Рецензии, Музыка — 14 июля, 15:48

Ночь накануне жизни. Борис Барабанов посмотрел фильм о фанатах The Smiths

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
В российский кинопрокат вышел фильм Стивена Кижака «Магазинные воришки всего мира». О том, почему лента о фанатах популярной в 1980-е группы The Smiths может быть интересна тем, кто родился после распада коллектива, размышляет Борис Барабанов. 

Сам положенный в основу фильма факт наличия в Денвере, штат Колорадо, приличного количества поклонников британского пост-панка уже удивляет. The Smiths и их лидер Стивен Патрик Моррисси — вроде бы чисто английский феномен. А здесь, в экранном Колорадо, группу не просто любят: ради этой любви то и дело нарушают закон. 

Главная героиня фильма Клео (Хелена Ховард) ворует в музыкальном магазинчике кассеты с записями The Smiths, а позже выносит из дома, где идет нескончаемая постпанковская вечеринка, огромный постер группы. Компания завсегдатаев гей-клуба с правильной музыкой атакует тупоголовых реднеков и разносит их автомобиль в щепки при помощи бейсбольных бит. Наконец робкий продавец из музыкальной лавки Дин (Эллар Колтрейн) в день распада The Smiths берет в заложники диджея местной «металлической» радиостанции и заставляет всю ночь крутить в эфире песни любимой группы вместо Оззи Осборна и Dokken. 

Режиссер Стивен Кижак, до сих пор снимавший только документальные фильмы, препарирует саму природу музыкального фанатизма, буквально забираясь в головы к своим персонажам и пытаясь разобраться, как любовь к кумирам-музыкантам сплетается в их сознании с проблемами взросления и личного выбора. 

На первый взгляд, прощание с The Smiths, превратившееся в грандиозную вечеринку и практически в теракт, — это метафора прощания с юностью. Клео планирует уехать в Париж, ее бойфренд Билли собирается в армию, их друг Патрик, подражающий Моррисси во всем, включая вегетарианство и отказ от секса, сомневается в своей ориентации, а его подруга Шейла, устав от причуд кавалера, готова лишиться девственности с первым встречным. Однако никто из них не уверен до конца ни в своем будущем, ни в своих желаниях. По сути, они собираются поступить определенным образом только потому, что у взрослых людей принято как-то поступать. Ночь, проведенная под музыку The Smiths, заставляет их еще раз пересмотреть жизненные планы.           

Правда, есть ощущение, что на полнометражный фильм дебютанту в игровом кино Кижаку не хватило драматургического наполнения, и поэтому он добавил в него в избытке фрагменты интервью Моррисси. Когда музыкант появляется на экране, возникает мысль, что было бы неплохо посмотреть отдельный документальный фильм об этом человеке, благо опыта режиссеру не занимать: он снимал про Скотта Уокера («Человек XXX столетия»), Жако Пасториуса («Жако») и The Rolling Stones («"Роллинг Стоунз" в изгнании»), а также про японскую группу X Japan («Мы — X»).  

Скорее всего, именно последний фильм заставил Кижака задуматься о сути музыкального фанатизма. Вся индустрия японской поп- и рок-музыки держится не столько на таланте артиста, сколько на его умении взаимодействовать с поклонниками. 

Фильм «Магазинные воришки всего мира» не просто назван в честь одной из песен The Smiths — он соткан из цитат, и преданный фанат The Smiths смотрит его, конечно, на принципиально ином уровне понимания.

Человек XXI века, который впервые узнает о The Smiths из этой ленты, бесспорно, узнает и себя — в героях. Себя — взрослеющего тинейджера в комплекте с его вечными проблемами. Но не себя — меломана. Такого уровня самовыражения и коммуникации через музыку, как в 1980-е, вероятно, больше не будет никогда, и нынешним зрителям нужно объяснять, что такое воровать кассеты в магазине (а также что такое кассеты).  

Но есть еще одна мысль, которая закрадывается, когда смотришь фрагменты интервью Моррисси, вбитые между игровыми сценами. А не стали ли «Магазинные воришки» заменой прямолинейному байопику, который строптивый музыкант просто не разрешил снять Стивену Кижаку? Если и так, то режиссер повернул ситуацию в свою пользу и использовал то, что было, на 100 процентов. Вполне рабочая модель для стимулирования фантазии кинематографистов.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 01:44, 28 июля 2021
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Кино — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)