Рецензии, Кино — 26 июля 2023, 16:57

Акт убийства Роберта Оппенгеймера: рецензия на «Оппенгеймера» Кристофера Нолана

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Спустя три года после «Довода» Кристофер Нолан возвращается в кинотеатры (в многочисленных форматах, среди которых IMAX и 70мм) с первым фильмом-биографией в карьере. Трехчасовая картина разговорного жанра, выступающая на правах летнего блокбастера — смелый ход. Но что им движет, помимо смелости?

Капли дождя капают на асфальт, ныряя в лужу. Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мерфи) внимательно следит за их приземлением. Метафора мирного атома, разбирающего человеческую плоть на молекулы, радиоактивных осадков, в конце концов, метафора сброшенной на Хиросиму и Нагасаки, изобретенной Оппенгеймером, бомбы. 

#INSERT_ARTICLE#

Главная неожиданность нового фильма Кристофера Нолана заключается не в том, что режиссер впервые снимает про людей в плоскости реалистического байопика, где за привычные временные петли и астрофизические приколы отвечают нормативные монтажные фразы, в которых сменяются периоды жизни Оппенгеймера — то он общается с Альбертом Эйнштейном (Том Конти) у пруда, то дружит, а потом тихо воюет с бизнесменом и членом Комиссии по атомной энергии США Льюисом Штрауссом (Роберт Дауни-мл.), то мечется между любовницей (Флоренс Пью) и женой (Эмили Блант). Неожиданно другое: Нолан открывает для себя символическое, выруливает к пошлейшей репрезентации вдохновения, — кубистский период Пикассо и партитуры Стравинского — daily inspiration физика-теоретика Оппенгеймера. Дальше будут и видения: нога Оппенгеймера по колено в пепле, обожженные ядерным взрывом лица в зале суда, абсолютно нагие Киллиан Мерфи и Флоренс Пью, которые трахаются среди господ присяжных-заседателей. Короче, весь остров проклятых студии А24.

Кадры из фильма «Хиросима, любовь моя» (1959)
#INSERT_ARTICLE#

Нолан, разумеется, с метафорами на «вы», но разыгрывает их с апломбом, как будто он не просто saw nothing in Hiroshima, а что «Хиросима, любовь моя» (1959) Алена Рене никогда не существовала вовсе. Хотя, по всем формальным признакам, «Оппенгеймер» по-прежнему постулирует нолановский кинематограф грома небесных колесниц. Тикающие часики из «Дюнкерка» (2017) собираются в височную мигрень из саунд-дизайнов предыдущих двух картин. Излюбленный режиссерский прием: люди в костюмах рассекают по широким коридорам/парковкам/пространствам и обмениваются фразами/кодами как троцкисты накануне демонстраций, используется как доказательство авторского постоянства. 

Традиционно, женские персонажи, представленные в формуле «подай, принеси, пострадай», в историческом контексте «Оппенгеймера» в лице Эмили Блант окружаются новыми качествами типа «развешай белье сушиться, утихомирь орущих за обедом детей, поревнуй к другой».
#INSERT_ARTICLE#

Эмили Блант и Флоренс Пью в ролях жены и любовницы Роберта Оппенгеймера
#INSERT_ARTICLE#

Небесные тела, заглядывающие из нарядной анимированной заставки Winamp’а, каждые двадцать минут в первые полтора часа выступают доказательным примером — физик-теоретик Оппенгеймер очень хотел, чтобы звезды красиво взрывались. 

#INSERT_ARTICLE#

Звезды же голливудские уверенно рвутся у Нолана играть: Мэтт Дэймон (Лесли Гровс) даже отказался от обещания своей жене отдохнуть от ролей, а на пять-семь минут общего времени в кадр заходят Гэри Олдман (33-й президент США Гарри С. Трумэн) и Кейси Аффлек (американский военный контрразведчик Борис Паш). Иногда Нолан пижонствует и заявляет актеров как статистов, то Эмили Блант впервые появится в расфокусе на заднем плане, то Рами Малек (физик Дэвид Хилл) поднесет документы и исчезнет на сорок минут хронометража. Больше, чем Киллиана Мерфи, иссохшего, как тростинка, и исследующего муки вдохновения бомб-мейкера, хочется похвалить Роберта Дауни-младшего, которого очень любит камера

Бобу, конечно, бы родиться в другой эпохе и блистать в конце семидесятых у Копполы, Фридкина и Николса.
#INSERT_ARTICLE#

Роберт Дауни-мл. в образе бизнесмена и филантропа Льюиса Штраусса
Рами Малек в образе физика Дэвида Хилла
Мэтт Дэймон в образе генерал-лейтенанта Лесли Гровса
Том Конти в образе физика Альберта Эйнштейна
#INSERT_ARTICLE#

Кристофер всегда был чрезвычайно хорош в реализации предпсихотического напряжения: в те мгновения, когда героям суждено сделать выбор, а мир вокруг уже начал рушиться, время представлялось в его кино клочком хаоса, быстро тлеющей бумажкой. Но в «Оппенгеймере» конфликт со временем и во времени подменяет скупая биографическая декламация того, как внутренние фантомы гениев порождают общественные фантазмы.

#INSERT_ARTICLE#

Ответственность за миллионы жертв ложится на плечи сутулого Роберта Оппенгеймера. И в этот раз трюк Нолана, в общем-то, один: вопреки всем возможным догадкам «Оппенгеймер» — это кино про Гитлера vice versa, и академики «Оскара» явно в радиусе поражения

Злодей, не осознающий себя злодеем, занят практиками созерцания, и сам того не понимая, погружает мир во тьму.
#INSERT_ARTICLE#

Как говорил философ Гегель: «Созерцание направлено на объект, который внеположен сознанию субъекта, находится по отношению к нему на определенной дистанции и существует перед ним в настоящий момент или восстанавливается с помощью воспоминания». 


А если идти глубже, то станет понятно на чем Нолан пытается развить образное повествование и почему и капли в луже, и призрак воспламененного земного шара возбуждают разум Оппенгеймера. В кантанианстве существует термин anschauung — «наглядное представление», неопосредованный мышлением акт познания. И именно в наглядных образах катастроф, предстающих только в подсознании Оппенгеймера, Нолан осмысляет историю великого физика-теоретика. Не в привычных играх разума, а в той области самых неточных и чувственных гуманитарных наук, где Крису редко удавалось преуспеть. Ги Дебор в «Обществе спектакля» пишет: «Вечность вышла из понятия о циклическом времени, но по отношению к нему сама она стоит особняком. Вечность умаляет необратимость времени, упраздняет историю в самой истории, становясь по ту сторону необратимого времени, превратившись в точку, в которое циклическое время вернулось и самоуничтожилось».

Можно было бы обратиться к этой точке, времени полураспада атома, распада человеческой души и веры в президента Трумэна (Олдман). Но, скорее всего, Нолан не читал Ги Дебора. И в этом тоже своего рода трагедия миллионов

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр
Киллиан
Мерфи
Актёр
Флоренс
Пью
Читайте также
Кино — 19:40, 20 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
Музыка — 13 ноября, 13:15
«Люди боятся музыки, которая не дает им вернуться домой». Отрывок из книги Мишеля Фейбера «Прислушайся: к музыке, к звукам, к себе»
Новости, Новости — 13 ноября, 10:55
Искренняя жажда коннекшена, романтизация всего и мейнстрим: Spotify выпустил ежегодное исследование Culture Next о музыкальных привычках зумеров
Новости, Новости — 12 ноября, 19:34
Нурлан Сабуров стал лицом коллаборации VK и бренда F | ABLE
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих