Когда к вам в руки впервые попал сценарий «В ритме жизни», какой была ваша реакция?
Я была заинтригована с самого начала. У меня было несколько реакций одновременно. Сначала стало некомфортно, а потом очень смешно. (Смеется.) Там было много всего. Создательница сериала Энни Уайзман прилетела в Торонто, когда проходили съемки «Миссис Америки», мы сели и затеяли большой разговор. Я не снималась в сериалах со времен «Схватки»: все-таки это отнимает много сил и времени. А тут мне очень понравилась сама идея, так что я присоединилась к проекту.
В первом эпизоде сериала мы слышим жестокий внутренний монолог Шейлы, полный ненависти к себе и своей внешности, которая должна быть идеальной. Мне кажется, это очень похоже на то, как выстраиваются отношения у нас с соцсетями. В инстаграме* мы видим идеальных людей, а спустя какое-то время читаем их откровения и понимаем, что за совершенными фото мог скрываться худший период их жизни. Что вы думаете об этом аспекте личности Шейлы?
Мне кажется важным, что Энни Уайзман не смягчала острые углы, хотя они ужасно некомфортные. Это такой сырой, ничем не приукрашенный взгляд на человеческое сознание. И на то, как мы справляемся со своими собственными предрассудками. Шейла — отличный пример, потому что в ней все эти черты присутствуют на пределе. Но в то же время в процессе моя героиня эволюционирует, и это заметно по ее отношению к себе.
Ваша героиня в первую очередь привлекательна тем, что она не идеальна. В ней есть много ярости как по отношению к себе, так и к внешнему миру. Такое чувство может быть одновременно и разрушающей силой, и ее источником. Как вы использовали эту ярость?
В конце концов Шейле удается обуздать ее ради своего собственного блага. Но когда мы работали над образом главной героини, я почти физически чувствовала, как многое она подавляет в себе. Мы разговаривали с Энни Уайзман о той эпохе, о женщинах, об их борьбе, о том, как им жилось 40 лет назад. Злость, аппетит, желания, амбиции — это было запрещено женщинам. Такие чувства, эмоции и качества не должны были появляться на поверхности. Так что Шейла — показательный пример женщины, которая на долгое время похоронила в себе эти желания. К тому же она больна, у нее зависимость, и я думаю, ярость — часть ее болезни.
Шейла близка вам? Вы хорошо понимаете ее?
Это очень личная история для Энни Уайзман. Я прислушивалась к тому, что она рассказывала, мы долго разговаривали. Шейла — антигероиня. Она начинает со лжи, и ее ложь становится все больше и больше, в реальности Шейлы появляются дыры, в итоге почвы под ногами просто не остается. И как для любого антигероя и в жизни, и в придуманной реальности — это всегда вопрос о том, есть ли у тебя почва под ногами. Вот эту тонкую линию мы все время обсуждали.
Думаю, с книгой, с фильмом, с любым великим произведением, которое по сути своей правдиво, мы все примеряем на себя жизнь персонажа. Тут, кстати говоря, я могла примерить на себя многих персонажей, не только Шейлу. Именно это показалось мне привлекательным в проекте. В нем отсутствуют черно-белые герои. Все идут на компромисс с собой.
Да, у Энни Уайзман порой довольно мрачный юмор. Каково это — улыбаться, когда внутри так темно?
Очень интересный вопрос. Внешне Шейла такая совершенная, а на самом деле у нее разрушающая ее саму внутренняя жизнь. Этот ее неработающий брак, в котором она несчастна, амбивалентность материнства... У Шейлы нет никаких целей, она волшебным образом застряла на одном месте. Несмотря на то, что она феминистка из 1980-х, училась в Беркли, замужем за активистом, все-таки дома она в поддерживающей роли. А через аэробику Шейла находит выход наружу. Аэробика — такая забавная вещь в сознании современного человека, но в сериале она воспринимается довольно серьезно. Мы быстро понимаем, что для Шейлы это выход.
Можно даже сказать, что в каком-то смысле этот сериал целиком построен вокруг культа женского тела.
Именно. А еще вокруг того, что тело хочет быть увиденным и в то же время боится этого. «В ритме жизни» очень точно говорит о том, что можно иметь совершенно разрушительные отношения с собственным телом. Сериал исследует все эти противоречия, из которых состоят женщины и их тела. Визуально это отлично показано через классы аэробики. И, кстати, аэробика не была привычной для женщин того времени. Для моей мамы, например, упражнения были роскошью. Аэробикой занималась далеко не каждая. Тогда женщины искали свою независимость, в том числе финансовую, уже пытались делать бизнес через пресловутый wellness, который сегодня является огромным ресурсом денег.
Для вас сериал «Миссис Америка», в котором вы также исполнили главную роль, связан с этой конкретной историей?
Это сериалы, которые идут рука об руку. Как минимум хронологически: действие «Миссис Америки» заканчивается в 1980 году, а «В ритме жизни» начинается в 1981-м. Кроме того, моя героиня — дитя феминистского движения. Когда мы работали над «Миссис Америкой», это был очень продуктивный для меня период. Конечно, я знала о феминизме того времени, но многое из той эпохи успело забыться. Мы забыли, какое влияние имели тогда женщины. В 1981 году они были разочарованы тем, что происходило вокруг. И это стало мощной отправной точкой.