Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 20 сентября 2025, 10:06

Архитектура отчуждения. Как Хидэтака Миядзаки создает враждебные к человеку города

19 сентября 51 год исполнился геймдизайнеру Хидэтака Миядзаки — идейному вдохновителю Bloodborne, Elden Ring и серии Souls. По этому случаю мы решили разобраться, как Миядзаки-автор работает с пространством города в своих играх, делая из локаций полноценного и запоминающегося героя — и при том твоего врага. Начинаем прогулку.

Едва переступив порог полуистлевших, обросших растениями ворот, ты понимаешь: город уже ненавидит тебя. Ты мертв, но можешь передвигать свою плоть, и искорки мыслей загораются внутри твоей головы. Неважно, куда ты пришел — в Ярнам, Анор Лондо или Лейнделл — тебе здесь не рады. И пространство демонстрирует это каждым камнем, каждой лестницей, каждым пустым окном.

Анор Лондо
#INSERT_ARTICLE#

Ты заходишь в Анор Лондо из Dark Souls. Тебя встречают прорезающие небо шпили и золотой свет, но эти башни парят над пропастями, лестницы ведут к потерянным залам, а мосты висят над бездной, словно бросая вызов: «Не дай себе расслабиться».

«За стеной слышен скрежет — враг где-то рядом. Я прячусь за колонной, прислушиваюсь, а потом тихо обхожу его с другой стороны»

Здесь и далее — заметка из дневника игрока. 

#INSERT_ARTICLE#

Архитектура «заброшки Богов» была вдохновлена Миланским собором. Эта локация сильно отличается от типичной неприветливости Dark Souls. Если во многих играх храм — это место силы, где персонаж чувствует защищенность (Assassin’s Creed делает именно так, превращая готические церкви в точки обзора), то здесь собор — враждебный организм, который лишь оболочкой напоминает о своем сакральном предназначении. 

«Я забрался на мост над обрывом. Ветер свистит, я понимаю: любое неверное движение — снова смерть. Город испытывает меня, а я начинаю понимать его язык — ритм пространства, ощущение пустоты и опасности»

#INSERT_ARTICLE#

В отличие от улиц в The Last of Us, где запустение рождает меланхоличную тоску, в Анор Лондо пустота напрягает. Она держит в тонусе, напоминает: любое неверное движение будет стоить жизни. Город не молчит, он дразнит: «Ты здесь чужой».

Темный Анор Лондо
#INSERT_ARTICLE#

При этом Анор Лондо — ключевой этап в прохождении Dark Souls, цель которого — показать масштаб мира и проверить навыки игрока. Здесь он сталкивается с опасными врагами, проверяет внимательность к архитектуре, а также находит важные предметы и сюжетные развязки, необходимые для дальнейшего продвижения.

Лейнделл
#INSERT_ARTICLE#

Лейнделл — столица империи и ключевой политический центро мира Elden Ring. Город не только тестирует навыки навигации и боя, но и знакомит игрока с социальной и структурной иерархией мира: дворцы, крепости и башни демонстрируют власть королевы Марики, а сложная архитектура создает препятствия для исследования и стратегического мышления. 

Лейнделл, в отличие от Анор Лондо, не сияет божественным светом, а заманивает в ловушку. Он похож на паутину: улицы запутаны, как корни лиан, заполонивших город, лестницы ведут в неожиданные места, а башни возвышаются над тобой как надсмотрщики. Это не город для граждан, а город-экзаменатор.

«Я останавливаюсь, прислушиваюсь к шорохам, проверяю углы, ищу скрытые проходы. Атака — стена исчезает. Момент триумфа среди постоянного напряжения. Здесь город управляет мной, а я учусь быть внимательным»

#INSERT_ARTICLE#

В реальных столицах — будь то Париж с его радиальной системой улиц или Рим со слоями древних кварталов — то, что кажется хаосом, на деле оказывается упорядоченной системой. Даже если город переполнен, он обслуживает человека: ведет к рынку, площади, храму. У Лейнделла нет этой человеческой логики. Улицы не соединяют, а разъединяют. Лестницы не служат мостиком между двумя точками твоего пути, а путают.

В каком-то плане Лейнделл ближе к Петербургу: тоже столица, созданная «сверху вниз», монументальная, тяжелая, словно выстроенная для империи и ее власти, а не для маленького человека. Но если в Петербурге еще можно найти уютные дворики и набережные, где жизнь просачивается сквозь гранит, то в Лейнделле такой лазейки нет. Архитектура здесь — инструмент контроля. Даже сундук, найденный в узком коридоре, может оказаться западней.

«Я нашел сундук. Но вместо редкой экипировки там оказывается западня, переносящая меня в ужасное, просто ужасное место. Каждая лестница, каждый коридор — как шахматная доска, где враги расставлены заранее. Я ощущаю, что город наблюдает за мной. Каждый успех — это диалог с пространством. А каждая неудача — реплика, оставшаяся без ответа»
#INSERT_ARTICLE#

В Fallout или Cyberpunk 2077 мегаполис, даже будучи жестоким, остается объяснимым: есть магазины, вывески, транспорт, повседневность. Лейнделл же словно построен не для жизни. Это столица, которая оценивает тебя на каждом шагу.

Ярнам
#INSERT_ARTICLE#

Последняя точка сегодняшней прогулки — Ярнам, основной сеттинг Bloodborne, где игрок проходит значимые испытания и учится ориентироваться в опасном мире. Здесь запутанные улицы, высокие и узкие, буквально сдавливающие тебя дома, боковые проходы и скрытые лестницы создают постоянное ощущение угрозы. Фонари, которые служат чекпоинтами, расставлены редко, а до них приходится преодолевать районы с врагами, которые атакуют неожиданно и группами. Мосты ведут через пропасти, лестницы обрываются, а многие здания представляют собой лабиринты, которые трудно запомнить.

«У костра собралась толпа. Пока что они меня не замечают. Я кидаю зажигательную смесь — бум! — отлично. Теперь можно действовать открыто. Я изучаю маршруты врагов, ищу уязвимые места, чтобы двигаться дальше. Каждый шаг требует точности и наблюдения»
#INSERT_ARTICLE#


Ярнам не предложит безопасных зон, кроме пары чердаков и крыш, которые порой проведут к обходным маршрутам: каждый угол потенциально опасен. Узкие проходы делают поле обзора маленьким, перепады высоты не дают предсказать атаку врагов, а скрытые переходы создают ощущение, что город управляет твоими действиями и играется с тобой перед тем, как поглотить.

Однако город всех своих угрозах — не безликий монстр. История Ярнама видна в его постройках: здания частично разрушены, на стенах следы пожаров, улицы забиты обломками повозок и других останков былой жизни. Этот городской хаос усиливает изоляцию игрока: невозможно заранее предугадать, где появится враг, какой маршрут безопасен, а какой — ловушка.

Этот водоворот безумия и проклятых отголосков крови в Bloodborne выражается и с помощью мрачной неоготической архитектуры, от которой перехватывает дыхание. Она напоминает образы диккенсовского Лондона на максималках — только со скрежетом ржавой пилы-топора, волочащейся зазубринами по мостовой.

«Я иду по темным улицам Ярнама и замечаю едва различимую лестницу, спрятанную за обвалившейся стеной. Она ведет наверх, к крыше соседнего дома. Каждое движение вынуждено быть осторожным, каждый звук кажется громче. Город как будто проверяет меня — замечу ли я эти скрытые переходы, пойму ли тайный ритм пространства. Я чужак, но в этих потайных лестницах чувствую приглашение к исследованию, как будто город сам подсказывает куда стоит идти. И тогда откроется что-то большее, чем просто пораженное чумой пространство»

#INSERT_ARTICLE#
 

Ярнам отличается от других мрачных городов, например Silent Hill. Там пустота или разрушения создают страх, но остаются ориентиры и безопасные зоны. В Ярнаме сама структура города создает угрозу и вмешивается в геймплей, формируя перманентное напряжение и требуя постоянного внимания.

персонажи игры
#INSERT_ARTICLE#

Так, у Миядзаки архитектура встроена прямо в механику игры. Чекпоинты почти всегда расставлены так, чтобы игрок видел: до следующей точки нужно пройти через опасное пространство. Вертикали превращают город в трехмерный лабиринт, где лестницы, крыши и чердаки прокладывают альтернативные пути. Скрытые лестницы, короткие переходы и тайные маршруты становятся наградой за внимательность. Город не просто декорация, а противник и учитель: каждый пролом в стене, каждая боковая улочка и опасный мост — часть испытания. Но даже когда город ненавидит тебя, даже когда пространство кажется врагом, оно остается магнитом, из которого не хочется уходить. Потому что быть частью этого враждебного, живого мира — значит ощущать мир полностью, дышать его воздухом, слышать его шепот и чувствовать каждую трещину под ногами. Это не просто игры, не просто локации — это симфония одиночества и отчуждения, которая делает каждого, кто решается войти, свидетелем необыкновенной и трагической красоты.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Кадр из Elden Ring
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 10:06, 20 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Образ жизни — 20 сентября, 10:06
Архитектура отчуждения. Как Хидэтака Миядзаки создает враждебные к человеку города
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 19 сентября, 20:30
В Spotify теперь можно слушать музыку в любом порядке. Даже без подписки
Новости, Новости — 19 сентября, 19:15
Вышел новый трейлер «Иллюзии обмана 3»
Новости, Новости — 19 сентября, 18:45
Карди Би дропнула альбом Am I the Drama?
Новости, Новости — 19 сентября, 18:00
На аукцион выставили Apple-1 — раритетный компьютер в деревянном корпусе
Новости, Новости — 19 сентября, 16:50
Мадонна выпустит новый альбом в 2026 году
Новости, Новости — 19 сентября, 15:15
В США проведут тур Уитни Хьюстон с помощью нейросети
Новости, Новости — 19 сентября, 14:15
Dr. Martens сделают коллекцию с «Уэнсдэй»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 19 сентября, 13:30
В Zoom появятся реалистичные ИИ-аватары для видеоконференций
Новости, Новости — 19 сентября, 12:15
Thomas Mraz выпустил «Дождь» — первый сингл с нового альбома
Новости, Новости — 18 сентября, 18:45
«Союзмультфильм» выпустит аниме по мотивам «Чайки» Чехова
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы