В 1274 году монгольская армия под руководством внука Чингисхана Хубилая, который к тому моменту уже захватил Китай и Корею, вторглась на японский остров Цусима. Из-за неожиданности нападения оборонять родную землю смогли лишь плохо обученные военному делу крестьяне и местный клан самураев. И те и другие погибли в самоубийственной контратаке на монголов, в первой же битве на побережье Комода. Уничтожив сопротивление, захватчики устроили на острове грабеж и геноцид. Все это произошло в реальной жизни. Сюжет «Призрака Цусимы» берет за основу эти события, но, скажем так, улучшает вводные данные. Поэтому главный герой здесь — молодой самурай по имени Дзин Сакай, единственный выживший в той самой битве. Его задача — освободить свой дом от кровожадных гайдзинов.
Тут стоит сделать оговорку. Эту игру делала не японская студия, а американцы из Sucker Punch — авторы серий Sly Cooper и InFamous, из-за чего «Призрак Цусимы» представляет собой не реконструкцию, а набор фантазий о феодальном периоде страны восходящего Солнца. На глобальном историческом несоответствии, к слову, строится один из главных сценарных конфликтов: жизнь вынуждает Дзина отступить от пути благородного воина и стать ниндзя. Проще говоря, если в начале игры парень без страха может вызвать раз на раз целую толпу противников, то ближе к середине понимает, что тихо перерезать пару глоток порой гораздо проще и эффективнее. Идея, конечно, не нова. Легче всего «Призрака Цусимы» сравнивать с оригинальной трилогией Assassin's Creed. Загибайте пальцы: как бы исторический сюжет, открытый мир, маяки-вышки, паркур, навороченная боевая система, простенький стелс. С последним связана примечательная деталь: если проходить игру, бесконечно метая дымовые шашки, кунаи или нападая исподтишка, Дзина начнет терзать совесть в духе «Не позорь предков, сражайся как мужчина!».
Благо, рубить монголов катаной не надоедает все 40 часов прохождения. Описывать боевую систему подробно нет смысла — нужно пробовать самому. Но у Дзина есть несколько самурайских стоек с уникальными приемами, которые эффективны против разных типов врагов. Большинство ударов можно парировать, чтобы провести молниеносные контратаки и сразить противника наповал одним взмахом меча. Исключением являются разве что сильно бронированные противники и боссы. Последних в игре немного, но во время знаковых схваток «Призрак Цусимы» отключает все ниндзя-штучки. Приходится полагаться лишь на свою катану и скорость реакции.
Отдельного упоминания стоят противоборства. Это такие «ковбойские дуэли» на мечах, во время которых нужно сперва грозно смотреть на оппонента, а затем нанести ему смертельный удар, чтобы повергнуть в ужас всех соратников. Выглядит крайне эффектно!
Вообще, «эффектно» — слово, которым можно описать весь визуал «Призрака Цусимы». Игра невероятно круто выглядит. Подтверждением может служить хотя бы картинка выше. Да, это реальная графика, запечатленная в фотомоде, которую выдает PS4 Pro. И одними лесами дело не ограничится. Остров поделен на три региона, поэтому Дзин побывает среди снегов, в бамбуковых рощах и в центре цветения сакуры. Но если вы хотите оказаться в эпицентре настоящего самурайского кино, разработчики придумали «режим Куросавы». Тогда картинка окрашивается в монохром и производит впечатление старой пленки. А звук намеренно заглушается и сжимается, будто проигрывается с VHS. Естественно, играть желательно исключительно на японском — это плюс 100к атмосфере — с русскими субтитрами. В этот раз перевод получился очень хорошим.
Но и минусы в «Призраке Цусимы» есть. Открытый мир здесь непомерно большой, поэтому в какой-то момент просто устаешь в нем находиться. Не спасают даже прикольные идеи разработчиков (вроде возможности гладить лис, играть на флейте или ориентироваться на местности по ветру). А большинство второстепенных заданий не уходят от следующих формул: найди-убей, сожги вражеский форт, освободи пленных. Если подобная репетитивность вас не смущает — проект Sucker Punch точно захватит вас надолго. Как минимум до выхода нордической «Вальгаллы».
«Призрак Цусимы» — самурайский экшн, делающий игру уникальной не благодаря ее механике и боевым возможностям, а благодаря сеттингу. От нее можно получить удовольствие, если насильно не пытаться пропылесосить все знаки вопросов на карте и найти все спрятанные сокровища. Игра — точно не шедевр, особенно на фоне The Last of Us: Part II, но достойное завершение эпохи PS4.