Основной конкурс
Мисс Новак (Миа Васиковска) — известный нутрициолог и авторка инновационного детокс-чая с собственным фото на упаковке, начинает работать в частной средней школе, втюхивая детям идею сокращения количества потребляемых калорий. Дети быстро клюют на слово «осознанность» и резко перестают жрать.
Джессика Хауснер, одна из ведущих постановщиц Берлинской киношколы наравне с Изабель Штевер («Гран Жете»), Кристианом Петцольдом («Ундина») и другими, в 2019 году предпочла метафизическим мирам, психологическим травмам и вопросам католической веры — сатирическое осмысление кровавой сказки про цветок в «Малыше Джо». Резкая смена интонации продолжается и в «Клубе Зеро». Поколение Doom и Pepsi сменили бескровные фанаты осознанного потребления и безглютеновых продуктов. «Налейте мне Coca-Cola Zero, чтобы никакого сахара». Хауснер отважно издевается над праноедами, eat-фриками, манипулятивными диетологами, выступая гораздо более жестко, чем многие другие участники основного конкурса.
Помимо того, что Миа Васиковска в очередной раз играет роль очаровательной идиотки и в кадре разве что не заряжает воду, режиссерка за contemporary-приколом про «голодать — это модно» нащупывает важную мысль о сути чудовищных подростковых сект, по сути создавая версию «Девственниц-самоубийц», но двадцать лет спустя.
Программа «Двухнедельник режиссеров»
Двое на дороге. Отец (Гела Читава) и Дочь (Мария Лукьянова) едут по России, не доедут до конца. Едут пятнадцать лет, метафора метафоры, показывают людям в регионах «Брата» и «Верность». Мать умерла, но жизнь не остановилась, потому что есть машина. А для машины — дорога. А для дороги колеса.
«Блажь» Ильи Поволоцкого — вещь с одной стороны предположительно простая: роуд-муви, сделанное под Бориса Хлебникова, с волшебной пленочной картинкой (под Мануэля Оливейру) оператора Николая Желудовича и, очевидно, воспитанная Вимом Вендерсом. Фильм буквально повторяет сюжетную концепцию его картины «С течением времени» (тем забавнее, что сам Вим привез на фестиваль два фильма: «Идеальные дни» — в конкурс, и «Ансельм» — вне).
Но в отличие от вендерсовского реализма, Поволоцкий относится к авторам, о реальности фантазирующих. Его узнаваемое — развал с арбузами, которые простукивают в поисках самого сочного, вереница придорожных кафе, шиномонтажей, микромиров у трасс. Чего-то такое, что одновременно и общее, и ничье. Но в то же время, в отличие от того и же Оливейры или Руиса, «Блажь» — не фильм-фантазия, поскольку фантазия Поволоцкого заканчивается на световых решениях, да и для правдивой фантазии — реальность картины слишком бытовая, конкретная. А, в свою очередь, для настоящей бытовой — в ней нет правды. Есть абстракция.
С другой стороны, как и любая абстракция, авторы которой хотят, чтобы она была высказыванием сразу об очень многом (от daddy до homeland issues), «Блажь» теряется перед очерченной бесконфликтностью, а магия изображения не зажигает магию внутри истории.
Основной конкурс
Анна (Леа Дрюкер) — адвокатесса и мать двоих дочерей, знакомится с Тео (Самуэль Кирхер) — сыном от первого брака ее мужа Пьера (Оливье Рабурден). Приязнь перетекает в страсть, а страсть — в угрозы.
Катрин Брейя, потрясающая французская режиссерка, исследовательница желаний и мужского / женского, не снимала долго, как и многие другие авторы в конкурсе, — десять лет. И вернулась с вольным ремейком датской картины «Королева сердец» (2019). Не совсем понятно, зачем нужно было покупать права, потому что из сходств — номинально пересекающийся сюжет о «запретном» чувстве между людьми с разницей в 27 лет. Конечно, в кино Катрин есть вкус (особенно заметный на крупных планах поцелуев, некоторые навыки реально не растерять), но в нем нет никакой сексуальной энергетики.
Дескать, тела так остыли, что даже secret liaison теперь — тоскливое тыканье за рамками кадра. Свобод (экранных, в том числе) больше не существует. Но Брейя, снявшая один из самых смелых и инновационных картин о природе секса — «Романс Х» (Romance, 1999), в «Последнем лете» работает не просто не уверенно, а до обидного плохо. Главная ошибка, неудача и разочарование от любимого автора.