Интервью, Музыка — 11 октября 2023, 17:51

«Фолк сейчас — новый черный». Интервью с фронтвумен группы Settlers Яной Шелпаковой о химии между авторским и народным

Текст:
В любые времена в России появляются талантливые артисты, чья музыка — вне трендов, пространства и конъюнктуры. SRSLY поговорил с группой Settlers — командой молодых, но прокачанных музыкантов, которые просто любят фолк, — а еще джаз, соул, фанк — они любят все. Settlers — участники Stereoleto, «Дикой мяты», Ural Music Night, а также победители в номинации BandLink и «Яндекс Музыки» — «Выбор музыкантов» на фестивале New/Open. Скорее бегите слушать (возможно, вы уже — их «Частушки» звучали в сериале «Стрим»), но сначала все-таки прочитайте этот текст.

У меня бесячий, но неизбежный вопрос. О вас как только не говорят в интервью и анонсах — и фолк, и джаз, и фьюжн, и что-то еще. Есть ли какой-то термин, с которым вы вообще плюс-минус примирились, ну или придумали для себя? Что за музыку вы играете? 

Это самый сложный для нас вопрос. Да, у нас абсолютно все музыканты с джазовым бэкграундом. И изначально, когда Settlers только появились, мы действительно играли джаз, фолк-джаз, но сейчас сами не можем придумать определение своей музыке. Мы часто на эту тему с ребятами общаемся, беседуем: очень любим эту музыку и, конечно, пытаемся разобраться, к чему она идет, на что становится похожа. И теперь мы пришли к тому, что не привязаны сейчас вообще ни к какому жанру. Наверное, будет как-то громко сказано, но… У нас сложилось такое ощущение, что Settlers сами по себе становятся каким-то отдельным жанром. Потому что здесь есть и соул, и фьюжн, и элементы джаза какого-то, и электронная музыка, и даже поп местами. Ну, и все это еще построено на фолке как бы. Это симбиоз вообще всего! 

Фото: Nita Bagdasaryan, @nitaomn
#INSERT_ARTICLE#

Часто из-за этого возникают какие-то казусы. Вот в прошлом году в Екатеринбурге мы приезжали на фестиваль EverJazz, где в жюри, например, Кирилл Мошков, джазовый критик (и главный редактор ведущего российского джазового портала Jazz.ru. — Прим. SRSLY), который нас просто растоптал. Мы все равно выиграли, стали финалистами, но все сказали, что это не джаз. И мы с этим абсолютно согласны, поскольку не относим себя больше к этому жанру. Но это так «привязалось», что нас все равно активно зовут на джазовые фестивали. 

Хочется обозначить, что Settlers — не джаз больше, а что-то более глобальное.
#INSERT_ARTICLE#

Сталкивались ли вы с предрассудком, что фолк — ну, это вроде совсем не «секси»-музыка? 

У меня точно такого нет, я им занимаюсь с детства — глубоко так, очень тщательно. Да и у ребят нет. Мы, наверное, даже подчеркнуто везде писали о том, что мы фолк, потому что сейчас очень большая волна фолка: все кому не лень называют себя фолк-музыкантами. 

За [последние] год или два появилось очень много коллективов, которые занимаются этим направлением. А мы в этом лет пять уже, если говорить о Settlers. Относимся с уважением к традиционной песне, нам это действительно нравится: и с музыкальной точки зрения, и с точки зрения текстов, народных мудростей. Фолк сейчас — «новый черный». 

Не думали о фитах? С той же Zventa Sventana. 

Вообще, я бы пожелала фолк-исполнителям быть открытыми друг к другу и создавать какое-то свое комьюнити, потому что пока все немного обособленно держатся, на мой взгляд. С солисткой Zventa Sventana Тиной Кузнецовой мы лично не знакомы, хотя, думаю, наслышаны друг о друге. Хорошо дружим с группой «Поле» — мы с девочками выходцы из одного коллектива.  

Вообще, фиты — интересная штука, но если вы работаете в разных жанрах. Мне кажется, это должен быть некий симбиоз из того, что, казалось бы, вместе никак не могло соединиться. Вот у нас есть фит с группой «другдиджея» («Листики». — Прим. SRSLY). 

#INSERT_ARTICLE#

Есть группы, которые занимаются фольклором, — Zventa Sventana, hodíla ízba, Settlers, «Поле»… Все это вроде как построено на традиционной песне, но все-таки заметен отчетливо разный подход. Мы с Settlers, кажется, вообще другие: я не передаю традиционный диалектный напев, а адаптирую тексты и песни. У нас оригинальная аранжировка, но еще и адаптированная вокальная строчка, потому что мы все-таки стремимся людей притянуть к этой музыке. В принципе, музеефикация (сохранение наследства — музыкального, визуального, текстового — без какой-либо переработки и рефлексии, с одной целью — сберечь его в исходном виде. — Прим. SRSLY) — это круто, этим занимаются фольклористы сейчас, они молодцы, бесконечный им поклон и уважение за это. 

Мы же стараемся сохранить настроение, суть песни и подчеркнуть это инструменталом. Если где-то остается диалект, то я его как краску больше оставляю. Мы вообще сейчас приняли такое решение: идем в сторону авторского материала, который будет построен на традиционной песне. 

Недавний трек «Береза» как раз, наверное, авторский?

Он вообще полностью авторский, да-да-да. Но опять-таки написанный по прототипу традиционной свадебной песни из Псковской области, которая тоже называется «Береза». Вот у нас есть «Боля» — тоже авторская песня, просто с народным припевом.



Конечно, совсем уходить от фольклора мы не планируем — он нас правда вдохновляет. Лично я безумно его люблю. У меня для души есть свой традиционный ансамбль девушек, с которыми мы собираемся, поем. Просто хочется попробовать охватить еще большую аудиторию, привнести  что-то новое.

Мы недавно как раз были на подкасте с ребятами — он называется «Музыка регионов». Обсуждали там современную фолк-сцену, делились треками…


А если объяснить очень просто, в чем привлекательность народной музыки? И есть ли здесь какой-то порог входа, ценз для слушателя?  

Сто процентов есть. Это очень сложная музыка, она требует усилий, ровно  как и джаз. Когда вы слушаете джаз, ваш мозг сопротивляется: там сложные размеры, сложные гармонии из трех звуков, полиритмы какие-то. Народная песня — ровно то же самое. Как вообще начать ее понимать? 

Начинать стоит с чего-то более понятного, с того же юга (имеются в виду народные песни южных регионов. — Прим. SRSLY). Юг — он более приземленный. Если мы идем дальше на север, то там уже космос, это вообще на других вибрациях ощущается. Это что-то трансовое, уносящее. К такой музыке человек должен сам прийти, почувствовать потребность в прослушивании народных песен. 

Фото: Виктория Фомина, @gotty.ph
#INSERT_ARTICLE#

А как к этому прийти, если нам включают по телеку условную Надежду Кадышеву? Сначала нужно понять, что народная песня — это не «Калинка-малинка».  Я сейчас говорю не про ребят, которые прошаренные, слушают новые группы, интересуются, активно ездят на фестивали. Я про взрослых людей, которые дома просто смотрят телевизор. 

Можно через ту же Zventa Sventana, через Settlers услышать, что вообще-то народная песня может быть красивой. Она может быть не вычурной, не колхозной — она вообще таковой не является! Понять, что это что-то очень интересное и при этом очень родное. 

#INSERT_ARTICLE#

Я люблю разговаривать с публикой на наших концертах. Ребята на меня уже ругаются: «Яна, у нас концерт, там все танцуют, а ты опять говоришь». А зрители подходят потом и говорят спасибо. Я после каждой песни или перед песней рассказываю как минимум, какая это область и жанр, в каких условиях ее исполняли. То есть очень маленький экскурс. Мы даже думали сделать какой-то общий QR-код с треклистом, в котором будет прописана история каждой песни. 

Я вот вела канал в «Дзене», тоже про песни рассказывала — там есть несколько статей, но я что-то забросила пока. Неинтересно это слушать просто так. Хочется понимать, что, например, вот эта песня из Белгородской области и ее исполняли на крестины, когда крестили младенца. И таким путем, через современных исполнителей, постепенно музыка будет входить уже в привычное слушание. 

#INSERT_ARTICLE#

Когда училась в училище, я пришла на первое занятие РТП — русское традиционное пение. И у меня была просто невероятная преподавательница Людмила Петровна Махова — фольклорист, расшифровщик, собиратель (а также этномузыколог и научный сотрудник НЦНМ. — Прим. SRSLY). 

Помню, она нам поставила былину какую-то на девять минут, которую надо таким [очень высоким] голосом петь. Мы ничего не понимали. Смотрели друг на друга: «Что это вообще, почему мы это слушаем, почему мы должны это расшифровывать, записывать?!» И сначала было такое отторжение, даже у меня, хотя я занималась этим с детства. Но потом в какой-то момент поняла, что я уже без этого не могу. То есть у меня реально появилась потребность слушать каждый день что-то из традиции и повторять это, повторять их звукоизвлечения [народных исполнителей], вообще вслушиваться в тексты, потому что тексты аллегорические. 

#INSERT_ARTICLE#

Этому просто нужно открыться. Они [тексты] где-то местами наивные, но в этом и прелесть. Мы вообще забыли про какую-то детскую непосредственность, перестали дома устраивать что-то вроде застолий, петь вместе. Но это важно, ведь пение в ансамбле и вообще пение в кругу за столом — очень интимное действие. 

Нужно в это вникать, приобщаться к народной музыке и передавать ее: поставить своему другу, выучить, а потом вместе петь. (Смеется.)
#INSERT_ARTICLE#

Расскажите про проект-застолье в «Севкабель Порту»: у вас был каравай, стол и QR-код. Чья это вообще была идея? 

О, это очень крутая задумка была. Может, не совсем хватило времени, наверное, это масштабно осуществить. В будущем хотелось бы сделать это более глобально.

Это была внезапная идея Саши, нашего менеджера. Мы советовались с ребятами из BandLink, как нам сделать промоакцию. И вот придумали такое мини-застолье на улице: специально поставили стол с белой скатертью, уложенный березовыми ветками с QR-кодами, и каравай, который Сашина мама сама своими руками испекла! Мы специально поставили его и просто ушли, — со стороны хотели посмотреть на реакцию людей. 


И наш каравай, конечно, привлек много внимания, все подходили, но никто, представляете, никто не решился съесть! Мы оторвали кусочек и показали, что можно себе отхватить чуть-чуть. Но никто так и не притронулся: все подходили, аккуратно смотрели, сканировали QR-код, но к караваю никто не прикоснулся. 

Легко ли быть сейчас российским музыкантом? Участвуете ли вы в шоукейсах, фестивалях, в этом есть смысл? И вообще, есть ли у вас время как бы просто для себя заниматься музыкой?

Шоукейсы — супертема. Это ведь комьюнити музыкантов и экспертов: на шоукейсе New/Open мы познакомились с Вадимом Чувашевым и попали к нему на лейбл «Родной звук». Второй раз мы познакомились там с ребятами из BandLink и Анатолием Першиным из МТС и, собственно, альбом выпускали с «МТС Лейблом». 

В шоукейсах стоит участвовать даже не ради денег, а просто для того, чтобы быть в обществе вдохновленных, творческих людей, чтобы делать фиты, какие-то совместные проекты, помогать друг другу. 

#INSERT_ARTICLE#

Как вы делаете аранжировки? 

Тут уже выверенная схема. Она простая, нехитрая. Я делаю дома демоверсию — записываю в первую очередь вокал. Как-то его причесываю с инструменталом, насколько могу это сделать… Отправляю это Олегу — нашему гитаристу, он занимается всеми аранжировками. Олег уже делает полноценную аранжировку на это все, приносит готовое на репетицию. Мы там все советуемся, накидываем референсы. Ребята у нас очень наслушанные, да и музыку мы все очень любим — даже слушаем альбомы разные вместе, это наш ритуал. Особенно если выходит какой-то крутой альбом, например, у Hiatus Koyote — это наша любимая группа! 

Они суперские, да.

Я просто обожаю вокалистку их: Наоми — просто любовь. Я тоже у них слышу какие-то фолковые ноты. 

#INSERT_ARTICLE#

Короче говоря, на репетиции мы отслушиваем материал, пытаемся сыграть. В процессе ребята добавляют что-то от себя. И, конечно, все это собирается в полноценную аранжировку, только когда мы вместе. Нет такого, что кто-то ставит рамки — в этом плане у нас полный паритет. 

А вы хотите (или планируете) издаваться на виниле, на кассетах? Вообще, насколько вы относитесь к вот этому аналого-фетишизму? Я вот тоже периодически не могу устоять перед соблазном покупать кассеты и винил.

Конечно, хотим. Я надеюсь, что мы к этому придем. Но это очень недешевое удовольствие — да и вообще быть артистом дорого.  

Ну и последний вопрос, про творческие планы. Какие следующие концерты?  Будете ли вы выходить на площадки покрупнее? 

Мы уже давно думаем над этим. У нас сейчас было два сольных концерта — немаленьких. В Питере у нас была презентация-перформанс с группой Zastolie project. Собрали полный зал. Очень переживали, что он не набьется, и зря — оба этажа забиты были. Отгремел этот сольник очень мощно. В Москву тоже привезли перформанс, на летнюю площадку МТС. Там было много людей со стороны, не наших слушателей, — но они тоже довольно быстро вовлеклись. 

Фото: Nita Bagdasaryan, @nitaomn

А про большую сцену… Мы больше лайвовые артисты. И вживую наша музыка лучше, она намного круче, мощнее, мясистее звучит. Очень хотим, чтобы у группы была насыщенная фестивальная жизнь.

У нас большие планы на этот год. Я не могу всех секретов раскрывать, потому что не имею права. Будет много проектов. От себя могу сказать, что пишем авторский материал. Еще в планах снять клевый клип на новую песню, которую мы уже почти доделали. 

Я думаю, что мы только на пути какого-то становления, поиска себя. Мы любим нашу музыку искренне, хотим делиться ею с людьми. Мы идем вперед, и я замечаю, что в нас самих с каждым годом открывается что-то новое. И вместе с этим меняется и наше творчество.  

Не останавливайтесь, пожалуйста. Спасибо вам огромное!

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Виктория Фомина, @gotty.ph
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Музыкант, Певец
Тина
Кузнецова
Читайте также
Музыка — 20:49, 31 января 2025
Ну почему бобры так добры? SRSLY-анкета с группой SLAVA SKRIPKA
Кино — 31 января, 20:49
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Присяжный номер два», «Ручная кладь», «Ученик: Восхождение Трампа», «Миллениум», «Вне времени»)
Образ жизни — 24 января, 15:35
Как я перестал бояться и начал ходить по ресторанам
Новости, Новости — 31 января, 16:04
«Не для тебя эта ягодка лечилась от неврозов у врача»: AFELIA выпустила сингл «Не исправится»
Новости, Новости — 31 января, 13:55
В России снимут фильм по роману «Остров сокровищ»
Новости, Новости — 31 января, 11:34
Азамат Мусагалиев рассказывает истории из жизни в драмеди-сериале «А.М.»
Новости, Новости — 30 января, 15:35
Объявлены номинанты премии «Сезар». Лидирует «Граф Монте-Кристо»
Новости, Новости — 30 января, 13:30
Начались съемки «Системы развлечений» — нового фильма режиссера «Треугольника печали»
Новости, Новости — 30 января, 11:27
Что это за место такое: перуанский ресторан INKI в Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 29 января, 19:32
Фильм «Мастер и Маргарита» взял шесть наград на премии «Белый слон»
Новости, Новости — 29 января, 10:28
SZA присоединится к Кендрику Ламару на Супербоуле
Кино — 28 января, 22:28
Моя колыбель — твоя обитель. «Плохая девочка», «Мысль о тебе» и еще 3 современные драмы, где она старше его
Новости, Новости — 28 января, 15:45
Объявлено, когда выйдет Mayhem — новый альбом Леди Гаги
Новости, Новости — 28 января, 13:40
Начались съемки фильма «Красавица». В главных ролях — Пересильд и Копейкин
Новости, Новости — 28 января, 11:27
Новые гости и новые проблемы: вышел трейлер 3-го сезона «Белого лотоса»
Новости, Новости — 27 января, 16:15
Charli XCX исполнит главную роль в новом фильме студии A24
Новости, Новости — 27 января, 15:30
«Голоса прекрасного далека»: в «Яндекс Книгах» вышел сборник аудиорассказов по вселенной Atomic Heart
Новости, Новости — 27 января, 14:05
«Если страх не выбирают, то зачем тогда бежать?»: слушаем трек марбл «снежинка»
Новости, Новости — 27 января, 11:30
Российские туристы стали в два раза чаще путешествовать в Японию
Образ жизни — 25 января, 16:11
Неделя приключений, музыки и игр на высоте: гид по 10-му фестивалю «Розафест»
Новости, Новости — 24 января, 18:30
Режиссер «Носферату» снимет хоррор «Вервольф» и сиквел «Лабиринта»
Новости, Новости — 24 января, 16:51
TikTok возобновил работу в США. Но не все так просто
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 24 января, 15:03
«Солнце без тебя просто цедра»: группа «Базар» выпустила сингл «Вплотную»
Новости, Новости — 24 января, 11:38
Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо вновь работают над фильмом «Дьявол в Белом городе»
Образ жизни — 23 января, 23:39
Возвращение Indiana Jones, много японщины и еще больше разочарований. Игровые итоги 2024 года
Новости, Новости — 23 января, 20:12
«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Злая»: объявлены номинанты на «Оскар-2025»
Новости, Новости — 23 января, 15:35
Роберт Паттинсон в трейлере фильма «Микки 17»
Новости, Новости — 23 января, 13:30
«Одноклассники» запустили дейтинг-сервис
Новости, Новости — 23 января, 11:27
Что это за место такое: городское бистро Nouge на Покровке
Новости, Новости — 22 января, 20:00
Состоялась премьера сериала «Подслушано в Рыбинске» с Тимофеем Трибунцевым и Рузилем Минекаевым
Новости, Новости — 22 января, 18:00
Райан Гослинг сыграет в «Звездных войнах» Шона Леви. Но это не точно
7
Плохая девочка
7.2
Финист. Первый богатырь
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.4
Носферату
8.9
Злая
5
Пророк. История Александра Пушкина
8
Претенденты
10
Игра в кальмара
(2 сезон)