Обзоры, Кино — 24 мая 2023, 03:10

Круазетт в мае. Денис Виленкин на Каннском кинофестивале-2023. Часть третья

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Главные фильмы экватора фестиваля. Тодд Хейнс снял лучший фильм в карьере, а Амат Эскаланте вернулся к радикальному арту.

«Май, декабрь» (May December)

Основной конкурс 

Двадцать лет назад таблоиды пестрили новостными сводками о романе Грейси Атертон-Йо (Джулианна Мур) и Джо (Чарльз Мелтон), однокласснике ее старшего сына. Когда пара начала встречаться, Джо было тринадцать, сейчас же от Грейси у него — дочка, двое близнецов и комплекс непроработанных травм, которые ненароком вскрывает для него самого и окружающих актриса Элизабет Берри (Натали Портман), приезжающая к чете в город Камден, штат Мэн, для ресерча перед грядущими съемками.

#INSERT_ARTICLE#

Фаворит кинокритиков, синефилов и пользователей Pinterest, американский интеллектуал Тодд Хейнс находит поразительную форму для истории про застывшую жизнь-ледышку в американском захолустье. «Май, декабрь» (выражение, обозначающее любовные отношения между партнерами со значительной разницей в возрасте. Месяцы = времена года: весна представляет молодость, а зима — старость. — Прим. SRSLY) выглядит и звучит как эротический триллер из начала девяностых, времен рассвета «Твин Пикса», кино Пола Верховена («Основной инстинкт») и Эдриана Лайна («Лолита»). При том, Тодд Хейнс еще никогда так близко не подбирался к сценаристу и режиссеру Тодду Солондзу (в 1998 году Солондз получил приз ФИПРЕССИ в Каннах за фильм «Счастье», где исследуется сексуальных фобий и девиаций. — Прим. SRSLY) и не снимал своего профессорского пиджака перед полным залом. Его герои мастерски балансируют между существованием в трагикомедии и психологической драме, а угнетающе беспокойная музыка, которая подошла бы почти любому фильму Джона Карпентера, только подтверждает тот факт, что Хейнс, наконец, освоил иронию, часто ему недостающую, и снял свой «Хэллоуин» (1978), где Майк Майерс — это актриса, примеряющая маски, из человеческой (фигурально выражаясь) кожи. 

#INSERT_ARTICLE#

Конечно, мистикой дело не ограничивается: «Май, декабрь» — это «Женщина под влиянием» (1974) Джона Кассаветиса и даже «Загадочная кожа» (2004) Грегга Араки, но, что важнее, Хейнс по-прежнему не изменяет ни своему вкусу, ни материи своего кинематографа химических реакций. В прямом смысле: про отравление, пестициды и неэкологичную жизнь («Спасение», «Темные воды») и про чувства-спички («Кэрол», «Вдали от рая»)

Хейнс, всегда считавший хрупкость натуры практически врожденным пороком, в очередной раз (на первый взгляд) снимает о том, как легко потерять себя.
#INSERT_ARTICLE#

Но только на первый, — по мере того, как тайники открываются, на передний план выходит сабмиссивное желание перепоручить свою жизнь лакановскому Другому (Другой/другой — два ключевых понятия психоаналити­ческой концепции Жака Лакана. Одна из трактовок «большого» Другого — воплощение родительских персонажей и всех последующих недоступных объектов желания. — Прим. SRSLY). Отдать всю (или всего) себя на откуп актеру и сказать: «Сделай меня точно, я себе больше не принадлежу». Elizabeth turnin’ Gracey.

#INSERT_ARTICLE#

«Потерянные в ночи» (Los perdidos de la noche)

Программа «Каннские премьеры»

Мексиканское захолустье. Эмилиано (Хуан Даниэль Гарсиа Тревино) перебивается случайными заработками и пытается вместе со своей девушкой расследовать исчезновение своей матери — активистки, выступавшей против прихода иностранной горнодобывающей компании, очевидно, способной лишить заработка местных жителей. Череда улик приводит главного героя с подружкой в роскошное поместье некоего Ригоберто Дюпласа (Фернандо Бонилья) — современного художника, известного, в том числе, по зверскому арт-проекту, материалом для которого послужили человеческие тела.

#INSERT_ARTICLE#

Картину предваряет цитата из рассказа Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» (1877) — неочевидного произведения в контексте фильмографии Эскаланте и едва ли вообще до того цитируемого в мировом кинематографе. Так же, как и безымянный герой Достоевского, Эмилиано, брошенный на произвол судьбы, проходит через переосмысление своих моральных ценностей. 

Один из главных мексиканских режиссеров современности, Амат Эскаланте, семь лет не снимал большого кино, но зато сделал хороший сериал «Нарко: Мексика» (2018 – 2021). После «Дикой местности» (La región salvaje, 2016) — своего выдающегося фильма-призера Венецианского кинофестиваля, Эскаланте вернулся к дикой, необузданной энергетике социально-интеллектуального арта. 

Яркий политический флер «Эли» (Heli, 2013) и магически-реалистический «Дикой местности» — в «Потерянных в ночи» сменяется детективно-сатирическим.
#INSERT_ARTICLE#

Чувство юмора у Амата, как и у его земляка — другого большого автора Мишеля Франко («Дочери Абриль», «Хроник»), своеобразное. К примеру, младшая дочка Дюпласа, увидев часть его работ с телами, подвергшимся надругательствам спрашивает маму: «А можно мне тоже штрихкод на лбу?»


Эскаланте, конечно, тяготеет к Достоевскому, поскольку и сам уже третью картину подряд ищет луч света в очень темном царстве, и его зверства, начавшиеся в шокировавшем всех в тех же Каннах фильме «Эли» (там, например, есть сцена поджигания пениса, во время которой критики убегали из зала), в контексте нынешнего фестиваля (несмотря на то, что «Потерянные в ночи» — самый его формально не жестокий фильм), все еще дают остальным авторам фору. И слово «зверство», вызывающее ассоциации с рыком, норовом, чем-то совершенно неконтролируемым, напоминает о том, что кино Амата — это череда животных образов-выстрелов. Секс, песок, убийство, поцелуй, сперма. Но определенно не кино агрессии. Просто чтобы спасти душу, нужно понимать — от чего ее спасать. В своих записных тетрадях (конкретно — в XXIV. — Прим. SRSLY) Достоевский по этому поводу как раз писал следующее: «Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит на вопрос Фауста: “Кто он такой” — “Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро”. Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: “Я часть той части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний — одно лишь злое”».

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Актёр, Режиссёр
Натали
Портман
Читайте также
Кино — 14:50, 21 ноября 2024
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Дикий робот», «Подай знак», «Не говори никому», «Затерянное место»)
Новости, Новости — 21 ноября, 14:50
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Образ жизни — 11 ноября, 14:51
Экспекто Спамооборонус! Заговоры и обереги от киберпреступников
Новости, Новости — 21 ноября, 12:38
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости, Новости — 20 ноября, 19:40
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости, Новости — 20 ноября, 16:00
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости, Новости — 20 ноября, 13:49
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 20 ноября, 13:33
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов
Новости, Новости — 20 ноября, 11:40
Мартин Скорсезе и другие звезды в тизере «Студии» Сета Рогена
Новости, Новости — 19 ноября, 18:21
В США прошла церемония награждения Governors Awards — почетным «Оскаром»
Новости, Новости — 19 ноября, 13:40
Гаспар Ноэ хочет снять фильм с детьми
Новости, Новости — 19 ноября, 11:31
У «Шерлока Холмса 3» появился новый сценарий
Новости, Новости — 19 ноября, 09:39
Нати Пелусо, Хуан Луис Герра, Bizarrap и Karol G: объявлены победители 25-й Latin Grammy
Новости, Новости — 18 ноября, 19:41
Зак Снайдер снимет боевик о полицейских для Netflix
Новости, Новости — 18 ноября, 18:30
«Архстояние» объявило тему юбилейного фестиваля
Новости, Новости — 18 ноября, 16:21
«Я открыл сезон курток, чтобы не замерзали»: SALUKI дропнул альбом BOLSHIE KURTKI
Новости, Новости — 18 ноября, 14:38
В WhatsApp теперь можно сохранять черновики сообщений
Новости, Новости — 18 ноября, 12:40
Томно, чувственно и сексуально: внимаем альбому группы «СТОУНД» l'amour
Новости, Новости — 15 ноября, 19:08
У «Кинопоиска» появился видеоподкаст «Министерство поп-культуры»
Новости, Новости — 15 ноября, 17:38
Иронично — о прошлом: слушаем новый трек AFELIA «Стерва»
Интервью — 15 ноября, 17:10
Роман Ермаков, «Малышки 18:22», Мария Луттик, Ян Посадский и Дарья Орлова: artsy SRSLY-анкеты
Новости, Новости — 15 ноября, 15:50
Илья Соболев выпустил научный стендап про эволюцию
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 ноября, 13:42
Авангардный звук и вечные смыслы: Сюзанна дропнула EP «железо»
Новости, Новости — 15 ноября, 11:46
Новое место в Москве: итальянский ресторан Senti Menti на Солянке
Новости, Новости — 14 ноября, 19:40
Вышел трейлер документального сериала «Мартин Скорсезе представляет: Святые»
Новости, Новости — 14 ноября, 17:00
Начались съемки «Побудь со мной» — фильма с Романом Маякиным и Петром Федоровым
Новости, Новости — 14 ноября, 14:50
Новая айдентика и идеи: сервис психотерапии zigmund.online провел ребрендинг
Новости, Новости — 14 ноября, 11:31
Стартовали съемки адаптации «Левши» с Юрием Колокольниковым
Новости, Новости — 13 ноября, 17:10
Cartier представили новогодний кампейн с Девой Кассель
Новости, Новости — 13 ноября, 14:20
Сабрина Карпентер, Тейлор Свифт, Тайла: стали известны победители MTV EMA 2024
Новости, Новости — 13 ноября, 13:40
Стало известно, когда выйдет сериал «Шеф» с Денисом Прытковым
6.5
Не говори никому
7.4
Комбинация
(1 сезон)
5.5
Руки вверх!
7.8
Преступление и наказание
(1 сезон)
8.2
Граф Монте-Кристо
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
9
Джокер: Безумие на двоих