Рецензии, Кино — 26 июля 2023, 16:57

Акт убийства Роберта Оппенгеймера: рецензия на «Оппенгеймера» Кристофера Нолана

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Спустя три года после «Довода» Кристофер Нолан возвращается в кинотеатры (в многочисленных форматах, среди которых IMAX и 70мм) с первым фильмом-биографией в карьере. Трехчасовая картина разговорного жанра, выступающая на правах летнего блокбастера — смелый ход. Но что им движет, помимо смелости?

Капли дождя капают на асфальт, ныряя в лужу. Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мерфи) внимательно следит за их приземлением. Метафора мирного атома, разбирающего человеческую плоть на молекулы, радиоактивных осадков, в конце концов, метафора сброшенной на Хиросиму и Нагасаки, изобретенной Оппенгеймером, бомбы. 

#INSERT_ARTICLE#

Главная неожиданность нового фильма Кристофера Нолана заключается не в том, что режиссер впервые снимает про людей в плоскости реалистического байопика, где за привычные временные петли и астрофизические приколы отвечают нормативные монтажные фразы, в которых сменяются периоды жизни Оппенгеймера — то он общается с Альбертом Эйнштейном (Том Конти) у пруда, то дружит, а потом тихо воюет с бизнесменом и членом Комиссии по атомной энергии США Льюисом Штрауссом (Роберт Дауни-мл.), то мечется между любовницей (Флоренс Пью) и женой (Эмили Блант). Неожиданно другое: Нолан открывает для себя символическое, выруливает к пошлейшей репрезентации вдохновения, — кубистский период Пикассо и партитуры Стравинского — daily inspiration физика-теоретика Оппенгеймера. Дальше будут и видения: нога Оппенгеймера по колено в пепле, обожженные ядерным взрывом лица в зале суда, абсолютно нагие Киллиан Мерфи и Флоренс Пью, которые трахаются среди господ присяжных-заседателей. Короче, весь остров проклятых студии А24.

Кадры из фильма «Хиросима, любовь моя» (1959)
#INSERT_ARTICLE#

Нолан, разумеется, с метафорами на «вы», но разыгрывает их с апломбом, как будто он не просто saw nothing in Hiroshima, а что «Хиросима, любовь моя» (1959) Алена Рене никогда не существовала вовсе. Хотя, по всем формальным признакам, «Оппенгеймер» по-прежнему постулирует нолановский кинематограф грома небесных колесниц. Тикающие часики из «Дюнкерка» (2017) собираются в височную мигрень из саунд-дизайнов предыдущих двух картин. Излюбленный режиссерский прием: люди в костюмах рассекают по широким коридорам/парковкам/пространствам и обмениваются фразами/кодами как троцкисты накануне демонстраций, используется как доказательство авторского постоянства. 

Традиционно, женские персонажи, представленные в формуле «подай, принеси, пострадай», в историческом контексте «Оппенгеймера» в лице Эмили Блант окружаются новыми качествами типа «развешай белье сушиться, утихомирь орущих за обедом детей, поревнуй к другой».
#INSERT_ARTICLE#

Эмили Блант и Флоренс Пью в ролях жены и любовницы Роберта Оппенгеймера
#INSERT_ARTICLE#

Небесные тела, заглядывающие из нарядной анимированной заставки Winamp’а, каждые двадцать минут в первые полтора часа выступают доказательным примером — физик-теоретик Оппенгеймер очень хотел, чтобы звезды красиво взрывались. 

#INSERT_ARTICLE#

Звезды же голливудские уверенно рвутся у Нолана играть: Мэтт Дэймон (Лесли Гровс) даже отказался от обещания своей жене отдохнуть от ролей, а на пять-семь минут общего времени в кадр заходят Гэри Олдман (33-й президент США Гарри С. Трумэн) и Кейси Аффлек (американский военный контрразведчик Борис Паш). Иногда Нолан пижонствует и заявляет актеров как статистов, то Эмили Блант впервые появится в расфокусе на заднем плане, то Рами Малек (физик Дэвид Хилл) поднесет документы и исчезнет на сорок минут хронометража. Больше, чем Киллиана Мерфи, иссохшего, как тростинка, и исследующего муки вдохновения бомб-мейкера, хочется похвалить Роберта Дауни-младшего, которого очень любит камера

Бобу, конечно, бы родиться в другой эпохе и блистать в конце семидесятых у Копполы, Фридкина и Николса.
#INSERT_ARTICLE#

Роберт Дауни-мл. в образе бизнесмена и филантропа Льюиса Штраусса
Рами Малек в образе физика Дэвида Хилла
Мэтт Дэймон в образе генерал-лейтенанта Лесли Гровса
Том Конти в образе физика Альберта Эйнштейна
#INSERT_ARTICLE#

Кристофер всегда был чрезвычайно хорош в реализации предпсихотического напряжения: в те мгновения, когда героям суждено сделать выбор, а мир вокруг уже начал рушиться, время представлялось в его кино клочком хаоса, быстро тлеющей бумажкой. Но в «Оппенгеймере» конфликт со временем и во времени подменяет скупая биографическая декламация того, как внутренние фантомы гениев порождают общественные фантазмы.

#INSERT_ARTICLE#

Ответственность за миллионы жертв ложится на плечи сутулого Роберта Оппенгеймера. И в этот раз трюк Нолана, в общем-то, один: вопреки всем возможным догадкам «Оппенгеймер» — это кино про Гитлера vice versa, и академики «Оскара» явно в радиусе поражения

Злодей, не осознающий себя злодеем, занят практиками созерцания, и сам того не понимая, погружает мир во тьму.
#INSERT_ARTICLE#

Как говорил философ Гегель: «Созерцание направлено на объект, который внеположен сознанию субъекта, находится по отношению к нему на определенной дистанции и существует перед ним в настоящий момент или восстанавливается с помощью воспоминания». 


А если идти глубже, то станет понятно на чем Нолан пытается развить образное повествование и почему и капли в луже, и призрак воспламененного земного шара возбуждают разум Оппенгеймера. В кантанианстве существует термин anschauung — «наглядное представление», неопосредованный мышлением акт познания. И именно в наглядных образах катастроф, предстающих только в подсознании Оппенгеймера, Нолан осмысляет историю великого физика-теоретика. Не в привычных играх разума, а в той области самых неточных и чувственных гуманитарных наук, где Крису редко удавалось преуспеть. Ги Дебор в «Обществе спектакля» пишет: «Вечность вышла из понятия о циклическом времени, но по отношению к нему сама она стоит особняком. Вечность умаляет необратимость времени, упраздняет историю в самой истории, становясь по ту сторону необратимого времени, превратившись в точку, в которое циклическое время вернулось и самоуничтожилось».

Можно было бы обратиться к этой точке, времени полураспада атома, распада человеческой души и веры в президента Трумэна (Олдман). Но, скорее всего, Нолан не читал Ги Дебора. И в этом тоже своего рода трагедия миллионов

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр
Киллиан
Мерфи
Актёр
Флоренс
Пью
Читайте также
Образ жизни — 17:31, 17 октября 2024
Расул Чабдаров, Андрей Бебуришвили и еще 4 комика, чьи новые спешлы стоит посмотреть
Образ жизни — 17 октября, 17:31
Постмодернистский Marvel с Буддой, вампирами и нейросетями. Объясняем устройство метавселенной Пелевина и его новый роман «Круть»
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Поэт и его злой рок в трейлере фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Новости, Новости — 17 октября, 14:11
Милош Бикович в трейлере сериала «Дайте шоу» 
Новости, Новости — 17 октября, 12:43
Сатир, Ваш и SQWOZ BAB: финалисты «Простора» от VK сняли шоу со звездами
Новости, Новости — 16 октября, 22:12
Тося Чайкина и «Три дня дождя» выпустили клип на песню «Земля»
Новости, Новости — 16 октября, 18:55
700 заведений и 50 городов: стартовал Российский ресторанный фестиваль
Образ жизни — 16 октября, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Новости, Новости — 16 октября, 16:00
Следующим фильмом Дэвида Финчера станет вестерн Bitterroot
Новости, Новости — 16 октября, 14:00
Тейлор Свифт анонсировала книгу и виниловый альбом о гастрольном туре The Eras
Новости, Новости — 16 октября, 12:05
Сериал «Медленные лошади» продлили на 6-й сезон
Новости, Новости — 15 октября, 19:14
200 дизайнеров, 83 модных показа и 25 лекций: рассказываем, как прошла Moscow Fashion Week 2024
Новости, Новости — 15 октября, 14:45
Большой фестиваль мультфильмов объявил программу
Новости, Новости — 15 октября, 11:40
«Кинопоиск» представил «Куруч идет в сезон» — новое шоу про хоккей
Новости, Новости — 14 октября, 19:00
Ксавье Долан начнет съемки нового фильма в 2025 году
Новости, Новости — 14 октября, 16:55
Крид, Мягкова и Аранова приняли участие в благотворительной акции от «Вкусно — и точка»
Новости, Новости — 14 октября, 14:50
У хоррора «Я иду искать» будет продолжение
Образ жизни — 13 октября, 23:25
Многовекторная система новой моды. Как прошел BRICS+ Fashion Summit 2024
Новости, Новости — 13 октября, 15:22
Новый фильм Кристофера Нолана может выйти в 2026 году
Новости, Новости — 12 октября, 14:22
«Кожу рвут и режут слова»: Наша Таня релизнула фит с PALC про овершеринг, но это не точно
Кино — 11 октября, 20:28
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 октября, 19:52
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости, Новости — 11 октября, 15:48
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости, Новости — 11 октября, 13:46
Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 11 октября, 11:44
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals
Новости, Новости — 10 октября, 19:15
У «Алисы» появилось собственное мобильное приложение
Кино — 10 октября, 19:06
Эй, маяк! Дневник второй: мстительный скуф Магнитогорска, обидчивый зэк Борисов и саундтрек к апокалипсису
Новости, Новости — 10 октября, 17:01
Начались съемки 2-го сезона «Черного облака»
Новости, Новости — 10 октября, 15:00
Том Харди снимется в новом сериале Гая Ричи
Новости, Новости — 10 октября, 12:50
«Техасская резня» и «Психо»: Variety назвал 100 лучших хорроров в истории
6.5
Не говори никому
5.5
Все закончится на нас
5.2
Пингвин
(1 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
8.9
Властелин колец: Кольца власти
(2 сезон)
8.7
Майор Гром: Игра