Обзоры, Музыка — 19 мая, 22:10

Птичий язык. Борис Барабанов о новом альбоме вернувшейся из небытия группы «Колибри»

Борис Барабанов
Журналист, продюсер

Альбом «Колибри» «Счастья нет» — самый важный релиз нынешней весны на русском языке. После одиннадцати лет молчания легендарная петербургская группа выпустила пятнадцать треков в диапазоне от барокко до брейкбита. Это было неожиданно, это было красиво, а главное — ни на что не похоже.

Сегодня, когда говорят о «Колибри» в музыкальном контексте, чаще всего имеют в виду рэп-группу kavabanga Depo kolibri. Вряд ли когда рэпер Дима Лелюк брал себе ник Kolibri, у него была мысль о возможном конфликте с группой, которая в этот период была уже в шаге от распада. А девушки жили в мире, который с российским хип-хопом вообще никак не пересекался. Да что говорить, они всегда были не отсюда. И остаются.

Релиз альбома «Колибри» «Счастья нет» сопровождается репликами типа «А они еще живы?» Основательница группы Наталья Пивоварова погибла в 2007 году и к тому времени уже 9 лет как находилась в сольном плавании. Елена Юданова серьезно болеет. За соцсети и цифровую жизнь в последние годы отвечает Инна Волкова, она же в прошлом году выпустила книгу воспоминаний «Статус: одна из "Колибри"». Однако даже ее энтузиазма не хватило бы на то, чтобы записать и выпустить новый альбом. Здесь ей помог интернет-активист и поклонник группы, живущий за тысячи километров от Санкт-Петербурга.


«Я взялась вести мемориальные странички группы в соцсетях, потому что кто-то должен был это делать, — рассказывает Инна Волкова. — И вдруг я увидела, что эта моя деятельность находит отклик. Появлялись комментарии, приходили письма. И среди них обнаружилось письмо из Благовещенска от парня по имени Никита Манаков. Знаете, бывает, когда люди вдруг задают правильный вопрос, на который интересно отвечать. У нас завязался диалог, и мало-помалу Никита стал советовать, как лучше размещать в интернете наши архивные фото и видео. В общем, стал принимать деятельное участие в нашей сетевой жизни. До 2015 года каталог группы "Колибри" не был представлен на цифровых площадках и вообще в информационном поле. Мы загрузили его через компанию "Бомба-Питер" и получили еще больше реакции в интернете. И наконец, болтая с Никитой, я проговорилась насчет того, что вообще-то у нас есть пять вокальных партий, записанных в 2003 году на студии "Мелодия" с Олегом Эмировым (автор музыкального оформления канала НТВ. — Прим. SRSLY), но до состояния альбома этот материал не доведен. Никита стал деликатно уговаривать меня вернуться к этим трекам и записать новые. В то же время в старом Korg нашего бывшего гитариста Андрея Градовича обнаружились концертные аранжировки, которые тоже в теории могли стать песнями. В итоге мы использовали только одну из них, но сам факт такой находки тоже подтолкнул нас к тому, чтобы заняться новым альбомом. В общем, благодаря активным пинкам из Благовещенска я увлеклась этой идеей, поделилась ею с девушками, и они, конечно, было не против».

Для записи нового альбома «Колибри» потребовались деньги, и группа обратилась к миру через платформу planeta.ru. «Нам нужно было обозначить планку, — рассказывает Инна Волкова. — Назвать миллион я побоялась: мне эта сумма казалась огромной. Кто нам даст эти деньги? Нас же все забыли. И я назвала 700 тыс. Как ни странно, мы собрали даже немного больше».

Главный петербургский звукорежиссер Андрей Алякринский (Tequilajazzz, «Кино» и другие) порекомендовал девушкам аранжировщика Виктора Санкова, поклонника альбома «Колибри» «Бес сахара» (1997), записанного с участием группы Tequilajazzz. Вместе с Олегом Эмировым они создали всю музыкальную ткань альбома, в котором звучат голоса Ирины Шароватовой, Елены Юдановой и Инны Волковой. В итоговых миксах альбома были использованы как голосовые дорожки из архивов, в том числе более чем 20-летней выдержки, так и заново записанные в 2020 году.   

В своих редких интервью девушки из «Колибри» кокетливо отмечают, что не играют ни на каких музыкальных инструментах и музыканты, создающие аранжировки, будь то участники «Аквариума» на рубеже 1980-х и 1990-х или позднее Tequilajazzz, буквально на слух разбирают те наброски, данные им создательницами песен. Звучит так, будто весь процесс — игра случая и одолжение, которое «настоящие» инструменталисты делают своим подругам. Возможно, в какой-то мере это справедливо. Однако когда слушаешь альбом «Счастья нет», понимаешь, что для того чтобы придумать такое даже на уровне идеи, нужно быть музыкантом высшей касты с нестандартным композиторским мышлением.

Стилистически альбом «Счастья нет» охватывает территорию, которую можно уместить в пространство между Глинкой и группой UNKLE. Термин «барокко-поп», способный на очень поверхностном уровне описать свойственное «Колибри» сочетание ретро-мелодизма и высокого женского вокала с поп-аранжировками, годится примерно для половины песен новой пластинки. Остальное — чистый полет фантазии.

Открывающая альбом песня «Очумелые глаза», вдохновленная песней «Мэри едет в небеса» из кинофильма «Цирк», — это эстрадный «винтаж».

«Народная» — заземляющая русская мелодика с поклоном Александру Бородину.

«Физика» — барокко с тихо подкрадывающимися шорохами и щелчками из арсенала Мэтью Херберта.

Песня «Миленький» — дрим-поп, сделанный безупречно и наводящий на мысли о том, что у «Колибри» могла бы сложиться карьера, скажем, на лейбле 4AD.

«Орбитальная станция» — романтика советской киномузыки 1970-х с текстом о любви, которая тонет в океане, как станция «Мир». Можно, конечно, продолжать перечислять песни, давая им «рыночные» характеристики. Но на самом деле «Орбитальная станция» — это песня, заставляющая выть от восторга. И вся эта рецензия могла бы состоять из одних междометий.


«Внедорожная» — это ух какой замес из «патефонного» звука, женского вокализа и брейкбита 1990-х.

«Что-то о небе» — это боже мой как круто придуманный фортепианный минимализм с мелодекламацией, переходящий в трип-хоп.

«Один» — пробирающая до дрожи фолк-баллада, которая — оп! — и превращается в эпический рок-трек. И как только все начинает казаться подозрительно серьезным, приходит «Лиза» с текстом, написанным в том самом стиле, за который когда-то полюбили «Колибри»: «Бог с ней, с любовью, ведь не каждый же герой, а новенькие туфельки остались под водой».


«Молодая» — одна из вершин альбома, в котором слабых мест нет вовсе. «Когда я была молодая в однатысьчадевятьсотшьсятчтвертом году...» — и дальше лихой джангл с распевами и сэмплами из «Ну погоди!». Это вау!

«Счастья нет» — это альбом, течение которого предсказать невозможно и предсказывать не хочется.

Чистое наслаждение на всех уровнях — вокал, тексты, аранжировки. И общее ощущение, что так сейчас не делают. Хотя это ужасная фраза: «Так сейчас не делают». Обычно так говорят о стариках, которые вот сейчас покажут молодежи, «как надо». В случае «Колибри» это бессмысленно, все равно никто не сможет повторить. Остается только мечтать о том, что когда-нибудь кто-нибудь сможет исполнить эти песни на сцене. Участницы «Колибри» клянутся, что не выйдут на нее никогда. Но они как минимум живы и могут что-то объяснить.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 11:07, 18 июня 2021
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 08:36
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)