Рецензии, Музыка — 21 мая 2020, 17:51

Новый альбом Мозеса Самни Græ: четкая абстракция достижимого идеала

Текст:
Græ Мозеса Самни в любом случае был бы альбомом, заставляющим всех поворачивать головы и свистеть вслед. Даже если брать только одну из немногих его составляющих –– музыкальную. Головокружительный фальцет, который выписывает в небе восьмерки, способные поразить Принса. Размазанные чудеса трубы, напоминающие о Майлсе Дэвисе. Минималистичная психоделия фолка Терри Каллье. Неотложная актуальность Фрэнка Оушена. Развесистая настырность концептуальности а-ля Smashing Pumpkins. Неумолимая экспериментальная машинерия в духе позднего Скотта Уокера или Бьорк. Любой отдельно взятый элемент из перечисленных уже бы гарантировал разговор об альбоме в серьезном, уважительном тоне. Но это всего лишь начало, первый мимолетный слой, легко считывающийся и отбрасывающийся. Мало ли кого в последнее время можно сравнить с Принсом? Очень даже много кого. А здесь дело вовсе не в широте влияний и референсов.

Дело и не в том, что Græ многозначительно начинается с этимологического разбора слова «изоляция», которое происходит от слова «остров», insula. Тот факт, что альбом вышел в период, когда все мы вынужденно задумываемся об одиночестве и вытекающих из него плюсов и минусов, легко отбрасывается как простое совпадение. В том числе и самим Мозесом, названным религиозными родителями в честь пророка из Библии. Но найти поэзию в одиночестве, сравнив ее с островом, а на финальной вещи Before You Go заявить, что многие созидательные истории начинаются с разлуки, разъединения, под силу только сверхъестественным созданиям.

Одиночество Мозеса Самни на альбоме –– вещь тоже мнимая. Græ сделан при помощи 40 коллабораторов, в числе которых –– актер Эзра Миллер, писатель Майкл Шейбон, музыканты Oneohtrix Point Never и Thundercat. Будучи самими по себе достаточно крупными светилами, здесь они смешиваются в одну массу статистов, составляющую вселенную альбома. Кто в этой вселенной Мозес? Ответ в песне Gagarin. Герой в разбитом зеркале галактики, готовый положить свою жизнь за нечто большее, чем он сам.



Мозес легко задается тяжелыми вопросами. Например, возможен ли прогресс без боли, на Cut Me. Или зачем создается новое сооружение из коробок, в которые будут помещать людей, на Boxes. Таким образом накачанный сын пасторов из Ганы противостоит тому, чтобы его поместили в какой-либо из них –– будь то с надписью «черный», или же «гей», или «исполнитель R&B». Его музыка противится жанровым ярлыкам так же мощно, как и он сам избегает категоризации или классификации. Он не останавливается на трагической роли первопроходца космоса. Ему столь же мило быть сахарной ватой на устах многих влюбленных, приторной и ярко кричащей, как он кокетливо заявляет на Polly. И его невозможно уместить в коробку в эпоху #MeToo или #Blacklivesmatter. Потому что он понимает, что маскулинность не обязательно поставляется в сочетании с токсичностью. И тот, кто дает тебе определения, контролирует тебя. На программной вещи also also also and and and устами писательницы Тайе Селаси он заявляет: «Я настаиваю на своем праве быть множественным. И настаиваю на том, чтобы моя множественность была признана».


Слишком много для Мозеса недостаточно, и он быстро приучает своего слушателя к такой же ненасытности. Когда всего лишь спустя целый час завершается концептуальный без какой-либо концепции Græ, слушатель полезет в словарь, чтобы посмотреть значение слова, лежащего в названии альбома. И увидит там, что так определяется нечто, вмещающее в себе два противоположных понятия. Четкость и абстракция –– это Græ. Несовершенный и одновременно идеальный –– это Græ. Громкий и в то же время тихий –– это Græ. Черный и вместе с тем белый –– это Græ. Græ –– это и серый цвет, смешение черного и белого. Græ –– это и great, великий. 30-летний Мозес Самни совершил невозможное у нас на глазах. Он с искусной легкостью пожонглировал невыносимо тяжелыми гирями. Эти гири мы знаем очень хорошо, они внутри нас.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 06:38, 28 января 2021
«У песни про чувства больше шансов стать популярной». Интервью с Фогелем
Образ жизни — 28 января, 06:38
Собака, король стритвира и туфлеголик: кто отвечает за моду в тиктоке
Новости, Новости — 27 января, 22:28
Николай Дроздов завел аккаунт в тиктоке
Герои — 27 января, 21:46
«Каторга в цветах». Интервью с артистами балета
Герои — 27 января, 19:55
Об экзистенциальных кризисах, рисках в кино и свободе в сериалах. Интервью с режиссером Петром Тодоровским
Новости, Новости — 27 января, 17:40
«Стараюсь себя дозировать»: Юрий Дудь отказался приходить в видеоподкаст к Сергею Мезенцеву
Популярная темаПопулярно
Кино — 27 января, 15:18
«Рассекая волны» Ларса фон Триера глазами Гордея Петрика
Новости, Новости — 27 января, 14:49
Один клон TikTok купил другой. Clash и Byte станут единым приложением
Новости, Новости — 27 января, 14:21
Роберт Родригес работает над перезапуском «Детей шпионов»
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Новинки Samsung: Galaxy S21, Galaxy S21+, Galaxy S21 Ultra. Разбираемся, что к чему
Новости, Новости — 15 января, 18:00
Это топ! Новые беспроводные наушники Samsung с объемным звуком и интеллектуальной системой шумоподавления
Новости, Новости — 11 января, 10:41
Такси в соцсетях, или Как мы перестали ловить машины на улицах
Новости, Новости — 29 декабря 2020, 19:15
Как доставить подарки за пару дней до Нового года
Новости, Новости — 27 января, 12:56
В Москве отменили «удаленку» и сняли запрет на работу заведений в ночное время
Новости, Новости — 27 января, 10:23
Томас Тухель стал главным тренером «Челси»
Новости, Новости — 26 января, 23:40
Вышел трейлер нового мультфильма Disney «Райя и последний дракон» от продюсеров «Моаны»
Образ жизни — 26 января, 20:34
ЖатропеР: день рождения Ольги Бузовой
Музыка — 26 января, 16:07
Почему Stardust важен. Барабанов, Ганкин и Артемьев о том, как Дэвид Боуи живет в кино и литературе
Новости, Новости — 26 января, 14:29
Александр Гудков и Иван Дорн стали новыми ведущими «Орла и Решки»
Новости, Новости — 26 января, 13:53
ВКонтакте появилась платформа «Музейный гид». Там актуальная информация о выставках, подкасты и видеоэкскурсии
Новости, Новости — 26 января, 13:09
Мерч для тех, у кого нет PS5, но очень хочется: Sony выпустила набор c бутылкой, кепкой и наклейками
Новости, Новости — 26 января, 10:48
Почему Милохин не появляется в шоу «Пусть говорят»? Рассказывают сам Даня и Ярослав Андреев
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 января, 08:17
Майли Сайрус выступит с концертом в тиктоке в честь Суперкубка
Новости, Новости — 25 января, 21:47
Warner Bros. разрабатывает сериал по вселенной «Гарри Поттера». Пока это слухи, но надежда есть
Новости, Новости — 25 января, 18:18
Катя Адушкина записала кавер на трек Арианы Гранде Dangerous Woman
Музыка — 25 января, 17:27
Новое в музыке за неделю: Jarryd James, RHYE, Антоха МС, Billie Eilish & ROSALIA
Образ жизни — 25 января, 16:10
Инстасамка оскорбила курьера «Яндекс. Еды». Реакция других блогеров на конфликт
Новости, Новости — 25 января, 13:04
Центр цифрового искусства Artplay Media открылся после реновации
Новости, Новости — 25 января, 11:49
Как мигрантам из Ближней Азии живется в России? Разобрались на ютьюб-канале «Урюк и клюква»
Новости, Новости — 25 января, 08:55
У Ани Покров новый трек — «Последний предатель». В тиктоке все уже плачут
Кино — 25 января, 00:49
«Твою "Душу" мотал». Что не так с новым мультфильмом студии Pixar?
Эйфория: К черту всех, кто не рыба-капля (спецэпизод)
6.3
Чудо-женщина: 1984
8.7
Мандалорец
(1 сезон)
8.4
Очень странные дела
(3 сезон)
Половое воспитание
(3 сезон)
8.4
Острые козырьки
(1 сезон)
Скрестив мечи
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)