Режиссер Алексей Федорченко выпустил фильм «Колбаса Митрофана Аксенова» (еще одно название — «Митрофан Аксенов. Смерти нет») — и в очередной раз доказал, что может снять кино на любую тему. Митрофан Аксенов — российский философ, родившийся в XIX веке. Он сформулировал тезисы теории относительности («трансцендентально-кинетической теории времени») за 10 лет до Альберта Эйнштейна — правда, в категориях вечного, а не физических формул.
Главный панк отечественного кинематографа, уральский эксцентрик Алексей Федорченко («Небесные жены луговых мари», «Овсянки»), помимо всего прочего, собирает редкие книги. Как-то ему в руки попала книга Митрофана Аксенова. Федорченко заинтересовался учением российского гения-одиночки и решил снять фильм-расследование о нем. Когда он отправился в Библиотеку имени Ленина за другими трудами Аксенова, то обнаружил, что кто-то их то ли выкрал, то ли скрыл. Но Федорченко никогда не теряет надежды и находит след в любой ситуации, — а с ним и героев для своего фильма. Вот сотрудник Музея эротического искусства на Арбате оказывается автором одной из самых радикальных теорий об Аксенове — он считает, что под этим псевдонимом скрывался известный адвокат Анатолий Кони. А вот известный в узких кругах знаток Толстого из Колумбии находит их переписку к Аксеновым и рассказывает об этом на хорошем русском языке. Это при том, что в самой России про Аксенова в курсе от силы человек сто.
#INSERT_ARTICLE#
Пересказ «Колбасы Митрофана Аксенова» выглядит абсурдно, как и сама идея снимать фильм про человека, которого никто не знает.
Если бы его снимал любой другой кинодеятель, кроме Алексея Федорченко, зритель вышел бы на первых минутах.
#INSERT_ARTICLE#
Но это не тот случай. Федорченко деконструирует язык документального кинематографа и выворачивает его. Мы не знаем, как выглядел Митрофан Аксенов? Давайте попросим нейросеть нарисовать его. Ой, получился какой-то урод, отлично! Давайте анимируем его и сделаем мультяшным аватаром героя. Мы не можем узнать правду в архивах? Давайте устроим самый настоящий спиритический сеанс и спросим ДУХ Митрофана Аксенова о том, что реально происходило. В арсенале Федорченко все инструменты — от телевизионного формата «интервью с экспертом», то летающих «касперов», нейросетей и буквально колбасы в кадре. Это абсолютная свобода кинематографиста в несвободную эпоху.
#INSERT_ARTICLE#
Теперь про колбасу. Представьте себе сервелат. Отрежьте от нее тонкий кусочек. Это сегодняшний момент — возьмите его, присмотритесь. Это лишь один кусочек реальности, хотя сейчас ваш взгляд сосредоточен на нем. Один конец колбасы — это начало вашего бытия, противоположный конец — его финал. Но вы всегда видите только один кусочек и думаете, что существуете только как кусочек, тогда когда вы и ваше тело — вся колбаса, это ваше тело во всех моментах и формах его существования.
Так объясняет «трансцендентально-кинетическую теорию времени» один из экспертов фильма. Федорченко внимательно слушает. Разговоры на кухне сейчас только такие.
#INSERT_ARTICLE#
По-настоящему обидно то, что уже к концу съемок Федорченко выходит на действительно сильный след: теперь он знает, где Аксенов работал в последние годы своей жизни, с кем общался, где жил. Он собирает экспедицию туда. Скоро байопик о русском самородке, обогнавшем Эйнштейна, выйдет на новый уровень. Не выйдет. Экспедиция не состоится, потому что последние годы своей жизни Аксенов провел в Малороссии.
Но Алексей Федорченко все равно вернул нам его имя и деяния. Финальные кадры фильма — гордый собой и Аксеновым Федорченко редактирует статью в «Википедии», посвященную своему герою. Наконец-то возвращает ему годы жизни, место рождения и, пусть краткую и не до конца рассказанную, но биографию.
Новости — 23 августа 2025 09:17
Трэмелл Тиллман присоединился к касту фильма «Человек-паук: Совершенно новый день»
«На наших концертах от одного состояния до другого — один шаг, как от любви до ненависти». 18 вопросов группе «Где Фантом?»
Новости, Новости —
22 августа, 20:48
Трэмелл Тиллман присоединился к касту фильма «Человек-паук: Совершенно новый день»
Образ жизни —
14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости —
22 августа, 16:30
Фестиваль World Fashion Shorts представит новую программу короткометражных фильмов о моде
Новости, Новости —
22 августа, 16:27
В сети появились первые кадры байопика «Амадей» с Уиллом Шарпом
Новости, Новости —
22 августа, 14:35
Джастин Бибер начнет выпускать мебель
Интервью — 22 августа, 11:34
«На наших концертах от одного состояния до другого — один шаг, как от любви до ненависти». 18 вопросов группе «Где Фантом?»
Обзоры — 18 августа, 15:40
Страшилки у костра, деревня и поездка в санаторий: кинопроекты с летним вайбом
Обзоры — 15 августа, 20:20
Фестиваль Signal 2025: гид по московским приключениям
Интервью — 11 августа, 14:35
Что для тебя хип-хоп? Рассказывают ICEGERGERT, Baby Cute, i61, Fardi, Thomas Mraz и Glebasta Spal
Интервью — 9 августа, 13:45
«Я не буду пить чай и наблюдать, как рушится моя жизнь». Интервью с Валей Анциферовым о сериале «Три сестры», азиатской мотивации и человечной поэзии
Обзоры — 8 августа, 14:39
10 роликов, которые нужно посмотреть в VK: кринолин, тру-крайм и Позов в костюме мандарина
Сториз — 7 августа, 17:10
Надувной дракон, заводное яйцо и Царевна-лягушка: 10 арт-объектов фестиваля «Круто»
Обзоры — 6 августа, 17:58
5 фильмов и сериалов про футбол для тех, кто уже посмотрел «Теда Лассо»
Интервью — 6 августа, 13:30
О шоу «Прятки», свиноферме и Анне Асти. Интервью с Дмитрием Журавлевым
Интервью — 5 августа, 13:01
«Певцы апокалипсиса не должны фантазировать, они должны бесстрастно документировать». Писательница Татьяна Замировская — о Нью-Йорке, сюре жизни и новой книге «Свечи Апокалипсиса»
Интервью — 1 августа, 18:20
Герои меча и магии: Антон Рогачёв, Илья Виногорский и Валентина Ляпина о сериале «Этерна»
Интервью — 30 июля, 17:42
Почему «кросы» с одной «с» и что такое чучука? Разбираемся вместе с Яном Топлесом
Обзоры — 30 июля, 12:01
Не хотите ли поговорить о монетизации? Как найти деньги на проект: советы от блогера TANITA
Колонка — 29 июля, 17:16
Витрувианский мазафакер. За что мы любим Джейсона Стэйтема
Сториз — 28 июля, 15:01
Футбол как образ и смысл жизни. Чек-лист бомбардира Хабиба Абдусаламова для мечтающих стать профи
Репортаж — 28 июля, 12:46
Добро пожаловать в Иваново, город голограмм. Репортаж со съемок 2-го сезона «Кибердеревни»
Обзоры — 24 июля, 17:25
Все не так, и все не то. 5 комедий о сомнительных решениях и их последствиях
Интервью — 24 июля, 15:10
Архитектор человеческих эмоций. Художница Дарья Ивашкина — об арт-объекте для «Архстояния», черной дыре Никола-Ленивецкого уезда и стремлении «жить максимально увлекательную жизнь»
Интервью — 23 июля, 12:02
Толкаю саунд, hip-hop soul. SRSLY-анкета SKY RAE
Интервью — 22 июля, 15:04
Камерные эфиры и большая сцена, коллекция пластинок и рейв-культура. 7 вопросов Errortica
Интервью — 21 июля, 14:30
Коллективный сон. Олег Чугунов — о работе с Романом Михайловым, магическом реализме и ответственности рассказчика
Интервью — 18 июля, 13:49
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Обзоры — 17 июля, 17:30
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Обзоры — 17 июля, 12:01
Коучи на экране: от духовных лидеров до секс-гуру
Репортаж — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым