14 декабря все пространство галереи «ЗДЕСЬ» на Таганке заняла новая выставка «Паблик-арт. Действующие лица». Основная цель выставки — отразить развитие паблик-арта, монументального и уличного искусства, которое преображает повседневные городские локации, за последнее десятилетие. Куратор и участник выставки Роман Ермаков отмечает, что ландшафт этой ниши действительно сильно изменился: «Во-первых, выросло новое поколение современных художников. Во-вторых, появляется все больше фестивалей и проектов, которые поддерживают развитие уличного искусства и инициируют появление новой городской скульптуры и муралов в общественных пространствах. Плюс стали понятнее механизмы, которые помогают осуществлять масштабные идеи, появляются заказчики, которые хотят работать с паблик-арт-художниками, бизнес увидел в монументальном искусстве новый способ заявить о себе».
Пространство выставки распределено между персональными стендами художников — crème de la crème паблик-арта. Здесь, среди прочих, можно увидеть работы Романа Ермакова, Софьи Мальцевой, Григория Орехова, Ильи Робе, Максима Свищева, Саши Фроловой, Миши Most, объединения «БАТОМА», Misha Libertee и Rastebina. У каждого из названных творцов собственный изобразительный язык. Например, работы Саши Фроловой, которые можно было в этом году увидеть на New Star Weekend, всегда выделяются и остаются в памяти за счет своей оригинальной формы и материала. «Мой художественный язык во многом сформировался благодаря материалам, с которыми я работаю, и медиуму надувной скульптуры, — рассказывает Саша. — Мне нравится хрупкость и эфемерность надувных объектов и при этом их эмоциональность и позитивность. Они мягкие и теплые на ощупь, благодаря чему похожи на живых существ. Узнаваемыми мои скульптуры делает и принцип формообразования, которого я придерживаюсь: создание формы с использованием биоморфных, текучих и упрощенных геометрических абстракций».
При этом в экспозиции участвуют не только паблик-арт-работы, но и другие произведения. Куратор выставки поделился с SRSLY, что специально выбирал художников, которые работают с разными медиумами: «В первую очередь я пригласил авторов, которые ведут активную студийную практику, помимо работы в городском пространстве, и создают произведения в разных техниках. Я не собирался делать выставку фотодокументаций. Поэтому для экспозиции вместе с фотографиями реализованных проектов художники предоставили холсты, скульптуры, графику, шелкографию, мозаику и даже предметы мебели. Все это позволяет увидеть как разнообразно один автор в рамках своего стиля может использовать найденный художественный метод или технический прием».
Так, на выставке можно увидеть не только яркие скульптурные работы Максима Свищева, но и его графику, которая не перестает отражать стиль и основные темы интереса художника: «Мне любопытен синтез, смесь разных фактур, энергий, состояний. Я вижу всю жизнь, как абстрактную, антропоморфную, биоморфную скульптурную инсталляцию, помещенную в пространство и время. И в этом смысле паблик-арт для меня — это продолжение практики с диджитал-изображением, формой и движением».
Очевидно, что городская среда как живой организм формируется и за счет нелегального арта — за него на выставке отвечает объединение «БАТОМА», имеющее в своей практике несколько таких кейсов. Ребята рассказали SRSLY, что каждая их барельефная работа в городе рождается по-своему — и часто благодаря опыту фланерства: «Мы можем найти интересную нишу для барельефа, тогда сюжет придумывается под место и окружение, либо мы можем найти интересную идею и реализовать ее в барельефе, а уже после искать место, куда ее приклеить. На выставке будут представлены работы, которые изначально были задуманы как идеи, для них пока нет определенного места в городе. Мы очень любим гулять, поэтому нам не составляет труда найти скрытую нишу для наших барельефов или интересное место для уже готовой работы».
Украшают стены в городе и работы мастерицы мозаики Cветланы, работающей под псевдонимом Rastebina. По словам участницы выставки, ее работы по-своему продолжают советскую мозаичную традицию: «Я стремлюсь выходить со своими мозаиками на улицу, где их может видеть максимальное количество зрителей. Я получаю от них обратную связь. Таким образом жители вовлекаются в коммуникацию с художником и с городом, что очень ценно. Так что можно сказать о продолжении традиций, но уже в новом авторским стиле».