TikTok не дает покоя и кружит голову не только миллионам подростков по всему миру, но и людям постарше (как уже показывает статистика, аудитория приложения сильно повзрослела), и огромным компаниям вроде Microsoft и Twitter, и главам государств вроде Трампа и Моди. На фоне новостей о возможной блокировке приложения в США и уже свершившемся бане в Индии Facebook* в лице Instagram* начал активную экспансию на рынок сразу целого ряда стран своего сервиса Reels, который многие называют клоном TikTok. В России он пока недоступен, а потому редакция SRSLY решила работать на опережение и сделать обзор сервиса до того, как он появится у нас.
Как работает Reels?
Все просто до умопомрачения: пользователи Instagram* могут записывать короткие ролики до 15 секунд (а это даже меньше, чем в TikTok), монтировать их, добавлять музыку, эффекты и маски и делиться ими в ленте. Выглядит это сейчас так:
В целом, для создания видео в Reels доступна вся галерея эффектов и масок Instagram* , что удобно.
Для удобства монтажа короткого видео, как и в TikTok, есть функции ускорения/замедления и таймер.
Это если смотреть на Reels глазами создателя контента. Если оценить пользовательский опыт, то сервис интегрировался в Instagram* , как это в свое время сделал IGTV, но не повторяя ошибки с созданием отдельного приложения под эту конкретную функцию. На странице «Для Вас» (For You Page) появились рекомендации из Reels. Если контент топовый и оригинальный, Instagram* пометит его таковым (Featured), и видео будет показываться чаще.
Судя по тому, что пишут в американских блогах (например, на Later.com), за несколько дней с момента запуска функции десяток брендов сумел набрать миллионы просмотров всего на нескольких видео. В пример хочется привести Louis Vuitton, который решил показать в Reels свою круизную коллекцию и собрал на этом 5 млн просмотров.
Есть несколько соображений, как LV это удалось. Можно податься в теории заговора и предположить, что Instagram* в стремлении прорекламировать достоинства своего сервиса в ручном режиме стал чаще рекомендовать пользователям контент брендов, которые по совместительству являются топовыми рекламодателями. Таким образом, приложение могло простимулировать бренды и дальше пользоваться Reels. Другой вариант более прозаичен и менее конспирологичен: контент-то действительно топовый. LV нельзя отказать в чувстве стиля и вкусе, что перенеслось и в контент-менеджмент модного дома для социальных сетей. Выглядит стильно, привлекает внимание, становится магнитом для лайков, показывается чаще в рекомендациях — выглядит очень логично.
Алгоритм пока не прочувствован, но кажется, что он очень похож на TikTok: в рекомендациях показываются ролики, подобранные на основе ваших лайков, просмотров по глубине и вашему местоположению.
Как отметила креативный продюсер сервиса more.tv Евгения Брагина, комментируя новости для редакции SRSLY, TikTok, кроме своих разнообразных фич, прославился алгоритмами, которые позволяли людям с нулевой аудиторией выходить в рекомендации, набирать сотни тысяч, а то и миллионы просмотров и становиться популярными. То же самое было, кстати, и с Instagram* , но только в самом начале его пути. Сейчас Брагина видит два варианта развития Reels:
Возникает закономерный вопрос — зачем нужен Reels, если уже есть TikTok? Видеосервис с многомиллионной аудиторией по всему миру тоже задается этим вопросом. Так сммщики приложения отреагировали на новость о запуске Reels в США.
«Ну… выглядит знакомо».
Кстати, у главы Facebook* Марка Цукерберга как-то раз спросили «Зачем компания копирует фичи других приложений?». Он так и не смог вразумительно ответить, повторяя из раза в раз одно и то же разными словами: «Мы адаптируем полезные фичи для наших пользователей». Тогда вопрос касался Snapchat, и речь шла о том, что американский гигант социальных медиа сначала клонирует интересные продуктовые решения своих конкурентов, а затем начинает угрожать им и в конце концов покупает целый бизнес. Так, по словам конгресследи, которая брала показания Цукерберга, произошло с Instagram* : сначала Facebook* , увидев успех приложения, пытался создать нечто похожее, оно не выстрелило, тогда компания, надавив на владельца, купила успешный оригинал и забросила свою копию.
Кстати, о Snapchat. Автор телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов пишет, что в свое время Instagram* скопировал сторис у Snapchat, «и о последнем у нас, например, уже несколько лет ничего не слышно». Но он никогда и не был популярен в России, при этом в Европе и особенно в США Snapchat чувствует себя неплохо. По данным аналитической компании eMarketer, в 2018 году хотя бы раз в месяц приложением пользовались больше 16 млн американских подростков, а это выше, чем показатели Facebook* и Instagram* на несколько миллионов.
Далее Ефимов пишет, что не верит в то, что Reels убьет TikTok:
Подтвердить или опровергнуть это мнение редакция SRSLY попросила тиктокера Машу Огай (@mashaogaii).
Отвечая на вопрос о планах по использованию новой функции, Маша ответила, что хотелось бы, чтобы Instagram* давал иную почву для контента, нежели TikTok, так как у первого намного более мягкие условия пользования, и «они не кидают детей в теневой бан». Но TikTok — это определенно новая ступенька, большой рывок в развитии социальных платформ.
Как бы то ни было, прогнозировать успех Reels в России, как и в мире, очень сложно. Маловероятно, что он выдавит TikTok с рынка: все же у Instagram* есть рамки, которые сдерживают его эксперименты с форматами, а китайскому видеосервису заметно легче импровизировать — сказывается возраст сервисов и специфика ЦА. Вполне возможно, что в конечном итоге они просто органично поделят аудиторию.