Завершение стокгольмской нуар-трилогии прибыло в России практически одновременно с выходом романа на родине писателя. Да и написана книга «1795» была за довольно короткий срок, которым Никлас Натт-О-Даг («Ночи и День» в переводе на русский) — автор произведения — воспользовался расчетливо. Рукопись была передана российскому переводчику Сергею Штерну, который в этот раз взял на себя еще и роль редактора, практически сразу после написания. В 2017 году первый роман трилогии «1793. История одного убийства» принес шведскому писателю мировую популярность и множество наград в области художественной литературы. После этого оставалось только уйти в подполье и как можно быстрее продолжить историю сурового однорукого пальта Карделя.
Вкратце об общей канве, которая пронизывает все три романа выпущенной автором стрелой: для расследования очень жестокого преступления судьба сводит двух кардинально разношерстных персонажей — ветерана войны, а ныне инвалида с деревянной рукой Микеля Карделя и адвоката, умирающего от чахотки, Сесила Винге (спойлер: чахотка по итогу победит). После смерти Сесила на передний план выходит его родной брат Эмиль, который всегда был в тени старшего брата и теперь слышит голос Сесила, помогающий ему в расследовании преступлений.
Такого антагониста, как Тихо Сетон, художественная литература не видела, наверное, со времен цикла о Ганнибале Лекторе. Противостояние детективного дуэта с безжалостным садистом растянется на три долгих года и будет проходить на фоне заговоров и свержений власти в Европе. Так как это историческая трилогия, то, естественно, в повествовании находят себе место престолонаследники конца XVIII века, главные действующие лица при дворе и революционно настроенные личности. Все описанное автором неумолимо погружает в тошнотворную обстановку Стокгольма, и запах сточных вод чувствуется прямо со страниц книги.
Все сюжетные разветвления, зернами упавшие в первых двух романах, прорастают наконец-таки в последней книге — «1795». Несомненно, это один из лучших примеров исторического детектива, читая который еще и получаешь порцию не особо нужных, к сожалению, в повседневной жизни знаний о Европе на закате 18-го столетия (чем не крохотный, но аргумент в пользу потраченного времени на полторы тысячи страниц трилогии).
Приступать к чтению можно только по наступлению совершеннолетия. Сцены жестокого обращения с людьми описаны с документальной достоверностью. Стокгольмская трилогия — не самое легкое чтение, которое можно взять в отпуск и наслаждаться, принимая солнечные ванны на Шри-Ланке. Хотя если есть желание побывать телом в тепле и уюте, а воображением побродить по пронизанным ледяным ветром улицам Стокгольма, все три романа уже лежат на книжных полках магазинов и цифровых площадок.
Новая книга Ксении Буржской «Зверобой» появится в продаже ориентировочно в конце февраля и уже доступна для предзаказа. Это второй роман писательницы, которая успела получить премию НОС за «Мой белый». Спичрайтер колонки Алиса, SMM-специалист и колумнист в этот раз написала прекрасный роман о детях, рожденных в 90-е и подмечавших все общественные и социальные «прелести» последних трех десятилетий. Все артефакты пролетевших 30 лет бережно собраны на страницах «Зверобоя» и уносят в те дни, когда фишки были главной ценной валютой, игра «Тише едешь — дальше будешь» еще не принесла популярности корейскому режиссеру, а видеосалоны являлись чуть ли не единственным окном в мир западного кинематографа.
Главная героиня Марьяна, общаясь с психотерапевтом, окунается с головой в свое прошлое, которое не отпускает ее ни на минуту. Прошлое, наполненное безответной любовью и безуспешными попытками совладать с ураганными чувствами. Моменты в жизни, которые хотелось бы переиграть: быть смелей и настойчивей. Осознание мимолетности запутанной жизни, летящей на сверхзвуковой скорости не в том направлении. Обстоятельства, приведшие в точку, в которую не так-то сильно и хотелось попасть. Ян, с нарастающей бурей внутри, наблюдает на протяжении многих лет семейной жизни, как Марьяна вдыхает ностальгические пары былой дозамужней бытности. Вот только ни двое детей, ни носящий на руках и беззаветно любящий Марьяну Ян не в силах заставить жить настоящим и довольствоваться жизнью устремившую взгляд в прошлое главную героиню. Там и разведенные родители, и детство на два города: Москву и Санкт-Петербург, и та самая любовь, которая, по заверению психотерапевта, была харассментом в чистом виде. И приносимые персонажами жертвы в ущерб собственному благополучию ломают еще и судьбы окружающих.
Неосознанный абьюз становится сквозной темой повседневности, проникающей в художественную литературу, кинематограф и всю поп-культуру. И, пока еще не все поверили в целебную силу психотерапевтов, Буржская, пользуясь довлатовскими приемами, говорит о важном на понятном всем языке.
Новый графический роман «Могила Бэтмена» был полностью выпущен компанией DC в начале 2021 года. Из-за укрепившейся популярности комиксов в России в ближайшем будущем локализованные версии, скорее всего, будут выходить одновременно со всем миром, что не может не радовать (к романам Стивена Кинга это пока что не относится). Новая история о Темном рыцаре принадлежит перу Уоррена Эллиса — того самого автора, придумавшего нашумевший «Трансметрополитен» (сам Эллис тоже всех поднял на уши открывшимися подробностями о домогательствах с его стороны). Тут нет места посткиберпанковским политическим играм и журналистским расследованиям, но детективная составляющая сохранилась, куда без нее, когда речь идет о главном криминалисте Готэма.
В «Могиле Бэтмена» Темный рыцарь сталкивается с совершенно новым врагом (популярных злодеев Готэма Эллис оставил пылиться на полке). Погибшие при трагических обстоятельствах родители, многомиллионное наследство, месть как доминирующая цель в жизни делают антагониста зеркальной противоположностью Брюса Уэйна. Получится ли у Бэтмена выйти живым из противостояния с безжалостным соперником, можно, конечно, понять из названия всей серии (Роулинг, например, с таким же успехом могла бы озаглавить шестую книгу «Гарри Поттер и смерть Дамблдора»).
Изгнанный из комикс-индустрии и забаненный всевозможными кинокомпаниями и стриминговыми сервисами, Эллис успел-таки выпустить свой, наверное, последний графический роман с ироничным названием, которое теперь можно интерпретировать и по отношению к его карьере. Благодаря интернету и, в частности, правозащитным движениям в социальных сетях очень многие творческие личности поплатились за свои из ряда вон выходящие поступки (Уоррен, к слову, получил по полной от движения MeeToo).
Третий по счету роман писателя Криса Уитакера, «Мы начинаем в конце», был сразу же обласкан критиками и получил звание лучшего триллера 2020 года по версии журнала Guardian, пробрался в топ-20 лучших книг Amazon и стал бестселлером New York Times. Этому поспособствовали не только первые два романа (первый выиграл премию за лучший дебют), но и сама история, рассказанная в книге. Такой глубиной персонажей и описанных обстоятельств из современных писателей может похвастаться разве что Тана Френч.
Небольшой американский курортный город на западном побережье мог бы спокойно радоваться наплыву богатых туристов в летний сезон и мирному существованию в зимний, если бы не трагическая гибель маленькой девочки. Четверка закадычных тринадцатилетних друзей распадается после того, как одного из них обвиняют в убийстве. Винсент отбывает 30 лет в заключении, Марта уезжает подальше от родных пенатов, Уок патрулирует улицы со значком шерифа, Стар, чья младшая сестра, собственно, и погибла, пропивает свою жизнь, забывая периодически о своих детях. Дочь Стар — Дачес — сама воспитывает младшего брата и приглядывает за матерью, ибо нарываться на неприятности у той получается отменно. Маленький городок наблюдает за развернувшейся на их глазах трагедией в нескольких действиях, охватывающей не одно поколение. Как родительские травмы и неудачи отражаются на судьбах детей, как всплывают подробности душераздирающего прошлого, как добро неотличимо от зла, когда на кону безопасность семьи.
Роман «Мы начинаем в конце» поделен на четыре части, набирающие обороты по ходу действия со стремительной скоростью. Вот спокойное знакомство со всеми персонажами и их обстоятельствами. Следом ураганное вовлечение читателей раскрытием обратной стороны двоякой истины. Третья часть в лучших традициях первосортной драмы оставляет на душе засечки, которые не факт, что заживут в ближайшее время. И если после прочтения какого-нибудь произведения на протяжении еще недели недоумеваешь от пути, пройденного персонажами, и герои продолжают жить вне страниц, то ни это ли мерило попадания автором в самое сердце читателю.