10 ноября в арт-пространстве «Артемьев-центр» при Московской консерватории открылась коллективная выставка «Свободные колебания» (если что, она будет работать до 30 декабря), где визуальное и аудиальное пересекаются, чтобы исследовать — на физическом и метафизическом уровнях — колебания, их последствия, и то, как все это ощущают трепетные творческие души. Среди этих трепетных душ оказался и мультидисциплинарный художник и музыкант Роман Головко, с которым в нашем интервью арт-блогер и куратор Анна Демина обсуждает первичность в искусстве медиума (или все же концепции?), российский нойз в Швейцарии и «способ чувствовать по-другому».
Рома, в своей творческой практике ты сочетаешь карьеры музыканта, художника и аудиовизуального перформера. Для тебя это взаимодополняющие вещи?
Честно говоря, не воспринимаю это как карьеру, это скорее этапы пути, повесть временных лет. Можем тогда еще добавить в этот список позицию арт-директора, это тоже область моей профессиональной деятельности и, конечно, влияет на творческие процессы, в которых я участвую. Так что да, это абсолютно взаимодополняющие друг друга практики.
Существует ли у тебя какое-то условное разграничение себя как диджитал- и саунд- артиста, а также художника, создающего материальные объекты?
Раньше было внутреннее разграничение на звукового художника и музыканта, так как это несколько разные задачи и разные подходы к написанию композиции или исполнению, выбору оборудования или созданию инсталляции. Но в последнее время тут произошла диффузия, и я все меньше обращаю внимание на какое-то маркирование своей деятельности. Именно диджитал-художником я себя никогда не мыслил, и сейчас, наверное, это определение уже приобрело какие-то дополнительные специфические значения — NFT и прочее.
Ты работаешь на стыке новых технологий и возможностей интерпретации искусства через нетрадиционные формы, но при этом иногда используешь какие-то более-менее традиционные методы репрезентации. Расскажи, пожалуйста, насколько, на твой взгляд, эти границы в искусстве действительно существуют, и насколько роль медиума важна сейчас?
Для меня границы давно исчезли, и основной импульс моего творчества заключается как раз в расширении этих границ, переходе в пограничные состояния и преодолении их медиум-специфичности. Разные медиумы имеют свои выразительные средства, которые в совокупности могут сформировать и новый язык, и новые художественные формы.
У тебя очень интересный бэкграунд: ты сотрудничал со многими международными объединениями и авторами. Какие совместные проекты ты мог бы выделить как наиболее значимые для тебя?
Думаю, точно стоит упомянуть проект INTERSTITIAL («Пограничное») — это cовместная работа с французской исследовательницей современного танца Флоренс Огендер (Florance Augendre) и бельгийским видеохудожником Антонин Де Бемелс (Antonin De Bemels) — аудиовизуальная мистерия объединившая саунд-арт, современную хореографию и видео-арт. Мы поставили два перформанса в Московском музее современного искусства и в театре «Центр драматургии и режиссуры». Были большие планы продолжить его, сделать серию перформансов во Франции и Бельгии, но началась пандемия и, к сожалению, им не суждено было осуществиться. Очевидно, сейчас еще более сложная ситуация для международных проектов, но я не теряю надежды, так как культурные инициативы сохранять крайне важно, а этот проект в том числе посвящен творческому взаимодействию сквозь разные социальнo-политические поля и преодолению географических детерминант.
Перформанс INTERSTITAL
#INSERT_ARTICLE#
Еще выделю перформанс в Базеле в рамках шоукейса российского звукового издательства Kotä Records в Швейцарии в 2018 году. Не каждый день на твой концерт приходит ученик и сподвижник Карлхайнца Штокхаузена (немецкий композитор-авангардист, важный музыкант второй половины XX века. — Прим. SRSLY) послушать нойз из России.
Отмечу также проект RSAS Berlin 2020 — выставка российских звуковых художников в Берлине которую курировал Сергей Касич (художник, экспериментальный электронный музыкант и композитор, куратор, основатель сообщества SoundArtist. — Прим. SRSLY). Я выставлял свою многоканальную аудиоработу и отыграл пару концертов в рамках открытия фестиваля CTM / Transmediale.
Расскажи подробнее о методологии своей творческой практики: с чего ты начинаешь, сразу ли определяешь медиум репрезентации идеи или исследуешь возможности медиума в процессе реализации? Если говорить о формах и способах репрезентации, какой медиум является для тебя первичным: ты, скорее, отталкиваешься от аудиальной составляющей или стараешься раскрыть визуальную составляющую через звук?
Все это определяет поставленная задача. Если задача — написать музыкальный материал для альбома или, например, многоканальную звуковую композицию, то, вероятно, как раз здесь я исследую возможности медиума. В случае работы с объектами, созданием скульптур и инсталляций первична идея, определение концепции, которая далее уже формирует визуальный язык и средства художественного производства.
Иногда звуковая составляющая структурирует весь проект, определяет организацию пространства экспонирования, и возникает вопрос: должен ли звучащий объект проникать в другие пространства, или можно использовать какие-то особые акустические свойства помещения, которые могут привести к интересным результатам? К слову, инсталляция C-A-G-E на выставке EMA Expo в Московском музее современного искусства располагалась на верхнем этаже и через лестничные пролеты пронизывала звуком все здание. Можно было слышать некоторые частоты и звуковые фрагменты, находясь на разных этажах, но только поднявшись на нужный этаж и попав в зал с инсталляцией, получалось сопоставить звучание и сам объект, собрать все воедино.
Как тебе удается сочетать в себе такой уникальный уровень разнообразия методологий знания и способов их интерпретаций?
Какой-то конкретной формулы нет, но это довольно естественное состояние.
У меня несколько, на первый взгляд, взаимоисключающих этапов образования, например, хореографическое и инженерное, но в итоге это все объединилось в моих художественных практиках.
#INSERT_ARTICLE#
Ну, еще, наверное, отмечу интерес к истории современного искусства. Это тоже дает необходимое понимание процессов, проблематики, взаимосвязей и закономерностей.
Поделись своим личным опытом, какие выставки или реализованные тобой проекты ты бы выделил как наиболее самодостаточные?
Довольно точно получилось реализовать задуманное на персональной выставке «Линии ускользания» в галерее «Антонов» в Санкт-Петербурге в 2021 году. Еще была большая инсталляция «Реверсивная гетеротопия» в Музее Москвы на выставке «Мыслящий ландшафт» и, наверное, еще отмечу грядущую этой весной выставку в Музее Вадима Сидура (музей современной скульптуры. — Прим. SRSLY) в Москве — это большой проект, который находится у меня в работе уже пару лет и объединяет все мои художественные практики.
«Реверсивная гетеротопия» / Фото: Дмитрий Журавлев
#INSERT_ARTICLE#
Тот философский и поэтический бэкграунд, от которого ты отталкиваешься в своих работах, является для тебя личным переживанием или, скорее, сферой художественного поиска?
Все переплетается и совпадает на нескольких уровнях, так что это для меня вещи неразделимые. Некоторые проекты обладают определенной внутренней логикой, и какой-либо философский концепт выступает главной связующей темой, которая формирует контекст этого проекта — в него могут быть включены и опыт коллективных социальных процессов, и лично мною пережитый опыт. Это вообще загадочный момент — соотнесение человеческой жизни с произведением искусства. Раньше мне была свойственна более отстраненная позиция, но недавно понял, что последние пару лет делаю очень личные работы.
Как ты считаешь, первичен медиум или идея?
Думаю, это вообще не имеет значения. Наиболее важно спровоцировать какой-то тип восприятия, в котором потенциальный коллективный зритель погрузится в проект и, возможно, задействует внутри себя новые перцептивные механизмы.
Инсталляция TRANSIT на выставке «Пассажиры. Диалоги о ландшафте» / Фото: Дмитрий Журавлев
#INSERT_ARTICLE#
Как ты видишь будущее искусства? Существует ли у тебя какая-то однозначная формулировка того, что искусство представляет из себя сейчас, и какие возможности ты видишь в будущем?
Последние несколько лет можно было наблюдать разнообразный спектр происходящего в современном искусстве (с учетом российских реалий, конечно). Появлялись самоорганизации, какие-то институции этому способствовали — можно сказать, формировалась некая среда. Наши действия в настоящем определяются нашим прогнозом будущего, а сегодняшнее настоящее довольно туманно, и что будет завтра — непредсказуемо. Я вижу приблизительные контуры своих грядущих проектов, но в будущее заглядывать не рискну. Как пел Дэвид Боуи: «В сегодняшнем мире для человека завтрашнего дня — Нет контроля. Держись подальше от будущего — Не рассказывай Богу о своих планах» (строчки из песни No Control. — Прим. SRSLY).
Музыка и аудиальная составляющая помогают тебе в интерпретации созданного произведения? Или это, скорее, совместная работа?
Это может быть и самодостаточное музыкальное произведение, не требующее никакой дополнительной интерпретации. Например, мой проект VIBRANT MATTER («Пульсирующая материя») существует только в формате звукового альбома. А вот альбом DRIFT, напротив, получил визуальное продолжение и стал основой проекта, который участвовал потом в выставке «Цифровая земля».
Новости — 18 мая 2025 10:36
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Рома, исходя из мультидисциплинарности твоих работ, было бы интересно узнать твое определение того, что такое искусство?
Я не сторонник четкого определения искусства. Для меня это способ развития, возможность критически мыслить и чувствовать как-то иначе. Это пространство эксперимента, оно выстраивает необходимую коммуникацию и позволяет средствами искусства аппелировать к реальности.
#INSERT_ARTICLE#
Интервью — 18 мая 2025 10:36
Метафоричные формы. Интервью с художницей Анной Таганцевой-Кобзевой о гадании, интуиции и собственной академии
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости —
16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости —
5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости —
16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Новости, Новости —
15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости —
15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Обзоры — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Репортаж — 7 мая, 13:15
Final Level. Как прошла последняя вечеринка Applique в клубе ARMA
Обзоры — 30 апреля, 13:24
«Не надо меня спасать, я сделаю это сам»: разбираем новый альбом «Три дня дождя» «Висхолдинг»
Интервью — 24 апреля, 13:15
«Мой главный "ритуал" — это не медитация и не разминка, а банальное вкалывание на полночи». 15 вопросов M()RE
Интервью — 18 апреля, 13:25
«Тоха, это клад». Весенняя SRSLY-анкета с Антохой МС
Интервью — 16 апреля, 13:15
«У меня была внутри твердая уверенность, что это вынесет весь мир». Интервью с Ринатом Рамазановым из группы Ay Yola
Интервью — 12 апреля, 13:15
Куда уходит диско. 17 вопросов группе Discofade
Интервью — 11 апреля, 12:05
«Берсерк», «Жемчуг дракона», «Евангелион» и «Акира». GONE.Fludd, Thomas Mraz, i61, КлоуКома рассказали SRSLY о своих любимых аниме
Интервью — 5 апреля, 12:22
«Каждый день случается что-то магическое, главное замечать». Ярослав Могильников — о целебной силе кино, адреналине и будущем музыкальном альбоме
Интервью — 18 марта, 13:15
Whole Lotta Swag дропнул альбом NO TYPE. Обсуждаем релиз в 16 строчках
Колонка — 17 марта, 13:44
Let Me Entertain You. Робби Уильямс и его обезьяна
Интервью — 8 марта, 13:11
Тайны мифотворчества от Kedr Livanskiy: разбираем альбом Myrtus Myth
Интервью — 7 марта, 15:07
Драконы, тактильная память и секрет идеального дня. Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным
Интервью — 26 февраля, 16:57
Коллекционер звука и архитектор настроения. Интервью с эмбиент-музыкантом Никитой Каменским
Репортаж — 16 февраля, 12:00
Eat, sleep, ski, repeat. Как редакция SRSLY на «РОЗАФЕСТ» ездила
Интервью — 14 февраля, 13:29
Все сложно. Анкеты-валентинки Минаевой, Саши Ваша, DASHI, nkeeei и uniqe
Интервью — 13 февраля, 13:35
Крутят-вертят. Дуэт LAVBLAST — о диких скоростях, народных песнях и казино
Интервью — 29 января, 17:24
Ну почему бобры так добры? SRSLY-анкета с группой SLAVA SKRIPKA
Обзоры — 9 января, 22:51
Срывая якоря. Linkin Park, Bring Me the Horizon, Marilyn Manson и еще 7 лучших рок-альбомов 2024-го по версии группы «СЛОТ»
Обзоры — 7 января, 21:48
Rich man's world: 10 дерзких песен о капитализме от Долли Партон, Mitski, Оливии Родриго и других артистов
Обзоры — 27 декабря 2024, 18:33
Новогодние шоу, которые можно посмотреть в VK Видео: комедия от Кукояк, праздничные выпуски MAMIX, премия шоу «ТОП» и спешл от «ЦУ Е ФА»
Интервью — 27 декабря 2024, 12:32
«Вы хотите сказать, Деда Мороза не существует?» 14 вопросов певице MONA
Интервью — 23 декабря 2024, 17:33
Почему холодная луна мне не дарит утро? Новогодняя SRSLY-анкета с группой «ХЛЕБ»
Интервью — 20 декабря 2024, 14:15
Лайков мало не бывает. 17 вопросов радиоведущему Виталику Мишуре
Обзоры — 16 декабря 2024, 15:56
«VK под шубой 3», «История новогодних хитов» и другие праздничные шоу, которые можно посмотреть в VK Видео
Интервью — 15 декабря 2024, 13:03
«Наши песни никогда в жизни никому не навредят». Интервью с дуэтом NEMIGA
Репортаж — 9 декабря 2024, 16:50
Тигры, советские пупсы, техно и YA3: как редакция SRSLY на тусовку «Ужас! Класс!» в ДК «Кристалл» ходила
Интервью — 6 декабря 2024, 16:03
Мисс Милосердие. ELLA — о новом альбоме «Страшно красива», саморефлексии и аскезах
Колонка — 13 ноября 2024, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Интервью — 9 ноября 2024, 14:29
Депрессивный звук, синдром самозванца и саундтрек к «Новым Пацанкам». 15 вопросов фронтмену TRITIA Славе Мартюшову
Новости, Новости —
15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино —
15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости —
15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости —
14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости —
14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью —
14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости —
14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка —
13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости —
13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Интервью — 5 мая, 16:51
«Мне ни разу не отказывали в свидании. Что такое отказ?» Интервью с актером Евгением Куликом
Обзоры — 21 апреля, 14:08
«Ничего путного сегодня не сделал, как и планировал» и другие цитаты Дмитрия Маликова, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 14 апреля, 13:06
Что бы посмотреть? «Одно безумное преступление», «ПРОМТЫ» и другие новые шоу
Интервью — 11 апреля, 12:05
«Берсерк», «Жемчуг дракона», «Евангелион» и «Акира». GONE.Fludd, Thomas Mraz, i61, КлоуКома рассказали SRSLY о своих любимых аниме
Интервью — 14 марта, 12:25
«Мы — как Big Baby Tape в мире музыки». «Минские» — об импровизации, еде и счастье
Интервью — 12 марта, 12:29
Достаточно забавно. Антон Шастун — о жуликах за столом, диджеинге и мемах с котами
Интервью — 4 марта, 18:41
На пару слов: Дима Масленников — о силушке богатырской, Мистере Бисте и любви к комедиям
Обзоры — 28 февраля, 13:41
Что бы посмотреть? «Круг», «ВКАТИТ» и другие новые шоу
Обзоры — 21 февраля, 15:50
«Улыбка — это как солнце, ее много не бывает» и другие цитаты Николая Василенко, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 5 февраля, 16:32
«Моя Луна бы подсвечивала твое Солнце» и другие цитаты из шоу «Натальная карта»
Обзоры — 12 января, 14:40
Все еще на новогоднем: «Натальная карта», «Кстати» и другие спецвыпуски любимых шоу, которые стоит посмотреть
Обзоры — 4 января, 14:27
Что бы посмотреть? «Меломан», «Есть версия» и другие главные шоу года
Обзоры — 30 декабря 2024, 16:51
Что бы посмотреть? «ДаМы», «Намасте» и другие новые шоу
Интервью — 18 декабря 2024, 18:26
«Когда ты слишком открыт, то становишься беззащитным». Интервью с Яной Чуриковой
Обзоры — 23 ноября 2024, 12:21
Что бы посмотреть? «Контакты. Игра», «Читатели» и другие новые шоу
Обзоры — 11 ноября 2024, 16:21
«Главное не уработаться в этой жизни» и другие цитаты Прохора Шаляпина, сделавшие его кумиром зумеров
Обзоры — 27 октября 2024, 12:15
Что бы посмотреть? «2 комнаты», «Мой первый рэп», «Выгул» и другие новые шоу
Интервью — 25 октября 2024, 13:40
В чем феномен Маш Милаш и «Натальной карты» и стоит ли идти в блогеры? Интервью с основателями DIDENOK TEAM Кириллом Диденок и Пейзуллой Магомедовым
Интервью — 16 октября 2024, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Интервью — 27 сентября 2024, 14:47
«Если нет идей, нужно перезагружаться, и все». Блогер Тема Пименов — о дорогих костюмах, силе интонаций и очень много о стендапе
Интервью — 21 августа 2024, 14:00
«Держать спину ровно и идти напролом!» 18 вопросов блогеру Кириллу Малышеву
Интервью — 25 июля 2024, 10:31
Perpetuum mobile. Креатор Кристина Вазовски — о веб-сериале «Никаких @#$нных птиц», шоу с американскими блогерами и о том, как не бояться пробовать новое
Интервью — 19 июля 2024, 16:45
«Нужно лезть на рожон, рисковать, иначе останешься в луже». Интервью с блогером Андреем Савочкиным
Обзоры — 12 июля 2024, 09:22
И капибару обнять, и Билана послушать. Твой лучший гид по VK Fest 2024 в Москве
Сториз — 3 июля 2024, 22:24
Мы посмотрели новое интеллектуальное шоу от VK «Грязные мысли» и разобрали его на мемы. Смотрите, что получилось
Репортаж — 24 июня 2024, 16:00
Бесится морская гладь. Как прошел VK Fest-2024 в Сириусе
Репортаж — 15 июня 2024, 21:40
Лобушкин и Жаркова, Pinterest как соцсеть и синдром самозванца. Как редакция SRSLY в Нижний Новгород на ЦИПР Tech Week ездила
Обзоры — 19 мая 2024, 13:24
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Käärijä, гимн шаурмы и ностальжи by Сыендук
Обзоры — 15 мая 2024, 23:44
Нечаянная радость. «Сердце Клавы», «В поисках НЛО», «Битва пикников» и другие шоу, которые мы втайне любим
Интервью — 23 апреля 2024, 17:58
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Новости, Новости —
13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости —
13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Новости, Новости —
13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости —
12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости —
12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни —
12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Интервью —
10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Все звёзды и инфлюенсеры
Актёр, Певец, Сонграйтер
Леди Гага
Бизнесмен, Модель
Кайли Дженнер
Актёр, Продюсер
Педро Паскаль
Актёр, Продюсер, Режиссёр
Крис Эванс
Новости, Новости —
10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости —
9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Новости, Новости —
9 мая, 14:14
На «Золотом глобусе» начнут награждать лучшие подкасты
Новости, Новости —
9 мая, 12:00
Baidu разрабатывает ИИ-переводчик с языка животных на человеческий
Новости, Новости —
8 мая, 16:00
Валерия Гай Германика снимет хоррор-сериал с Леонидом Якубовичем
Новости, Новости —
8 мая, 14:00
Вышел трейлер фильма по «Долгой прогулке» Стивена Кинга
Новости, Новости —
8 мая, 12:00
Маргарет Куолли снимется в фильме «Любовь твоей жизни», который продюсирует Райан Гослинг
Новости, Новости —
7 мая, 17:30
Lego представила 10 полноразмерных болидов для «Формулы-1»
Новости, Новости —
7 мая, 15:30
Маша возвращается: вышел трейлер комедии «Не одна дома 2»