Развернуть Свернуть
Обзоры, Кино — 1 октября 2025, 17:30

82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Крушащая машина», «Молчаливый друг», «Завещание Анны Ли», «Стереодевчонки»

Дуэйн Джонсон — бытовая истеричка. Аманда Сайфред — мессия (не сомневались). Тони Люн — молчун. Антон Фомочкин завершает свой рассказ об увиденном на прошедшем Венецианском кинофестивале.

«Крушащая машина» (The Smashing Machine), реж. Бенни Сэфди

1997-й. Марк Керр (Дуэйн «Скала» Джонсон, «Форсаж», «Моана») — doesn't care… Точнее, заботы у силача имеются, но в ограниченном диапазоне: между победами на ринге (пока без осечек) и правильной дозировкой банана в протеиновом утреннем пойле, которую так часто путает глупышка-подружка Доун (Эмили Блант, «Тихое место»). Девушка преданно вьется рядом, получает в подарок восточные миски (потому что суженого после UFC захантили в японскую лигу Pride Fighting Championships), а когда удобно / есть настрой, еще и покровительственную ласку чемпиона. Впереди у Керра ответственный бой, а местный журналист как нельзя некстати спрашивает, не задумывался ли тот о том, каково это… Проигрывать? 

#INSERT_ARTICLE#

Мысль, что поражение неминуемо, — крушащая машина с движком помощнее, чем у бугая Керра, пройдется катком, уже не поднимешься. На фоне осознания собственной уязвимости Джонсон, при всех стероидных подготовительных челленджах, понемногу сдувается в кадре не телом, а духом, являя собой поникший и вытоптанный соперниками холмик. Причиной тому пунктирный кризис маскулинности (герой колется неопознанными обезболами, капризно срывается на подружке, с влажным взглядом вспоминает, как визави фатально вломил ему коленом по башке), ошибочно принятый многими за проявления хрупкости, чуткости и прочей нежности, контрастирующей с образом силача. В кадре последовательно воспроизведены эпизоды из исповедальных монологов одноименного докфильма о Керре, но в механической реконструкции пропадает та надрывная эмоция раскаяния/сожаления, которая и придавала этим откровениям смысл. Остается пресная история самовлюбленного придурка, напоминающая прелюдию к хорошему спортивному фильму — все время кажется, что сейчас начнется что-то действительно незаурядное, Керр взбодрится, изменится, посвоевольничает, покается, сокрушит всех и вся, но начинаются титры и постдок-эпилог с участием реального героя

Однако, чтобы рассказать о том, что любая прущая напролом махина в конце концов становится тягачом для тележек в супермаркете, нужно смиренное чувство тоски и грусти. Нет его ни у Бенни Сэфди («Неограненные алмазы»), который после ссоры с братом при дележке творческого имущества, очевидно, оставил ему былой нервический импульс — сомнительный режиссерский приз Мостры достался за пограничный прикол, который проблематично выкупить: неироничная сюжетная канва для нового «Рокки» с тренировочной сценой под My way интерпретирована в стилистике реалити-шутки Нэйтана Филдера («Проклятие»). Ни у Скалы — то, что у актера есть потенциал для арт-кино, было понятно еще по «Сказкам юга» (2006), но для обратившегося в ощенившуюся собаку после первого проигрыша Керра у него нет и малейшего бэкграунда лузера (той трушности, что сделала Микки Рурка «Рестлером» (2008).  

Сколько в пылу пустопорожних семейных ссор ни выламывай двери голыми руками, нет в «Машине» и ничего чувственного.
#INSERT_ARTICLE#

Кажется, главная жертва Керра — его либидо, герой воспринимает Доун как элемент декора, ведь оргазмирует он, по собственному признанию, только от побед. Только вот бьет этот фильм, увы, понарошку, какие уж тут заслуженные пояса и кубки. 

«Молчаливый друг» (Stille Freundin), реж. Ильдико Эньеди

#INSERT_ARTICLE#

Профессор нейробиологии Тони Вонг (Тони Люн, «Великий мастер») во время пандемии остается пленником марбургского университетского кампуса, засматриваясь на могучее дерево из местного ботанического сада, и надумывает, сблизившись, обвесить гиганта датчиками и изучить. Около полувека до того, в 1972-м, в этих же стенах юноша Ханнес (Энцл Брам) робко втрескался в хиппи-исследовательницу ботаники Гундулу (Марлен Буров, «Однажды мы расскажем друг другу все») и вызвался ухаживать за ее геранью, пока девушка свободолюбиво наматывает километры в походе. Еще раньше, в 1908-м, застенчивая Грета (Луна Ведлер, «Так близко к горизонту») оказалась первой студенткой в мире мужчин и консервативных профессоров университета. Всех этих аутсайдеров и одиночек в разные периоды жизни сопровождало одно и то же дерево. Тихий друг, свидетель и спутник.

Если Толстой пятнадцать страниц описывал дуб, то Ильдико Эньеди дает почти трехчасовой pov от лица своего мудрого двулопастного ginkgo biloba (дерево с вееровидными листьями. — Прим. SRSLY) на наши безмолвные людские курьезы, сопряженные со студенчеством разных эпох. Конечно, можно глумиться над тем, что Грета, увлекшись фотографией, наглядно повторяет модель фотосинтеза, но все видимые очевидности и банальности в тексте Эньеди обманчивы, как и взгляд на любой парк издалека. Ну, кроны деревьев и кроны деревьев. 

Эньеди же волнуют детали, почти микроскопический зум, как импульсов, вибраций в коре гинко билобы, так и человеческой суетливости, которую, кажется, способна заземлить лишь созерцательная пятиминутка в ботаническом саду (опционально может перейти в дрему).
#INSERT_ARTICLE#

Провести время в медитации предлагает и Эньеди, «Друг» — как долгое уединение, не предполагающее торопливость. Романтические импульсы, как и любые другие (по)знания от первой сигаретки до поцелуя, прорастают в опыте зернами. Люди одиноки, как и деревья в заповедниках. Эньеди рифмует идеи, которыми раньше жонглировали и Рильке, и Гете, и другие мыслители-умники, начавшие диалог между мирским и природным. Как и предыдущий (гениальный) фильм венгерской постановщицы «История моей жены» (2021), «Друг» — это апология чувственной неловкости. Пульсирует она, когда скучающий Вонг слегка волнительно созванивается с прелестным ученым-ботаником (Леа Сейду, «Жизнь Адель»). Когда Грета понемногу свыкается как с независимостью своего тела, так и с волей флиртовать (или нет). Когда Ханнес проецирует всю свою влюбленность на герань Гундулы, а та отвечает взаимностью. Все это очень просто, но нужно так же, как иной раз необходимы часы в тишине и покое, наедине с таким молчаливым другом. 

«Завещание Анны Ли» (The Testament of Ann Lee), реж. Мона Фаствольд

#INSERT_ARTICLE#

Анна Ли (Аманда Сэйфрид, Mamma Mia!) толком не любила, но замуж вышла. По настоянию супруга-доминанта (Кристофер Эббот, «Уловка-22») девушка только и делала, что ублажала его перверсивные замашки и вынашивала детей. Новорожденные, впрочем, никогда не доживали до года. Так разочарованная в семейной жизни девушка с активистским запалом закапывается в веру. Пострадав в темнице за свои квакерские убеждения, Анна Ли, мучимая видениями с самого детства, убеждается в том, что она инкарнация Иисуса Христа. Вокруг нее начинают кружить последователи (буквально), и, настоявшись коммуной, все они оставляют родной дремучий Манчестер, нацелившись на просторную Америку. 

Мир танцующему или видеогайд для начинающего шейкера. Непрерывные экстатические пляски, напоминающие трепыхания морских волн, чередуемые коллективным плетением корзинок и сбором табуреток, вполне сошли бы за экспериментальный видеоарт, предназначенный для завсегдатаев биеннале, но вокруг гипнономеров в «Завещании» выстроен амбивалентный сюжет о новой святой, которому предано уж слишком много пустой контекстуальной конкретики. Например, многочисленная свита мелкими штрихами в избытке получает свое экранное время, а потом без объяснений поочередно застревает где-то на полях. Нечто промежуточно-нарративное, компромиссное, удерживающее зрителя от шага в пучину освободительного хоровода и лишает легкости художественный радикализм Фаствольд — в ее религиозном антимюзикле чувствуется непреодолимое прозаическое усилие весом с земную твердь. Даже оторвавшись от деревянных половиц на расстояние ладони, Анна Ли (как и фильм о ней) так и не может совершить прижизненный трансгрессивный переход в соответствии со своим названным статусом жития. 

#INSERT_ARTICLE#

Фаствольд вместе со своим соавтором/супругом Корбе — работяги старой закалки, а труд у сподвижников Анны Ли сродни молитве, высший духовный промысел. Вот режиссер с истовым упорством, подобным брату главной героини (Билл Пуллман, «День независимости»), который, проповедуя на сотни километров, натирал стопы до волдырей и кровавых мозолей, и плетет узоры из шейкерских тел на пасторальной канве. Нетрудно поверить в сообщество, где все млеют от Аманды Сейфрид, а вот не выпасть из здешней условности куда сложнее. 

Истинной монументальности фильму, собранному из трех копеек, палок и амбиций, может придать лишь божья искра — по злой иронии, она разожглась у Корбе именно в фильме про прижизненный саркофаг капитализма («Бруталист», 2024), а не в изнурительном, пусть и любопытном эксперименте об уважительно-утопическом единстве общества через веру. 
#INSERT_ARTICLE#

«Стереодевчонки» (Les Immortelles), реж. Каролина Деруас-Пиано

#INSERT_ARTICLE#

Начало 90-х. Подружки Шарлотта (Лена Гаррель, «Вечно молодые») и Лиза (Луиза Аура) мучаются в старшей школе и мелодично грезят о том, как, став постарше, затягиваясь папироской, что Серж Генсбур в своем зените, будут представлять свою новую пластинку в прямом телеэфире. Мечты, мечты.

Подступившись к режиссерскому дебюту, Каролина Деруас-Пиано отбросила частичку «Гаррель» из своей двойной фамилии так же, как спалившаяся выпускница беззаботно роняет шпаргалку на экзамене. Однако эту слезную метафизику все равно нетрудно угадать с трех нот. Причиной тому неоглашенный развод или же просто зов творческой самости, но почерк/влияние/назидание Филиппа Гарреля («Запасные поцелуи») очевидны не только по солирующей в кадре общей дочурке Лене, образцово научившейся высокохудожественно печалиться и страдать (семейное). «Стереодевчонки» — первые полчаса прикидываются развязной секс-комедией (с вожделением физрука, типологией парней / их причиндалов и прочими крайностями пубертата), чтобы стало больно сразу после сюжетного поворота, оборачивающего подростковые мечтательные сны в тягостный полуночный делирий. Подобная смена тональности становится как особенностью, так и проклятием фильма. Будто ребенок как по волшебству, поутру проснувшийся, становится прожженной, пожившей женщиной. 

#INSERT_ARTICLE#

Мотив смерти — излучение, которому охотно отдавались и Бодлер, и Генсбур, и другие поэты/шансонье, потому, столкнувшись с ним, сновидения Шарлотты мутируют, как и лирика ее песен.  

Есть фильмы о невозможной любви, этот — о дружбе, высшей, спиритической и трагичной.
#INSERT_ARTICLE#

С той же скорбью Филипп обычно слагал легенды о ненастной, монохромной романтике. У Деруас-Пино, наоборот, красок в избытке — в отличие от длины дремотных сюрреалистичных маршрутов, которые скованы ограниченным пулом повторяющихся образов. В «Девчонках» есть несколько классных песенных номеров, парочка глубоких лужиц слез и предостаточно широких максималистских жестов. В такой компактности по истечении экранного часа все равно заметен глухой предел — даром, в названии указано стерео, а не 5.1.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Кадр из фильма «Завещание Анны Ли»
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Актёр, Продюсер
Эмили
Блант
Актёр, Продюсер, Спортсмен
Дуэйн
Джонсон
Читайте также
Новости — 19:15, 27 ноября 2025
«Ответы на любые вопросы есть в природе»: инди-артистка nttrl — о новом альбоме ask nature, связи с миром и вере
Новости, Новости — 27 ноября, 19:15
IKEA показала колонки в форме зеркал и ламп
Новости, Новости — 27 ноября, 17:10
В Москве появилась виртуальная примерочная на базе ИИ
Новости, Новости — 27 ноября, 16:40
В ChatGPT появились бесплатные групповые чаты
Новости, Новости — 27 ноября, 15:30
Фанаты обрушили Netflix в день выхода новых серий «Очень странных дел»
Новости, Новости — 27 ноября, 14:15
Драма Kokuho стала самым кассовым японским фильмом в истории
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 27 ноября, 11:05
Смотрим трейлер фильма «Холодное сердце» с Никитой Кологривым и Славой Копейкиным
Новости, Новости — 27 ноября, 10:20
Зумер, сигма и ред-флаг: «Грамота.ру» выбирает слово года
Новости, Новости — 26 ноября, 18:02
Supreme выпустит коллаборацию с Dr. Martens
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 26 ноября, 17:20
Никола-Ленивец выпустит книгу об истории фестиваля «Архстояние»
Новости, Новости — 26 ноября, 16:10
Spotify купил крупнейший каталог музыкальных сэмплов WhoSampled
Новости, Новости — 26 ноября, 15:04
Ева Грин присоединилась к касту третьего сезона «Уэнсдэй»
Новости, Новости — 26 ноября, 13:50
Crocs представили коллаборацию с Xbox
Новости, Новости — 26 ноября, 12:40
Семь аниме поборются за место в шорт-листе «Оскара-2026»
Интервью — 26 ноября, 11:34
Кричать, отрываться, танцевать. 12 вопросов группе Index III
Новости, Новости — 26 ноября, 10:00
Фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым получил международную награду
Новости, Новости — 25 ноября, 19:40
Стихи могут обходить защиту генеративных моделей ИИ
Новости, Новости — 25 ноября, 19:00
Сериал «Все честно» с Ким Кардашьян продлили на второй сезон
Новости, Новости — 25 ноября, 18:12
Netflix начал работу над третьим сезоном One Piece
Новости, Образ жизни — 25 ноября, 15:35
Разработчики Resident Evil Requiem обещают разнообразный хоррор
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 ноября, 11:04
Завершились съемки «Очень страшного кино 6»
Новости, Новости — 25 ноября, 10:20
Известна дата выхода фильма о Билли Айлиш
Новости, Новости — 25 ноября, 09:34
«Че-то на личном»: «СТОУНД» выпустили томный EP «Между тобой и кроватью»
Новости, Новости — 24 ноября, 17:00
Снегурочка может стать героиней Genshin Impact в обновлении 6.5
Новости, Новости — 24 ноября, 16:40
Пройдут спецпоказы фильма «Бонхеффер: Пастор, шпион, убийца» с Аугустом Дилем
Новости, Новости — 24 ноября, 15:52
Юна из ITZY снимется в дораме
Кино — 24 ноября, 15:30
В провинциальном городке был праздник, музыка звучала. Проекты о российской глубинке
Новости, Новости — 24 ноября, 12:40
Хилари Дафф анонсировала новый альбом
Новости, Новости — 24 ноября, 09:30
«Ровесник» и SRSLY проведут вечер «Очень странных дел»
7.3
Метод
(3 сезон)
7.2
Киноклуб
(1 сезон)
6.5
Сущность
6.7
Камбэк
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)