Предыдущий альбом Тима Якимова, выступающего под сценическим именем «тима ищет свет», назывался «Зеркало» и дал ощущение «чего-то нового» публике, которой недостаточно постоянно обновляющегося списка хип-хоповых фрешменов. В новом альбоме «Небоскреб ч. 1» речитатив, похоже, победил — причем в его самом коммерческом виде, с доступным битом и автотюном. Текст одной из центральных песен альбома, «Если», изобилует вроде бы достаточно актуальными и смелыми по нынешним временам образами, но продакшен у произведения предельно рыночный, вспоминается чуть ли не Элджей. Еще один трек, имеющий все шансы стать хитом, — «Артист». Это опять тема из арсенала топовых хип-хоперов — рефлексия музыканта, уставшего от присущих звездам пороков и не знающего, что делать со своей популярностью. Треки с текстами перемежаются на альбоме инструментальными композициями. Лучшая вещь альбома — «Лебединая песня», в тексте и мелодии которой фольклорные интонации превалируют над хип-хоп-битом, да еще и появляется джазовый саксофон. Однако в целом «Небоскреб ч. 1» слушается все же как ориентированный на массовую аудиторию поп с речитативом.
В начале июня певица и актриса Муся Тотибадзе выпустила альбом «Давно не танцевала», записанный в Москве и Тбилиси. Представляя своих соавторов в предисловии к пластинке, Муся отмечает: «Мы писали его вместе, спасались, поддерживали и обнимали друг друга». Главным единомышленником певицы в процессе работы над альбомом был продюсер и композитор Иван Лубенников.
Судя по клипу на песню «Не забуду тебя», Муся Тотибадзе видит себя в нише «дорогой артхаус» и, может быть, даже не прочь съездить с этим клипом на какой-нибудь важный фестиваль. Две песни, обозначающие связь Муси с богемой прошлого века, — диско-номер «Другие радости» с фрагментом стихотворения Беллы Ахмадулиной и «Женские штучки» группы «Колибри», здесь носящие имя «Не бросай». Несмотря на безрадостные посты Муси Тотибадзе в соцсетях, альбом вышел скорее позитивным по настроению. Иван Лубенников по-прежнему делает достойный танцевальный звук, а вот сочинение песен для артистки — все еще процесс не самый органичный, это отлично слышно на фоне той же песни «Колибри».
К группам, собранным из известных сессионных музыкантов и гастрольных промоутеров, принято относиться с недоверием. Ведь материал, который они создают вместе, по определению рождается на периферии их трудовой деятельности, в режиме хобби. Московские «Фазы» — команда, где трудились, с одной стороны, вездесущий гитарист Илья Шаповалов (ТОКiО, Machete), с другой — один из самых известных организаторов концертов Дмитрий Зарецкий, а также пара загруженных клубной работой диджеев.
По настроению и текстам это типичная группа 2000-х, что-то вроде той же «Мачете». Лирика беззаботна, музыка крепка, но предсказуема. В ту пору многие пытались создать свою версию нового «рокапопса» (термин введен в обиход Ильей Лагутенко), играть «фирменно», но достаточно доступно и танцевально, чтобы звали выступать на спонсорские вечеринки и after party «Кинотавра». В 2023 году актуальность этой музыки вызывает вопросы, как и тексты, максимально острый из которых имеет припев «Ты под таблеткой». Впрочем, участники «Фаз» — люди уже совсем взрослые, так что закос под тусовщиков 2000-х вполне можно рассматривать под углом неожиданно навалившегося возраста и ностальгии.
Бит и аранжировки проекта BERTA интригуют. Ясно, что это поп-музыка, но использование трип-хопа, синтипопа и этнических элементов заставляет опытное ухо как минимум прислушаться. Кто-то уезжает в Армению, чтобы продолжать заниматься творчеством, а девушка, про которую известно только, что ее на самом деле зовут Берта, переехала из Армении в Санкт-Петербург. Тем не менее в записи дебютного альбома ей помогали москвичи — участники группы «25/17» Богдан Солодовник и Рустам Мунасипов. После всемирного успеха армянки Розы Линн к артистам из этой страны особое внимание. К тому же Берта всячески подчеркивает свою погруженность в современный контекст.
В промокампании альбома можно встретить, например, упоминание о том, что песня «Собака лает» — это «открытый конфликт с искусственным интеллектом». Кстати, трек «Собака лает» почти целиком инструментальный. Компаньоны Берты отработали просто восхитительно, мелодия, сыгранная на трубе, поднимает весь проект на солидную высоту. Тексты и вокал этой планке соответствуют не всегда. Трек «Мелодия» со строчками «Музыка заворожила и над землей закружила» отсылает куда-то к группе «Мираж», и даже филигранный продакшен не спасает дело.
À La Russe — один из самых ожидаемых альбомов года в российской альтернативной музыке. Ирония присутствует в бренде «Мытищи в огне» уже на уровне названия и описания группы на Bandcamp: «московский квартет, вдохновляющийся научной фантастикой, светлым пивом и свежим альбомом PSY». Пожалуй, À La Russe пока единственный в 2023 году альбом, в котором найдена верная интонация для описания «национальной идеи» в ее сегодняшнем виде. «Мы выбиваем одной ногой, другой ногой подпирая… Мы провожаем свой вагон, несясь за ним, догоняя» — это слова из открывающей вагон заглавной песни. А дальше: «Сквозь горы, сквозь горе, сквозь мор и сквозь море несет ручей меня сквозь томное "Всегда"» («Сияющий Дао»), «Здесь рейв для беспокойных, всем сохранять покой» («Коса на камень»)... На карикатурный «медляк» с электрогитарой «Жизнь в историческую эпоху» положены строчки «Закален эпохой и выпрямлен, мясорубкой дней испытанный, из последних сил держаться вслух не закричать». Есть отдельно стоящее «Шампанское с икрой» с приветом Виктору Цою: «Покуда есть в меню к шампанскому икра, этот день переживем». «Мытищи в огне» играют предельно позитивный поп-панк и стадионный nu metal. Их тексты вроде бы требуют другого, менее радостного сопровождения, но именно в силу бодрости и пробивной силе музыки «Мытищ» их будущее представляется светлым, а жизнь долгой.
Молдавско-московский артист Маугли (Никита Гайдаржи) обратил на себя внимание, когда стал вплетать в речитатив отсылки к хитам русского шансона и смешивать сатиру на современность с фольклорными образами из древнерусских летописей. В прошлом альбоме ему помогали bollywoodFM, «Нотэберд» и легендарные «Воровайки». В EP «Металлитургия» Маугли в большей степени склонен использовать в качестве основной интонации роковую суперискренность. Стартовый трек EP «Пророк» — это хлесткий речитатив, накрепко привязанный к реалиям 2023 года: «Из пробоин балаклавы виден дивный новый мир». В «Иерихоне» появляются любимые артистом образы из арсенала блатной лирики — «купола», «туз бубновый на спине». Но есть и прямые отсылки к рок-классике вроде «сам себе и небо, и луна». На короткой дистанции EP (здесь всего пять песен) есть место и для уличной лирики («Следопыт»), и для «рэпа о рэпе» («Ток»). А финальная песня «Билет» — все сегодняшние волнения Маугли, объединенные в одном тексте с резким панковским грувом и неутешительными выводами в тексте: «Счастья солнечный ожог светит только нам в затылок. Мало пройдено дорог, много сделано ошибок».
В 2019 году диджей и продюсер Дмитрий Устинов, известный также как Японец и Taras 3000, всплыл из небытия с записанной в деревне фортепианной пластинкой Zaraysk. Тогда он говорил, что хочет «перестать видеть музыку "квадратиками" на экране компа» и начал знакомиться с ней заново. Из сделанных в деревне набросков Дмитрий собрал альбом с сильным мелодическим началом и искусно переданным состоянием одиночества без Сети.
Новый альбом «Девять пьес для дополненного фортепиано» Дмитрий продолжает движение в сторону «взрослого» минимализма и уже заслужил сравнения с отечественными флагманами жанра — Алексеем Айги и Антоном Батаговым. Мелодии — светлые и прозрачные, но, как и в прошлый раз, больше радует и удивляет сам факт: внутри дискотечного подвижника, как пришелец в голове робота, долгие годы скрывался тонкий и умный академический композитор.
Гитарист Павел Додонов ассоциируется прежде всего с аккомпанирующим составом Дельфина, где он проработал много лет. Характерный гитарный саунд на грани нойза стал частью типичной для последних 20 лет звуковой картины Дельфина. А последние годы Павел Додонов провел в группе «ДДТ». Учитывая экспериментальный характер всевозможного стороннего творчества Павла Додонова, от его нового альбома можно было тоже ожидать какого-нибудь искусно выделанного шума. Однако, в соответствии с заглавием, это песни.
И все это, как выясняется, придумано в 1990-е, в городе Снежинске, еще до того, как Павел Додонов переехал в Москву. В отличие от группы «Фазы» с ее натужным молодежным лиризмом, песни, написанные совсем молодым человеком в «дикую» эпоху, выглядят сегодня глотком свежей воды.
Еще один сольный альбом сайдмена из легендарного проекта. Олег Шунцов — барабанщик с большим послужным списком, но сегодня он известен в первую очередь как музыкант группы «Кино» в ее нынешнем виде. Panic Attack — новый инструментальный альбом Шунцова, в котором в диалог ударных с электроникой вторгается то синтезатор, то саксофон, и каждый раз это появление нового действующего лица выглядит эффектно в самом что ни на есть театральном смысле. Вообще, инструментальный альбом, который можно прослушать от начала до конца, — большая редкость, а альбом с лидирующими барабанами — тем более. Как и в «Кино», Олегу Шунцову повезло с компаньонами, в первую очередь — с саксофонистом Тимуром Некрасовым.
Ростовская группа Motorama — пример феноменально устойчивой популярности российской группы за рубежом, причем за самым дальним. Считается, что больше всего поклонников у Motorama в Южной Америке. Из всей волны русского англоязычного постпанка и нью-вейва у Motorama оказались самые серьезные позиции в мире. Они, конечно, уступают белорусам Molchat Doma, бороздящим просторы континентов в бесконечном концертном туре. Но, с другой стороны, если бы Motorama не подала пример, вряд ли постпанк-группы из бывшего СССР так активно двигались бы за рубеж. Новый альбом не стал ни рубежом, ни победой, ни провалом, но там есть несколько приятных мелодий, которые не хочется выключать, а это уже немало.
Комментаторы, говоря об альбоме, не забывают упомянуть группу «Утро», которая состоит из тех же музыкантов и играет вроде бы более актуальную на сегодняшний день музыку. Однако, если отключить все воспоминания и контексты и нажать на play, окажется, что Sleep And I Will Sing — это просто хорошая летняя запись. Одна из сотен, но — вдруг! — наша.