(Смеется.)
Хочется поговорить о том, почему все же клуб прекратил деятельность. Я видела, конечно, предпосылки для этого: сначала закрылись «Четверги Санчеса», потом перестали проходить вечеринки Warehouse.
Да-да. Хронология такая.
Поэтому в целом было ощущение некой вашей… усталости, что-ли? Так ли это? И будет ли какое-то продолжение у истории клуба?
Нет, продолжения не будет. Это просто решение владельцев. Вот ты узнала за рабочим местом об этом, внезапно так, а я узнал, когда гулял с собакой. То есть в какой-то момент бизнес просто решили закрыть. Скорее всего, он как-то не удовлетворял кабинет директоров.
А насчет закрывшихся вечеринок — ты же понимаешь, что у всего есть свой срок годности. Это нормально — никакой трагедии раскручивать вообще не стоит. Что-то появляется, что-то уходит. Многие связывают закрытие с нынешним временем, и с натяжкой это привязать можно, но дело не в этом. Оно просто так случилось. Мы же видим, что есть еще другие клубы, другие вечеринки, которые себя неплохо чувствуют, и как-то на них это не сказывается.
Вряд ли «Мутабор» хорошо себя чувствовал после той вечеринки.
Это все равно такие вещи, которые они могут пережить. Они более молодые, и плюс ко всему эти площадки меняются. Это очень важно для клуба — меняться со временем.
«Пропаганда» никак не менялась?
С одной стороны, для многих это был островок стабильности. Но, понимаешь, даже если почитать комментарии — все эти люди, которые так искали стабильности, перестали ходить в клуб еще 15 лет назад. Они даже сами так пишут об этом: «Я в последний раз был тогда-то, но приятно было знать, что есть такое место, есть такая стабильность». Это все классно, здорово, но если вы любите какие-то места, то их нужно поддерживать, как минимум, своим присутствием, потому что это все-таки бизнес, там работают люди.
Видела в одном из телегам-каналов комментарий под новостью о закрытии… Cмысл его был в том, что аудитория «Пропаганды» выросла, постарела и перестала туда ходить, а новая не пришла. И мне так грустно от этого стало. И потом подумала о том, что тоже, наверное, с 2021 года не была в клубе.
Это нормально. У всех нас своя жизнь, свои ритмы и свои маршруты. Тут никаких претензий вообще ни к кому нет.
Срок, когда компания активно ходит в ночные клубы два-три раза в месяц, составляет примерно три года. Потом приходят новые люди, многих из которых приводят завсегдатаи, передают им свои знания, свои традиции, делятся опытом — почему что-то прикольно, почему определенная музыка хорошая, почему та или иная вечеринка классная. И каждый для себя выбирал что-то, потому что у «Пропаганды» же все было поделено: в четверг — одно, в пятницу — другое, в субботу — третье, в воскресенье — четвертое.
А потом случился ковид — это первая цепь разрыва коммуникации, когда на целый год все было выключено. А потом еще большая цепь разрыва произошла, потому что все эти люди, которые активно тусовались — наша целевая аудитория, 20–35 лет — уехали. И передавать эти знания, эти традиции стало некому. А у основной массы молодых людей, 17–18 лет, которая осталась в Москве и сейчас тусуется, — в целом жизнь совсем другая.
Они ходят в «Ровесник»!
Они ходят в «Ровесник», они ходят в «Баунс», они слушают рэп — живут совсем другой жизнью. То, что происходило в «Пропаганде», им в целом неинтересно. Вся эта эстафета была прервана, ну, и мы получили то, что получили в итоге. Два года как-то пытались, пушили, но не особо получилось.
Ты сказал, что в «Пропаганде» все было неизменно. Имея вот эти все неприятные вводные и отток целевой аудитории, почему клуб не сдвинул вектор, чтобы выровнять поток людей?
Я не могу ответить на этот вопрос. У нас много было разговоров, каждый высказывал свое мнение. Но ничего предпринято не было. Вот представь: у тебя есть любимая машина, которую ты холишь, лелеешь, это коллекционный образец, какое-нибудь там Porsche 1987 года. И если ты сделаешь в ней что-то другое — вставишь даже магнитолу какую-то другую, звук поставишь, обивку перебьешь — это уже не будет Porsche того года. Это будет какой-то новодел. И здесь, я думаю, что отчасти примерно так же на это все смотрели владельцы. Должно быть либо ориджинал, либо никак. Но это мое предположение. Я же занимался по большей части музыкальной политикой клуба и старался сделать так, чтобы разные промокоманды, разные диджеи, все наше расписание работали с нашей аудиторией. Вот моя основная задача была.
И когда ты гулял с собакой и узнал о закрытии...
Это был шок.
Но тем не менее, такие решения вряд ли принимаются в одночасье.
Естественно. Для меня основным и очень тяжелым решением было закрыть вечеринку, которую я вел 12 лет — Warehouse. Это определенный этап, мой личный проект, очень важная веха и в моей жизни, и в жизни клуба, и в целом для Москвы, как оказалось. Я это понял, когда вечеринка закрылась, и даже удивился. Потому что для меня это было уже нормой — я жил в таком ритме очень много лет и просто делал вещи, которые делал. Но я понимал, что оно больше не работает в этих стенах, с этими людьми: на протяжении какого-то времени я уже сам не получал удовольствия и видел, что люди, которые приходят в клуб, не получают удовольствия — мы начинаем мучить друг друга. А клуб — не то место, где люди должны мучить друг друга. Это то место, где они должны получать удовольствие друг от друга и от клуба. Это праздник. Поэтому, да, я решил закрыть вечеринку и дальше назначить других людей курировать этот день. Пробовать, смотреть, чтобы выровнять ситуацию. И в целом было неплохо — я не могу сказать, что по вечеринкам был какой-то особый провал. И оно даже уже подавало надежды на то, что начнется новая коммуникация.
И в этот момент как раз все и схлопнули.
Типа того.
Ну, что сказать. Очень жаль.
Очень жаль, но такое бывает. И к этому надо относиться с позитивом, как мне кажется. Особенно на закрытии клуба я убедился, что все это время было не зря — столько людей пришло сказать «до свидания», «спасибо». У нас две недели, что длилось закрытие, был просто Новый год — вот так, как оно и должно быть: люди приходили с хорошим настроением, потанцевать, посмотреть друг на друга, послушать, выпить. Супер! И мне кажется, это лучший показатель того, что мы все сделали вовремя и правильно. Все не зря.
Мне кажется, это часть человеческой натуры — понять, что ты потерял, когда оно закончилось. Но окей, теперь устремим наши взгляды в будущее! На носу Signal, где ты выступаешь, — расскажи, что готовишь, кого, может быть, сам бы хотел послушать на фестивале?
Помню, что в самом начале, когда появились первые новости о лайнапе этого года, они заявили, что приедет Хуан Аткинс, и это было, конечно, мечтой моего детства. Подумал: «Неужели увижу дедушку вживую?!» Но, к сожалению, он так и не доехал до нас, поэтому тут я немного расстроился. Ну и ладно.
А насчет того, что играть буду — возьму с собой пластинки и цифру, посмотрю по состоянию: что вообще происходит на самой сцене, и что будет и со звуком. Если все окей, то сыграю сет с пластинок: хаус, электро, может быть, детройт-техно — все по классике. Но это будут все современные вещи с отсылками к классическому звучанию электронной музыки. Если пойдет что-то не так в техническом плане, то плюс-минус такой же вайб, только с цифры.
От «Пропаганды» поедет играть субботний состав ребят, которые в последний год зарекомендовали себя очень хорошо, — все со своим почерком. Тот же самый Aman Po-Kaifu, Kah Mal, Misha Gutman — молодой активный диджей, который классно играет. Андрей Покровский — который в принципе всех их и собрал вместе. И дальше еще будет лайв от ELLA & Zatagin — очень хороший проект с отличным продакшном. Нормальная современная танцевальная около-поп-музыка. Так как у нас дневной слот с 12 дня до 8 вечера на танцполе PRIZMA, мне кажется, именно вот такой летний легкий теплый солнечный вайб мы и собрали с этим лайнапом.
Это не просто какой-то набор хитов будет накидан на танцпол, а реально целый музыкальный нарратив от каждого из диджеев — они еще по олдскульным меркам работают на погружение человека на танцполе в музыкальную историю.
По моим наблюдениям, большинство вечеринок сегодня — это такое тикток-поглощение информации, которое приводит к тому, что у людей все превращается просто в шум в голове, и они перестают обращать на музыку внимание в принципе. Когда диджей играет спид-миксинг, и каждые 40-60 секунд меняется трек, настроение: бэнгер, бэнгер, бэнгер. И вот эта массированная атака человека звуками и эмоциями… это же стресс! Плюс еще работа света, звука и так далее… Организм начинает блокировать все процессы внешние. Людям уже становится все равно, для них музыка становится белым шумом — они переключаются и просто стоят болтают друг с другом на танцполе. Хотя, по сути, один за одним хиты вылетают из колонок, на которые их пытаются зацепить как крючком рыбу. Играют только хуковые моменты. Хук-хук-хук-хук! Вот эти все конфеты просто в патоку превратились.
То есть вот эта точечная стрельба из автомата, грубо говоря, наоборот, рассеивает внимание, хотя цель другая.
Конечно, цель — сфокусировать на себе внимание, а ты добиваешься ровно противоположного эффекта. И надо понимать, что оно происходит ровно из-за того, что у тебя нет акцентов.
Интересная мысль! Ну да, я замечала, что есть определенная логика в выстраивании диджей-сета.
Не только диджей-сета, но вообще и всей ночи. Это очень важно.
Любопытно это все — с точки зрения психологии и вовлечения. Окей, значит, вы своим «пропагандистским» скопом едете на Signal погружать людей в музыку по-настоящему. А дальше что?
Дальше… Ну, опять же, у меня и ребят, которые со мной работают, есть еще подкаст — Warehouse, а одноименная вечеринка хоть и прекратила свое существование в стенах «Пропаганды», но не прекратила в целом. Мы уже делали в Powerhouse одну, потом в конце августе планируется там же, и также мы будем сейчас смотреть разные другие площадки, которые могут нам подходить.
Мы все еще каждую неделю выпускаем на ютьюбе и в ВК Warehouse-подкаст — видеомиксы локальных диджеев. Это важный проект для нас: благодаря нему у ребят есть качественный контент — их, скажем так, проморолики, которые они могут потом отправлять как презентацию другим промоутерам, а не просто какой-то подкаст на SoundCloud. Чтобы это было не на GoPro кое-как снято и сведено, а с профессиональным светом и хорошей картинкой, нормальным монтажом. Сейчас мы договорились с несколькими площадками, где будем и дальше снимать эти видеоподкасты. В общем, этот проект продолжается.
У нас в планах делать вечеринки. Пока лето и пока у нас есть дружеская площадка Powerhouse — это будет такой лайт вариант Warehouse. Для многих эта вечеринка — достаточно темная история с мощным техно, но сейчас это больше про такую ненапряжную музыку, с юмором и улыбкой, потому что есть ряд причин на то. Первое — сама площадка Powerhouse не предполагает, что там можно накидывать такого рода музыку. Второе — нужен специфический звук…
Там были вечеринки Noir Bazaar — они разве не про дарковую музыку?
Это все равно ближе к EBM. Немножко другая эстетика. Вот тут есть принципиальные различия в видении и понимании, как оно должно быть. И я пока что не вижу площадку в Москве, где бы реально могло играть…
Даркушное что-то?
Дело не в даркухе, нет-нет! Я вообще не сторонник темной истории.
Я адепт детройтской истории, там во главе всего футуризм. Чернуха — это более берлинское — вот эти катакомбы и подвалы. У нас немножко по-другому: все построено на груве, на вайбе, прифанкованное такое, иногда трайбл. Но для такой музыки очень важны антураж самого помещения и звук. «Пропаганда» отвечала всем этим параметрам. Первые три года у нас был карт-бланш: мы просто открывали людям мир этой музыки. И классно, что получилось. Плюс у нас был бюджет, чтобы привозить иностранных гостей, и весь этот вектор, который мы задаем, указывать более ярко. Сейчас это делать уже не особо получается, но зато выросла целая плеяда отличных диджеев локальных, с которыми можно работать, за которых не стыдно. Осталось найти просто правильную площадку, где можно будет именно техно-историю раскрывать. Я надеюсь, получится. Пока это все места, больше подходящие для хауса.
Именно найти, не открыть свое собственное?
Я не миллиардер. (Смеется.) Открывать свое собственное я бы не стал. Даже если бы я был миллиардером, сегодня я бы не стал открывать клуб. Бизнес — это бизнес. А свои личные хотелки и переживания — другое, и, чаще всего, это лучше не скрещивать. Потому что когда начинаешь скрещивать, одно на другое так или иначе повлияет. А этим должны заниматься разные люди. Есть те, кто считает, а есть те, кто придумывает. И есть еще люди, которые всю коммуникацию настраивают. Творец не должен думать о том, сколько дело зарабатывает и как оно должно зарабатывать. Это должны придумывать другие люди. А у нас по-другому. Поэтому свой клуб открывать, в авантюру какую-то сейчас ввязываться… Сложно.
А если бы это было другое время?
В другое время — вполне возможно. Где-то в 2010-м это было бы прямо нормально, в целом, когда мы и начинали. Мы были и помоложе, сил больше и амбиций. А так… Дело не только во времени. Когда я начал делать вечеринку — мои 25–27 лет — я уже активно играл. В этом возрасте ты очень хорошо чувствуешь настроение молодежи, потому что ты сам молодежь. Тебе даже никаких усилий прилагать не надо, чтобы понять, куда двигаться, у тебя этот радар настроен по умолчанию. Когда тебе 40 — понять 18-летних крайне сложно.
А ты пытаешься?
Конечно, я с ними регулярно общаюсь, стою подслушиваю разговоры возле клуба или где-то в других местах. Это интересно, целое научное исследование: как живут сегодня они. И во многом они большие молодцы, потому что живут совсем по-другому. Не так как мы.
Это как? Что ты для себя отмечаешь?
Современная молодежь намного свободнее. Они могут без задней мысли сделать вещи, на которые мы даже не решались. Потому что у нас это было нельзя или страшно. Много внутренних каких-то запретов и замков. У них этого нет. Они вписываются в любые авантюры, в какие-то проекты — у них есть как будто такая установка: чем раньше начал, тем быстрее поймешь, твое оно или нет, нужно оно тебе или нет. Вот это прикольно. И для них, например, в 23 года ты уже старый. (Смеется.)
Ой.
Ой, да! (Смеется.) 23–25 лет — это все, жизнь почти прошла, это очень взрослый человек для них. Для нас было немного по-другому: 25 лет — окей, все только началось.
Как ты думаешь, с чем это связано?
Думаю, с образом жизни. Поменялись социальные сети — если у нас главными соцсетями были фейсбук* и ВК, то они росли в тиктоке и инстаграме* . И то инстаграм* — это уже для олдов. Поглощение контента очень скоростное, клиповое. И это как раз привело к тому, что они и музыку начали играть вот так вот быстро. Песня, чик — переключил. Чик, переключил. Клип, клип, клип. Поэтому в целом у них все процессы ускоряются, мне кажется. И из-за этого, может быть, у них у каждого второго и начинается пограничное расстройство личности — психика с этим потоком информации не справляется. У нас вообще по-другому все было. Мы за информацию, грубо говоря, дрались. А им, наоборот, надо делать так, чтобы от нее уходить.
Человеку твоей формации сложно что-то делать для аудитории с таким запросом?
Нет, запрос можно формировать. Я даже сейчас наблюдаю, что молодые люди 20+ уже начинают говорить, что задолбала вся эта @#$ня на танцполах, везде одна и та же попса играет, ничего интересного вообще. «Где уже нормальная музыка, где нормальные вечеринки?» То есть уже формируется запрос на нормальный продукт: не просто фантиков гору, а нормальную конфету.
И тут приходит Сергей Тимошов!
Дело не в том, что прихожу я. Придет еще очень много ребят помоложе, которые в эту индустрию заходят не чтобы поугарать, а потому, что это стало очень легко и доступно: воткнул флешку — все, ты диджей. Останутся в профессии только те, кому важно рассказать про свое музыкальное видение. Оно так или иначе будет жить по правилам intro, versus, chorus — то есть начало, суждение, погружение, развязка, завязка. Что литературные произведения, что кино, что музыка — они плюс-минус пишутся по одному сценарию. Я на это еще смотрю как на часть поп-культуры: какое бы на нас клеймо андеграунда ни вешали — это все поп-музыка. Все, что слушает больше 10 человек, — уже поп-музыка. Звучит просто чуть-чуть по-другому, а не как по радио из каждой машины. Но это часть поп-культуры, и поэтому там есть свои определенные паттерны. И они существуют уже не первую сотню лет — это все идет из классической музыки, там тоже есть свои паттерны. И их важно выдерживать, потому что именно через это и происходит погружение слушателя — в музыку, читателя — в литературу, зрителя — в картину.
А сейчас просто у нас произошел некий бум, и мне он больше всего напоминает то, что происходило в Америке в 90-е годы. Когда у них появилась популярная рэп-музыка — это как раз наш рэп сегодня. Весь этот нарратив про «дорого, телки, тачки, пушки» и так далее. У нас в принципе отставание поп-культуры лет в тридцать и идет. То, что они переживали в 90-х, мы переживаем только сейчас. Просто мы получили в 90-х то, к чему мы не были готовы в целом, — открылся занавес, и в нашу страну повалила вся эта информация. Окей, мы ее восприняли, какую-то часть переварили, но по-настоящему не были готовы к этому. Теперь же весь этот кринж из 90-х повторяется, но уже обретая собственный голос. И если до этого поп-музыка была неким зашкваром, слушать ее не было… ну, стыдно. Но теперь это круто. Я сегодня наблюдаю у молодежи — они на вечеринках подпевают поп-песням, знают слова и этих исполнителей, однодневных артистов каких-то. Заново мы имеем группы а-ля «Тату», а-ля «Демо». (Смеется.) И история не про то, что все циркулирует, возвращается — не совсем так. А про то, что мы тогда просто вслепую скопировали западную поп-культуру, а сейчас это естественный продукт и поэтому — не зашквар.
Потому что появилась какая-то аутентичность у популярной российской музыки, я согласна с этим очень.
Мне кажется, это раболепие начинает пропадать. Потому что раньше все, что связано с западной культурой, у нас вызывало только восторг, и никакой другой эмоции. Сегодня это такое «Ну, окей. А что мы тут не видели? Сейчас сделаем по-своему».
Хотела еще поговорить про взращивание новых талантов, новых диджеев. Часто слышу, мол, каждые выходные один и тот же лайнап, просто в разных локациях, да и выбор локаций, на самом деле, не велик. И вот за последние два-три года стало появляться больше новых имен.
Определенно это ковид дал много новых имен. Закрытие границ привело к тому, что мы начали больше обращать внимание на локальную сцену, потому что ее надо было разбавлять. До этого мы жили по принципу: «У нас есть свой рабочий состав, плюс мы привезем классного иностранного гостя — все, это очень рабочая история». А когда границы закрылись из-за ковида, так или иначе надо было продолжать функционировать — естественно, все начали больше смотреть по сторонам, и тут открылся целый пласт молодых ребят, которые и лайвы неплохо играют, и свою музыку делают, а тут еще и диджеи самобытные появляются.
Ну и отчасти открытием новых имен ты тоже занимаешься.
Отчасти занимаюсь! Так или иначе, я за время существования вечеринки Warehouse, мне кажется, дал очень многим дорогу. Старался передавать свой опыт и видение того, как должно быть. То есть человек играл — я каждый раз давал фидбек. И через это много ребят развитых появилось, со своим видением и стилем. Опытные зрелые ребята. Почему-то многим не хватает такой вещи как самооценка. Им важно, какую оценку поставишь ты. Для меня это немного странно было, потому что я в другой парадигме нахожусь, но им было важно оценку получить.
А давай, может, в качестве финального штриха дадим читателям несколько имен — кого ты считаешь сейчас восходящими звездами российского диджеинга? Порекомендуй фрешменов.
Это сложно так сразу сказать. Их много и их надо классифицировать всех по музыке и по стилю.
Ну кто первый в голову приходит?
Сразу приходит, например, никому пока не известный Вова Харламов. Это наш бармен из «Пропаганды», который сам захотел, сам научился. У парня прекрасный вкус и отличные данные. У него бэкграунд барабанщика, поэтому, конечно, все, что связано с ритмом, синкопой и подобными вещами — это прям в нем живет. Просто за три месяца парень перешагнул трехлетний барьер. И играет отлично, и музыку пишет. Это, мне кажется, для техно отличная единица.
Что касается электро… Он не суперновенький, но есть такой Алексей Федоров — ALXS.F. Он мне даже больше нравится как персонаж. Музыка всегда хорошая, вопросов нет. Но он всегда в первую очередь какой-то персонаж — и ты видишь, что человек не играется в этого персонажа, он реально такой. И мне кажется, это тоже очень интересный момент, что в целом многие молодые диджеи уже к этому относятся не просто как к «музыку поиграть, посводить классно» — они к этому относятся как к части арт-проекта. Перформанс тоже должен присутствовать. Это интересно.
А так… Я бы больше обратил внимание на тех ребят, кто пишет музыку, нежели тех, кто играет. Потому что среди вторых, думаю, процентов 80 просто перестанут этим заниматься.
Почему?
Это статистика. Статистика всегда такая. Потому что это же такой процесс… когда просто тебя шоу-бизнес перемалывает, и не многие могут выстоять это. Смена парадигм, аудитории, настроений, клубы открываются-закрываются, то же самое с вечеринками. Кто пришел просто поугарать, стать популярным, понравиться девочкам — они, конечно, не выдерживают, потому что нет внутренней идеи, позиции, стержня. Их большинство, тут ничего не сделаешь. Но ничего, так бывает. (Смеется.)
Это фраза сегодняшнего дня.
«Так бывает», да.