версию 2015 года. На выходе получился трехчасовой видеоспектакль, нашпигованный берущими за душу мелодиями, искрометными рифмами и отчетливым политическим месседжем, который на сцене озвучивают Гамильтон и генерал Лафайет: Immigrants, we get the job done!. У Миранды уже была превосходная репутация композитора и либреттиста, певца, рэпера и актера — и она перевесила риски: в октябре 2020 года Disney заплатили рекордные 75 миллионов долларов за права на показ шоу на Disney+. Компания не предоставляет данных о цифрах просмотра своего контента, но можно предположить, что руководство не пожалело о сделке: только лишь с момента премьеры шоу 3 июля число скачиваний приложения Disney+ к 6 июля взлетело на 72% в США и на 46% — в мире.


Теперь артисты «Гамильтона» воодушевленно рассуждают в интервью об идее сохранять все великие мюзиклы в первозданном виде, продюсеры и дистрибьюторы подсчитывают прибыль и планируют стратегии для новых проектов на стыке театра и стриминга, а воспрянувший Бродвей горделиво озирается: он по-прежнему способен удивлять.

 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 19:43, 27 октября 2020
ЯнГо, Януля, Ян Гордиенко. Интервью с тем самым парнем с ютьюба
Кино — 27 октября, 19:43
10 документальных фильмов о транслюдях: визионерках и активистках и не менее иконических обыкновенных людях
Новости, Новости — 27 октября, 17:01
Forbes посчитал доходы ютьюберов с рекламы. Labelcom за год заработали 3,55 млн долларов
Новости, Новости — 27 октября, 16:10
Как быстро подготовиться к Хэллоуину? Стать зомби с помощью сайта Make Me A Zombie
Новости, Новости — 27 октября, 15:57
Apple повысит цены в российском App Store
Новости, Новости — 27 октября, 14:30
Александр Гудков в «Просто о сложном»: о Comment Out, тиктоке и новой этике
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 октября, 10:08
Гарри Стайлс купается, танцует и бегает под итальянским солнышком в клипе на песню Golden
Новости, Новости — 26 октября, 23:11
Финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» выйдет 31 декабря. А пока посмотрите первый тизер
Новости, Новости — 26 октября, 22:26
«Нужно очень постараться, чтобы разбить»: Wylsacom провел дроп-тест iPhone 12
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 26 октября, 19:37
Япония планирует достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году
Новости, Новости — 26 октября, 17:50
Съемки фильма о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли отложили
Новости, Новости — 26 октября, 17:35
Oreo построили бункер на случай конца света. Там хранится запас знаменитого печенья
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 октября, 15:53
Премьеру фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?» перенесли на 2021 год
Герои — 26 октября, 15:00
О сольном альбоме, борьбе с алкоголизмом и Цое. Большое интервью с Олегом Гаркушей
Новости, Новости — 26 октября, 13:53
У тумана в Сан-Франциско есть твиттер. Там он пишет про погоду и шутит над местными жителями
Новости, Новости — 26 октября, 13:13
У Dream Team House коллаборация с «Пацанки House». Нас ждет много совместного контента
Новости, Новости — 26 октября, 10:47
Еще один личный рекорд: у Насти Ивлеевой 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 26 октября, 08:50
У Дани Милохина и Артура Бабича вышел трек. Это кавер на хит Rauf & Faik «Детство»
Музыка — 26 октября, 08:40
Новое в музыке за неделю: Woodkid, Major Lazer, Slava Marlow и Ty Dolla $ign
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Кино — 25 октября, 23:12
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Герои — 23 октября, 16:13
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Ведьмы
Темные начала
(2 сезон)
Пересекая Атлантику
(1 сезон)
4
Достать коротышку
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)