Очень дорогой и очень глупый боевик с ведущими голливудскими актрисами и психоаналитическая драма Франсуа Озона из конкурса Каннского кинофестиваля. Денис Виленкин рассказывает о том, что сейчас идет в кино.
Вообще, последнее, о чем можно задуматься при просмотре «Кода», — это сюжет. Совершенно неважно, кто на ком стоял, когда Диана Крюгер дерется с Джессикой Честейн в одной сцене, а уже в другой Себастьян Стэн эротично приставляет пистолет к подбородку второй.
«Код» — такой gun-porn с вопиюще ужасной драматургией и самыми измученными клише шпионских фильмов в жанре факин щит. Удивительно, что подобный фильм за 75 миллионов был снят, и куда более удивительно, что наши великие современницы (
Джессика Честейн, Диана Крюгер и Пенелопа Крус) решили во всем этом сниматься. Более того, Джессика выступила продюсером и очень хотела, чтобы это был классный фем-боевик, который, впрочем, недалеко ушел от провальных «8 подруг Оушена».
Скорее всего, вы сможете получить извращенное тупое удовольствие от этой картины из глубоких нулевых, особенно если вас утомила новая
«Матрица. Воскрешение» или
«Человек-паук: Нет пути домой» и вы реально ждете невменяемый сюжет, скачущий по странам и головам наемников, про опасное секретное оружие, в котором нет никаких мистеров Смит, зато есть целая пятерка миссис, меняющих наряды и боевые приемы в идиотских перипетиях. Смотреть на это действительно практически невыносимо, потому что это не «так плохо, что хорошо», а попросту бездарно. Но артистки, как всегда, неподражаемы.
«Все прошло хорошо» (Tout s'est bien passé)
Тяжелый человек и сварливый отец (Андре Дюссолье) разбит инсультом. Его дочери Эмманюэль
(Софи Марсо) и Паскаль (Жеральдин Пайя) всячески обхаживают старика, в то время как бывшая жена (Шарлотта Рэмплинг) не хочет его видеть и страдает от депрессии и деменции. Одним днем главный герой попросит у Эмманюэль
«побыстрее со всем покончить», но французское законодательство не предполагает эвтаназии.
Режиссер Франсуа Озон, в последнее время снимающий кино каждый год, наконец сделал свой
лучший фильм за много лет.
Неформальный, мудрый, тонкий и изысканный, в котором наконец
немножечко прикоснулся к истокам французского экстрима периода своего гениального «Посмотри на море». «Все прошло хорошо» — история неприятного человека, плохого отца и мужа, лишь после трагедии, кажется, глубоко внутри осознавшего собственную человеческую натуру. Его желание ухода — вовсе не нарциссический отказ мириться с новыми посттравматическими обстоятельствами и пострадавшей физиологией, а попытка стереть себя как личность с лица земли. И Озон, ловко обращаясь с жанрами — то комедийной мелодрамы, то сверхбрутальной драмы — точно подводит зрителя к мысли, что, даже если мы вынуждены быть плодами ошибок наших отцов, никогда не сможем стереть их из своей памяти. И в этом заключается главная парадоксальность и безвыходность картины. You can’t fight your past, и точка. Безусловно, это не женский портрет двух дочерей в психологической агонии, в чем некоторые критики упрекнули режиссера, но портрет распада человеческой личности, фигуры отца, если угодно. Он даже из факта своей запланированной смерти устроил мучительное для родных шапито. И этим поступком не избавил их от страданий, а лишь закрепил за собой образ тирана-вольнодумца. Введенный Фрейдом термин «мертвый отец» в работе «Тотем и табу» точно иллюстрирует Озон, говоря, что тот, кто был мертв изначально, не может умереть еще раз. Он был всего лишь механизмом истерических симптомов, завершившим бег своих шестеренок.
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ