1 августа открывается Beat Film Festival — ежегодный смотр фильмов о музыке, который уже давно превратился в нечто большее. Остросоциальные и актуальные картины, кино об уличной культуре и моде, высказывания о времени и искусстве. В этой статье хотелось бы выделить именно три важных фильма о разных и не похожих друг на друга проявлениях искусства, будь то субкультурный мир российских гиков, скрупулезная работа голливудских звукорежиссеров или французский бутик Colette.
Еще 10 лет назад гик-культура в России ограничивалась маленькими сырыми магазинчиками с комиксами, тематическими форумами, мангой, которую приходилось искать по самым дальним углам книжных магазинов, и издательством-монополистом «Комикс», с начала нулевых издававшим все важные серии Marvel. Затем к нам пришли огромные гик-конвенты, среди которых даже местный Comic Con, а комиксы стали издаваться в таком количестве, что даже отъявленному коллекционеру придется попотеть, чтобы успевать следить за всеми новинками. Настоящий гик, впрочем, всегда торчит на eBay в поисках редких коллекционных фигурок и переведенным графическим романам предпочитает оригиналы. Именно о настоящих фанатах своего дела, искренних кидалтах идет речь во «Вторичном мире» — пожалуй, одной из самых оригинальных и неожиданных документальных российских картин последних лет.
В первом сегменте мы следим за девчонками и ребятами из комьюнити Sexy Geek Girls. Девушки косплеят известных героинь масскульта, фотографируются в этих образах для альбомов, раздают автографы и делают селфи с пухлыми мальчишками в теплых свитерах. Косплей — штука довольно дорогая и трудоемкая. Надевать на себя латексные рога требует особых усилий, как, впрочем, и выдержать весь поток желающих для фото неловко приобнять за талию в коридорах огромного «Экспоцентра».
Вторая история о девушке Александре (Ал), которая не на шутку увлечена джедайскими техниками. Ал готовится к специальному фехтовальному конкурсу, где сражаются на световых мечах, и, почти как Рей (героиня Дейзи Ридли), в суровую русскую зиму оттачивает навыки боя в лесном массиве и не хочет вспоминать про учебу. Понятно, что реальность далекой-далекой галактики намного соблазнительнее.
В третьей части зрители становятся свидетелями поистине захватывающей ролевой игры по мотивам игры про зомби и Дикий Запад. Десятки людей, облаченных в наряды американского Дикого Запада, стараются отыгрывать своих персонажей, не выходя из действия ни на секунду. Начинается атака зомби, другие игроки в масках и костюмах нечисти нападают на условный мирный шахтерский городок. У одного из рейнджеров пойдет кровь. «По жизни или по игре?» — спросят коллеги по игре. «По жизни». Защита оказалась не очень надежной. Стоп-игра. Ожидается машина скорой помощи.
И наконец заключительный сегмент, это действительно вторичный мир, параллельная реальность, в которой люди разных возрастов переодеваются в ростовые куклы, как это принято называть в народе. Правильно — фурри. Главный герой учится в меде, но, когда приходит домой, залезает в свой костюм лайки, подходит к открытому окну в пятиэтажке и начинает выть. Культура фурри, образованная в Японии, подразумевает полную отдачу при перевоплощении в то или иное животное. Возможность побыть и котиком, и собачкой, и львом, и черепашкой. Нехватка коммуникации и тактильных контактов в жизни решается мурлыканьем, лаем, рыком и объятиями с прохожими. На фурри-вечеринке можно провести даже импровизированную гей-свадьбу. Мир внутри мира.
«По волнам: Искусство звука в кино» (реж. Мидж Костин)
Документальный фильм об истории и эволюции звука в голливудском кино. Дебютанта Миджа Костина (кстати, участника Канн) подводит некоторое желание сделать этапное и монументальное высказывание о гордом слове «ЗВУК» в контексте кино, высказывание на века. Поэтому он несколько хаотично перебирается от Томаса Эдисона к успехам звукорежиссеров «Звездных воин», довольно оголтело пробегая по десятилетиям. Но в целом «По волнам» — кино познавательное и инсайдерское. Самый интересный аспект картины и, к сожалению, самый неосновательный посвящен работе шумовиков, настоящих бойцов невидимого фронта. Они удивительным образом имитируют звуки снега, падений, ветра. Своими глазами можно увидеть и своими ушами услышать, как создавались шумы к фантастике Кристофера Нолана «Начало», или удивиться тому, как проводилась сложнейшая работа по шумовому звучанию над «Спартаком» Стэнли Кубрика. С помощью чего достигались звуки доспехов и оружия многотысячных армий? Ответ вас удивит. Композиторам автор симпатизирует если не меньше, то точно не так явно, как звукорежиссерам. Скорее всего, «По волнам» уместнее смотрелись в форме мини-сериала, поскольку просто невозможно в полтора часа уместить и историю кино, и слова очевидцев, и дать послушать звуки с музыкой, но попытка в целом любопытная.
«Colette, любовь моя» (реж. Хьюс Лоусон-Бади)
В 2017-м, в год двадцатилетнего юбилея, бутик Colette на парижской rue Saint-Honoré закрылся. Огромная неожиданность для всего модного мира: как для юных поклонников хип-хопа и зрелых жен миллионеров, так и для таких гигантов фэшн-индустрии, как Вирджил Абло и Канье Уэст. В фильме фотографа Хьюса Лоусона-Бади десятки людей признаются в любви к месту, которое было вовсе уже не концепт-стором (на него, кстати, подозрительно похожим построили московский «Цветной»), но офлайн-спотом для поиска свободы самовыражения. Мудростью владелицы Колетт Руссо и ее дочери Сары Андельма мультибрендовый магазин быстро стал предметом культа и одним из символов Парижа. Канье говорит, что «многие несутся в Colette, даже прежде чем увидеть Эйфелеву башню». Конечно, фильм — это красивая история про талант, но, безусловно, помноженный на деньги. Воплощать мечты здорово, но без стартового капитала невозможно. Снять себе в 1997 году роскошное здание и продавать так одежду. Вероятно, если бы магазином владели менее приятные интеллигенты, возникало бы желание поворчать в духе «это надо постараться, чтобы магазин с дорогим шмотом на ру Сент Оноре не взлетел. А вот чтобы взлетел — делать ничего не надо». И да, и нет. Приверженность идеалам, чистые полы и вещи, очень личное отношение к сотрудникам и клиентам. Вкус и прозорливость. Меткость и, конечно, искусство. Наконец, потрясающий бар с минеральной водой в подвале, где автор этого текста тоже когда-то пил воду напротив своего любимого человека с книгой Сонтаг в руках. Вообще, можете себе представить бутик, где возникает желание почитать Сонтаг? Это Colette.