Обзоры, Образ жизни — 14 мая, 20:34

Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг

Симада, Митчелл, Элис, Марсс и Иванов могли бы стать топовым бойз-бендом, если бы родились в Корее, но их романы расходятся огромными тиражами, спасая от лакированных причесок и бесконечных гастролей, а фанатов и так хватает. Поиск древних артефактов, президентская гонка, потеря памяти, звонки в службу доверия и путь к мировой славе намного увлекательней, чем очередной перформанс BTS. Убедиться в этом вы сможете, прочитав книги из нашего обзора. 

«Утопия-авеню» Дэвида Митчелла

Долгожданный роман британского писателя Дэвида Митчелла «Утопия-авеню» — еще один пазл фантастической метавселенной, которую автор скрупулезно создает в своих восьми романах (девятая рукопись находится в «Библиотеке будущего», и напечатают ее только через 100 лет).     

Первый роман писателя, «Литературный призрак», рассказывает о странствии души. Позже, в «Облачном атласе», трюк с душами приобретает немыслимый масштаб, задавая новый вектор теме реинкарнации и блужданию героев по произведениям автора. Вообще, книги Митчелла охватывают различные эпохи и перекликаются персонажами, которые могут заглянуть в повествование на пару предложений и уйти в закат по Ломбард-стрит.

Надо заметить, что Митчелл в своих работах, дабы не повторяться, опробовал многие жанры современной литературы: мистический триллер, роман взросления, футуристичный боевик, криминальный детектив. Каждый его новый текст непохож на предыдущий, что для писательского конвейера сейчас редкость.

«Утопия-авеню» — ода любви к музыке 60-х годов, рассказанная пятью главными героями: музыкантами и их менеджером

Главы названы в честь песен, которые пишутся по ходу повествования и ведут к вершине славы, покоряя мировые чарты. Вся магия романа в том, что мы наблюдаем за ноунеймами в музыкальном бизнесе, которые встречают на пути своих кумиров — величайших творцов и двигателей поп-культуры 60-х годов, общаются с ними на равных, спорят и иногда получают дельные советы, если не перегибают палку.


Тут можно столкнуться с Дэвидом Боуи и перекинуться с ним парой слов, обсудить новые строчки песни с Дженис Джоплин, а Джерри Гарсия изменит сознание и немного пошатнет мировоззрение — культовые личности окружают главных героев хороводом, раскрывают свои тайны и делают роман живым. Рука сама тянется к телефону и включает треки того времени, чтобы погружение было максимальным (подсказка: все названия песен, напечатанные латиницей, реально существуют). Отсутствие же написанных главными героями альбомов на стриминговых площадках вызывает слабое раздражение, но одновременно и понимание, что для каждого читателя они будут звучать в подсознании на свой уникальный лад.

Обычно в книгах про музыкантов автор может увлечься неймдропингом не самых важных персон в индустрии, и читатель невольно начинает, как Траволта, оглядываться вокруг в недоумении и задаваться вопросом: за тем ли он сюда пришел? Если честно, то необязательно знать поименно всех сессионных укулельщиков и менеджеров малоизвестных групп, чтобы наслаждаться музыкой и хоть как-то отличать хорошую от посредственной. Но такова стилистика документальной прозы. И чем больше людей, хоть как-то знакомых через пять рукопожатий с Ленноном или Хендриксом, будет опрошено, тем больше нового мы узнаем (по мнению авторов), ну и страниц в книге прибавится. Дэвид Митчелл же не перегружает роман персонажами и реальными личностями, он вводит их в повествование бережно и осмысленно. Все выбранные им знаменитости появляются в переломный момент и призрачно влияют на историю.

«Утопия-авеню» — возможно, лучший роман Дэвида Митчелла, и он легко мог бы стать сериалом под руководством, скажем, Мартина Скорсезе, что-то в духе шедеврального, но не продленного «Винила». Если знаете кого-нибудь с HBO, то закиньте им идею, пусть задумаются.

«Трансметрополитен» Уоренна Элисса

Графический роман автора комиксов Уоренна Элисса и художника Дэрика Робертсона «Трансметрополитен» издавался с 1997 по 2002 год компаниями Helix и Vertigo. Совсем недавно комикс был локализован для русского читателя ИГ «Азбука-Аттикус» (за что им низкий поклон и несколько бранных слов от Спайдера Иерусалима). На данный момент существует только два тома русскоязычного делюкс-издания, но в планах выпустить все пять.

Протагонистом выступает беспардонный и ненавидящий всех без разбору гонзо-журналист Спайдер Иерусалим (прототипом частично является Эрнест Хемингуэй). Спайдер пишет разгромную книгу о президенте и вмиг становится самым популярным человеком Америки. Такой расклад его не устраивает, и он отправляется в горы, подальше от сумасшедших фанатов и преследователей. После пяти лет затворничества на связь с ним выходит бывший издатель и напоминает о контракте, по которому Спайдер должен еще одну книгу.

Благодаря умопомрачительным рисункам Дерика Робертсона мы знакомимся с посткиберпанковским Городом, который идеально соответствует канону и даже его расширяет (есть ощущение, что компания CD Project RED вдохновлялись этим миром при создании Найт-Сити в Cyberpunk 2077). По его закоулкам легко могли бы бродить Джони Мнемоник и Силверхенд, Рик Декард и Мотоко Кусанаги.

Новые религии и идеологии, компании, кандидаты в президенты (один хуже другого), бренды появляются во вселенной «Трансметрополитена» каждый час и так же быстро прекращают свое существование при помощи ядовитого ума Спайдера Иерусалима. Его невозможно остановить на пути к главной цели — донести до людей правду, ведь только она, по его мнению, может сделать жизнь пригодной для существования. Или вышибить президента из его массажного кресла в Белом доме и привести к власти сошедшего с ума психа, который готов на все, лишь бы расщепить на атомы надоедливого журналиста.


Если первый том делюкс-издания посвящен адаптации Спайдера в Городе после затянувшегося отшельничества и возвращению к еженедельным колонкам в журнале «Слово», то второй с первых страниц закидывает нас в кошмары предвыборной гонки, от результатов которой, по факту, ничего не зависит: жизнь не изменится в лучшую сторону, кто бы ни победил.

Алан Мур своими «Хранителями» изменил всю индустрию комиксов, превратив цветные картинки во взрослую литературу, а Уоренн Элисс закрепил это превращение гусеницы в бабочку особым языком, на 60 процентов состоящим из отборного мата

И пока к выходу готовится графический роман «Часы судного дня» о знакомстве Хранителей с главными героями вселенной DC, «Трансметрополитен» возьмет вас на мушку и выстрелит из кишечного дисраптора, и все приготовленное интегратором-творцом моментально полетит в трубу. Таков жестокий мир «Трансметрополитена», через призму разноцветных очков которого можно разглядеть до боли знакомые сюжеты.

«Двойник с лунной дамбы» Содзи Симады

Содзи Симада — обладатель огромного количества литературных наград за легендарные хонкаку-детективы. Его первый роман, «Токийский зодиак», перевернул представление о детективном жанре, породив новое направление. Хонкаку — произведение, в котором на передний план выходят сюжет и загадка, а не психология героев. Ближе к финалу, перед самой кульминацией, автор выкладывает перед читателем все улики, мотивы, скрытые умыслы и предлагает совместно или же быстрее главного героя раскрыть преступление. Таким образом Симада проверяет дедуктивные навыки и заставляет размять серое вещество. Эта честная игра и сделала Симаду крестным отцом целого литературного поджанра.

Роман «Двойник с лунной дамбы» является приквелом к «Токийскому зодиаку» и повествует о первом деле неординарного сыщика Киёси Митараи — японского Шерлока Холмса со своими уникальными бзиками. Практикующий астролог, мастер игры на гитаре, фанат «Битлз» и скоростной езды на мотоциклах, Митараи случайно оказывается втянутым в каноничную историю: молодой человек теряет память и, пытаясь найти зацепки, связывающие его с прошлым, потихоньку выбирается на тропу мщения и убийств. Если первая половина книги медитативно скармливает шаблонные мытарства персонажа, припорошенные японской айдентикой и лепестками сакуры, то вторая — молниеносно взъерошивает волосы на голове от скорости на резких поворотах.


Когда автор детективного жанра в финале своего произведения вводит близнецов или резиновые маски из «Миссии невыполнима», можно сразу отправлять книгу вместе с писателем в топку Гайя Монтэга. И Симада, почувствовав приближение инквизиторов, тонко избегает этих приемов (хотя они встали бы тут как влитые), что очевидно говорит о его статусе мэтра.

Пусть Мураками бегает марафоны и меньше времени уделяет писательству (по слухам, только в октябре выйдет очередной сборник рассказов), переводчики с японского открывают новых авторов для российских читателей и знакомят с новыми направлениями, которые невероятно популярны в Стране восходящего солнца. Понятное дело, что на издателей ложится титаническая работа по поиску более европеизированных, пишущих по стандартным законам драматургии японских писателей, но это однозначно оправдывает все усилия и заодно дает шанс познакомиться с инопланетной культурой, которая закрыта для посещения до окончания мирового локдауна.

«Добрая самаритянка» Джона Маррса

Издательство «Эксмо» в 2020 году выпустило на русском языке сразу две книги британского писателя Джона Маррса: «The One. Единственный» и «Пассажиры», которые стали бестселлерами и разошлись по всему миру огромным тиражом. И вот совсем недавно вышло третье произведение Маррса на русском языке — «Добрая самаритянка», которое в отличие от первых двух является психологическим триллером без футуристического фундамента.

Все происходит в современном мире, где глобальная социальная проблема выходит на первый план и является стержнем повествования. Только в странах первого эшелона уделяется особое внимание людям, глубоко увязшим в депрессии, хотя это расстройство свирепствует по всему миру и иногда приводит к неблагоприятным последствиям. И если не отмахиваться от профессиональных психотерапевтов, как делает более взрослое поколение, думая, что можно справиться со своей проблемой самостоятельно, то вполне можно избежать плачевного исхода.

В «Доброй самаритянке» Маррс сталкивает лбами двух неоднозначных героев: Лору Моррис — работницу колл-центра «Больше некуда», которая «помогает» людям, страдающим депрессией (своими уникальными методами), переступить ту самую черту и покончить с собой, и Райана — обезумевшего от горя вдовца. Противоборство сопровождается потоком импульсивных телодвижений, которые полярно меняют заданное направление сюжета и восприятие персонажей каждые десять страниц. Если отложить книгу (а это практически невозможно) и немного со стороны взглянуть на происходящее безумие, то, конечно, можно оправдать поведение каждого, найти логические объяснения и даже посопереживать протагонисту, от которого мурашки по коже.


Лоре необходимо услышать последний вздох звонящих, которые обращаются по телефону доверия и случайно натыкаются на нее. Она превосходно манипулирует людьми и, если что-то идет не по плану, убедительно перевоплощается в жертву.

При этом она мать троих детей, волонтер, помогающий организовывать мероприятия по сбору средств для колл-центра и обладательница букета детских психологических травм, которые не дают ей безопасно существовать в обществе

Жизнь Райана стремительно катится в бездну, созданный им уютный мир разрушился за мгновение. Дилетантское расследование и постоянное самокопание приводят к перекладыванию ответственности за смерть жены на другого человека. Эти умозаключения и приводят его в налаженную повседневность Лоры. Финал предугадать сложно, так что поторопитесь сделать ставки.

Джон Маррс безупречно умеет наполнять своих персонажей жизнью, они не поверхностные и плоские, как большинство героев современной прозы. Лора дышит тем же воздухом, что и мы, сидит в проезжающей мимо нас машине, дружелюбно улыбается при встрече и предлагает попробовать безглютеновые кексы собственного приготовления. Но все обыденное заканчивается, когда она берет трубку и понимает, что вам можно «помочь».

«Тени тевтонов» Алексея Иванова

Новый роман Алексея Иванова «Тени тевтонов» изначально появился как аудиосериал (чтецами выступили Григорий Петель и Юра Борисов). Чуть позже, в середине февраля 2021 года, появилась печатная версия этого историко-мистического текста (по такому же принципу недавно была выпущена книга Бориса Акунина «Просто Маса»). Но мы, как закостенелые луддиты, больше предпочитаем держать в руках бумажный вариант произведения.

Первую параллель, которую неосознанно можно провести, читая «Тени тевтонов», — это «Маятник Фуко» Умберто Эко. Оба автора обращаются к истории о древних орденах крестоносцев (не лишним будет упомянуть и франшизу Assassins Creed, которая в свое время такой же тематикой покорила миллениалов). 

И если Эко делает это беспощадно (одно знакомое слов на пять страниц текста), то Иванов более дружелюбен и, насколько может, дает разъяснения по всем фронтам, чтобы среднестатистический читатель смог легко во всем разобраться

Бонусом ко всему издательство «Рипол» в печатной версии книги добавило карты, где происходят действия романа, чтобы было проще ориентироваться на местности, описанной в повествовании. А различных замков и городов Восточной Пруссии, поверьте уж, тут предостаточно, и без подглядываний сложно обойтись.


Действие романа «Тени тевтонов» происходит сразу в двух эпохах: в XV и XX веках. В пятнадцатом столетии мы наблюдаем за осадой прибежища тевтонцев — замка Мариенбург, в двадцатом — захват русскими солдатами городка Пиллау, ныне город Балтийск. Оба события объединяет родовое проклятие, от которого молодой историк Винцент Криховский и его далекий предок Каетан пытаются избавиться. Они отправляются на поиски древнего артефакта самого дьявола — меча Лигуэта, его нужно вернуть сатане, чтобы расторгнуть сделку. Правда, у Винцента есть большое преимущество в этом приключении — он знает, как закончилась история его предка, и ему остается только пройти свой путь, не наступая на те же грабли.

Перечисляя предметы обихода, последствия военных событий, эмоции главных героев (иногда это может затянуться на целый абзац), автор создает художественный мир, который очень легко спутать с реальной историей. Масштабные сражения, спасения из безвыходных ситуаций, практически весь список главнокомандующих Третьего рейха, заговоры плюс мистическая составляющая прекрасно выполняют свои функции и подталкивают этот роман к киноадаптации (многие произведения Иванова уже были экранизированы, а скоро должен выйти сериал по его книге «Пищеблок»). Сюжетная арка во времена Второй мировой войны фоном сопровождается прекрасной песней того времени «Лили Марлен», а саундтреком средневековья выступают перезвон колоколов и лязг мечей о рыцарские шлемы, на протяжении всего повествования они исполняют какой-то свой мрачный ритм.

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 17:20, 16 июня 2021
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Кино — 15 июня, 09:51
Истории для своих. Борис Барабанов о том, кто есть кто в фильме «Культовые тусовщики» Ника Морана
Новости, Новости — 15 июня, 09:04
Ида Галич придумала идею для сериала. Он выйдет в следующем году и, кажется, на ТВ
Новости, Новости — 14 июня, 20:51
Артур Бабич выпустил видео в формате немого кино. Блогер примерил образ Чарли Чаплина
Новости, Новости — 14 июня, 19:16
Появился трейлер второго сезона сериала «Утреннее шоу»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)