Технически сериал «Дневники Энди Уорхола» представляет собой микс реальных архивных съемок, found footage (постановочной симуляции документального кино), а также интервью с друзьями и коллегами Уорхола, снятые во время работы над фильмом. Все это смонтировано настолько мягко и лирично, что вскоре после начала просмотра зритель перестает фиксировать «склейки» между кинохроникой и постановочными кадрами и отдается повествованию — истории парня из Пенсильвании, который всю жизнь искал любовь и самого себя. Пересказывая для зрителей довольно неплохо знакомые им факты биографии художника — серии портретов звезд, нью-йоркская «Фабрика», журнал «Интервью», банка супа «Кэмпбелл» и прочее — авторы фильма параллельно ведут линию сексуальной идентичности Уорхола, рассказывают о его немногочисленных романах и выстраивают образ глобально узнаваемого и одновременно трагически одинокого человека.
Об Энди Уорхоле в фильме вспоминают актеры, художники, галеристы, музыканты, модели, журналисты. Среди «говорящих голов» — арт-дилер Ларри Гагосян, актриса Мэриел Хемингуэй, фотограф Дэвид Лашапель, писатель Тама Яновиц, кинорежиссер Джон Уотерс, вокалистка Blondie Дебби Харри, художник и режиссер Джулиан Шнабель, модель и экс-супруга Мика Джаггера Джерри Холл и многие другие. Однако главный рассказчик — сам Энди Уорхол. И в этом главная интрига проекта.
В период, который был зафиксирован в дневниках, Энди Уорхол начинал каждый свой день с того, что созванивался с Пэт Хэкетт и рассказывал о впечатлениях дня предыдущего. О событиях уикенда он отчитывался по понедельникам. Пэт Хэкетт записывала все в блокнот, а потом превращала записи в машинописный текст. Но за кадром в фильме звучит не «телефонный», а вполне натуральный голос Уорхола или, во всяком случае, очень похожий на натуральный.
Дело в том, что во время работы над сериалом для озвучивания закадрового текста был использован искусственный интеллект. На основе существующих аудиозаписей (хронометражом всего три с лишним минуты) при помощи ИИ был сгенерирован тембр, практически неотличимый от настоящего голоса Энди Уорхола. Если слушателю этот закадровый голос покажется несколько «роботизированным», не стоит списывать это на несовершенство техники.
Понимая, что «синтез» голоса Уорхола может вызвать у зрителя вопросы по части этичности такого решения, Эндрю Росси позаботился о том, чтобы вопросов не было у «Фонда Энди Уорхола», который занимается лицензированием произведений художника и управлением его наследием. Узнав об идее режиссера, глава фонда Майкл Дейтон Херманн воскликнул: «Ого! Это так же смело, как и умно!» Об этом он рассказал журналу Wired, недавно посвятившему целый материал теме искусственного закадрового голоса в сериале.
Зритель «Дневников Энди Уорхола» с самого начала предупрежден о том, что он слышит не настоящий голос мастера. Но синтезированный голос Энди Уорхола в сочетании с постановочными кадрами, снятыми в наше время с участием актеров, образуют метод, вызывающий много вопросов. И главный из них: как далеко может зайти использование технологии «дипфейк», синтезированных голосов и прочих возможностей ИИ в сегодняшнем искусстве и в сегодняшних медиа? Если в случае с биографическими фильмами зрителя предупреждают о том, где пролегает граница между хроникой и симуляцией образа, то как быть с медиа, которые уже сейчас могут создавать искусственных персонажей или клонов, неотличимых от реальных людей? Сегодня мы сталкиваемся с ними, обращаясь к услугам голосового помощника или связываясь с колл-центром, но что, если завтра они появятся в телевизионных новостях?
Если говорить конкретно о голосе Энди Уорхола в сериале по его дневникам, то из трех с небольшим минут доступной авторам фильма записи компания Resemble AI создала тембр, способный справиться с 30 страницами текста. По словам сотрудников компании, им пришлось использовать фонемы, которые были в их распоряжении, чтобы создать фонемы, которых в природе не существовало. Это требовалось для того, чтобы голос Уорхола звучал полнокровно и по-человечески, чтобы электронный Уорхол мог менять эмоциональную окраску голоса или имитировать французский акцент.
Одна из ключевых сцен фильма — попытка создания робота на основе образа Энди Уорхола. Ее в 1982 году предприняла компания Walt Disney Imagineering, занимавшаяся куклами для кинопроектов и парков развлечений Disney. Создать полноценного робо-Уорхола так и не удалось. Но сама идея очень нравилась художнику. «У машин меньше проблем, — говорил он, — я бы хотел стать машиной». Доживи Уорхол до наших дней, реализация этого желания была бы гораздо ближе.