Обзоры, Кино — 30 апреля 2021, 05:53

Далеко, не будь ко мне жестоко. Три антиутопии ММКФ

Новый ММКФ завершился. Кинокритик Антон Фомочкин выбрал из фильмов, представленных в параллельных программах фестиваля, три фантазии на антиутопическую тему. От личного апокалипсиса к глобальным катаклизмам. Каждая из картин, как выяснилось, не столько об альтернативной реальности, сколько о внутреннем эскапизме.

«Яблоки» (Mila)

Программа: «Эйфория изоляции»

В Афинах неспокойно. Велик риск пасть жертвой новой необъяснимой эпидемии. Проснулся. Собрался. Вышел из дома. Забыл, кто ты, куда, зачем. Так произошло с Арисом (Арис Серветалис), одним из многих. Задремал в автобусе, очнулся на конечной, в голове пустота: ни имени, ни адреса. Всех «заблудившихся» вывозят в специальные учреждения, где предлагают реабилитацию — новую личность. 

#INSERT_ARTICLE#

Эскапизм по ситуации. Герой очередного греческого перверсивного анекдота бьется головой о стену. Эх яблочко, да куда котишься? Не воротишься! Сожжены ли все мосты? С новой личностью весело, подтруниваешь над социальными и культурными нормами, а тебе сочувствуют. Терапевтическая комедия для грустных. Древнегреческая мифология, библейские аллюзии, дезориентирующие безвременье, — все по методичке, заверенной патриархами локальной волны: Лантимосом и Цангари. Фильм Христоса Нику, как полагается национальной школе, обо всем и ни о чем. Память и личность — понятия относительные, реальность зыбка, от нее так и хочется спрятаться. В многовековой национальной традиции — мимесис. Когда подражаешь страждущим, становится не так одиноко. Забытье сладко, от стадного чувства не избавиться, оно подобно пандемии. В кадре нарочито рукотворное ретро, аудиокассеты, полароиды, автомобили былых эпох. «Яблоки» любопытны как эссе о разности «сейчас» и «всегда», злого рока и самовольного обновления. Там, где у Лантимоса и Цангари было врожденное чутье, концептуализм и геометрия, у Нику открыточные полароидные снимки. Карнавал заявлен не потому, что без него не обойтись, а красоты ради. Анонимно придя на вечеринку в костюме Бэтмена, забываешь, кто под маской. Все это, конечно, на поверхности. Как обойтись без странных танцев, если душа просит? Хрупкость не порок, но в этот раз без катарсиса. Если оставлять после каждого предложения многоточие, легко в этой монотонности заблудиться.  



«Последние слова» (Last Words)

Программа: «Фильмы, которых здесь не было»

2086 год. Цивилизация обречена. На свет не появляются дети. Катаклизмы необратимо повлияли на экологию. Юноша (Калифа Турай), без сомнений объявивший себя последним человеком на земле, рассказывает свою историю зрителю.

Апокалиптический манифест во славу кинематографа. Нам кинопленка строить и жить помогает. В Болонье будет найден архив с самодельным допотопным проектором. Проводником по волшебному миру аудиовизуального искусства выступит его спонтанный седовласый хранитель (Ник Нолти). А ленты-то живые! Приплясывая, радуется и юноша, и режиссер Носситер. Перед отрывком из «Андрея Рублева» падет ниц любой. Вскоре стар и млад направятся в Афины (ну, а куда еще), где и будет снят последний фильм. 

Носситер, заслуженный документалист, искренне любит кинематограф и его историю, но мало одного желания воспеть то, что дорого и близко. Горячечные монологи героев о прошлом, настоящем и мрачном завтрашнем дне прерываются очередным высокопарным сравнением. Вечность равно кино. Фрагмент без сюжета становится даже более ценен, подобно моменту сейчас. Все ремарки справедливы, как и размышления о том, что есть бессмертие и не тщетно ли оно. Существование как томительное ожидание. Будет ли открыт потомками переживший тебя акт творения? Остановись, мгновение. 

Кинокамера, по Носситеру, — живой организм, подвластный только рукам хирурга. От обобщенной антиутопии до шапито свободных нравов оказывается один шаг. Нолти упивается своим персонажем, играет как в последний раз и на износ. Для американского артиста мир европейского арта знаком едва ли, он еще не знает, что здесь можно просто быть, казаться и не стараться. Скарсгард и Рэмплинг, например, благородно, соответствуя статусу, существуют в кадре. Значок каннского отбора обусловлен всецело благородной идеей. Если бы фестиваль состоялся, «Слова» оказались бы на задворках одной из второстепенных секций из уважения к собравшимся. Когда кажется, что для полного тематического кадрового набора недостаточно Альбы Рорвахер, появится и она, целуя землю. Жест, бесспорно, эффектный, но, как и фильм Носситера, немотивированный. 



«Моя Зои» (My Zoe)

Программа: «Мастера»

Изабель (Жюли Дельпи) — человек науки, не видит белого света, допоздна засиживается в лаборатории и души не чает в лапочке-дочке Зои, делить которую приходится с бывшим мужем-тираном Джеймсом (Ричард Армитедж). Девочка, нечаянно ударившись головой на детской площадке, спустя несколько часов теряет сознание и попадает в больницу. Трагедия еще больше разобщает Изабель и Джеймса. Безутешная мать, чтобы вернуть дочь, готова пойти на все. 

#INSERT_ARTICLE#


Зря генетику развивали, что ли? Окружающие ужасаются, Изабель настроена решительно. Самый амбициозный проект в карьере режиссера Дельпи. После разговорных драмеди (оммажей линклейтеровской трилогии), заурядных комедий («Маменькин сынок») и эксцентричных костюмных драм («Графиня») самое время.

«Зои» интересно рассматривать как комментарий к разнице культур. Неуживчивые эмоциональная француженка и чопорный англичанин, дочь — ангелок, ускользающая красота. Все дороги ведут в Москву, где возможны любые чудеса, потому что не третий мир, а третий Рим. Работать здесь могут все кудесники науки (эффектный выход Даниэля Брюля в образе сомневающегося ученого), ибо в Западной Европе душно. Дельпи-драматургу лучше всего удаются семейные пикировки, ругань бывших супругов, возлюбленные-двойники (чета Брюля и Джеммы Артертон) и прочие эмоции. Чрезмерная сентиментальность, стоит иносказательно вывести в кадр девочку-фантома, напоминающие былое мелочи и прочие триггеры. Самая сложная роль, как ни странно, у Армитеджа, не только абьюзера, но и сломанного мужчины, уязвленного разводом. Другой вопрос — дискуссии об этичности клонирования, религиозном подтексте и прочих сложностях восприятия мировоззрений. Все это стоит оставить за скобками для внутреннего монолога после просмотра. 




Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 16:50, 5 июля 2025
Первый VK Fest в Казани: чак-чак с лицом Басты, эчпочмаки и 20 тысяч человек под открытым небом
Новости, Новости — 5 июля, 16:50
Лиза Громова, Pompeya и UBEL выступят на фестивале «Антон тут рядом»
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Кино — 5 июля, 12:53
Аронова в роли советской училки, Кошман в мире покера, горе-инкассатор Чепурченко и беременные в 16: что показали на VII фестивале «Пилот»
Новости, Новости — 4 июля, 19:16
Елена Кукояка рассказывает о материнстве в первом выпуске подкаста Иды Галич
Новости, Новости — 4 июля, 15:25
Свежее звучание и переосмысление хита: МакSим выпустила новую версию «Нежности»
Новости, Новости — 3 июля, 14:00
Создатель игры The Last of Us Нил Дракманн не будет работать над сериалом от HBO
Новости, Новости — 3 июля, 11:50
Евгений Цыганов исполнит главную роль в фильме «Человек, который смеется»
Новости, Новости — 2 июля, 19:00
Сериал «Медведь» продлили на пятый сезон
Новости, Новости — 2 июля, 18:00
Списки задач и предложенные посты: вышло обновление Telegram
Новости, Новости — 2 июля, 17:00
Netflix будет создавать персонализированные трейлеры с помощью ИИ
Новости, Новости — 2 июля, 15:50
Илья Соболев будет обучать стендапу в новом шоу на ТНТ
Новости, Новости — 2 июля, 13:38
«Краски – только мы»: группа «Сироткин» показала песню «Ты да я»
Образ жизни — 2 июля, 12:48
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Новости, Новости — 2 июля, 11:24
Стартовало производство продолжения «Дьявол носит Prada»
Кино — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Новости, Новости — 1 июля, 16:40
Райан Гослинг спасает человечество в трейлере фильма «Проект “Аве Мария”»
Новости, Новости — 1 июля, 15:10
AFELIA выпустила сингл «двинулась»
Новости, Новости — 1 июля, 13:45
«Приключения Электроника» получат ремейк
Новости, Новости — 1 июля, 11:40
Вышел трейлер «Государя» — сериала о жизни Петра I
Новости, Новости — 30 июня, 19:05
Объединение GLAM GO! вернулось с треком «Игра»
Новости, Новости — 30 июня, 15:50
Объявлен каст байопика о группе Scorpions
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 июня, 13:39
Сергей Романович и Гоша Куценко в трейлере сериала «Хутор»
Кино — 29 июня, 15:03
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Новости, Новости — 27 июня, 19:20
Завершились съемки нового сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 27 июня, 16:00
BEARWOLF выпустила «Ястребов» — саундтрек к сериалу «Этерна»
Новости, Новости — 27 июня, 13:50
Сюзанна и NEMIGA выпустили совместный трек «Нежная душа»
Образ жизни — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Новости, Новости — 27 июня, 11:27
Олеся Иванченко дебютирует в кино. Она сыграет в сериале «Няня Оксана»
Новости, Новости — 26 июня, 17:20
Pixar работает над сиквелом «Рататуя». Но это не точно
Новости, Новости — 26 июня, 14:51
Дэйзи Эдгар-Джонс сыграет в новой экранизации «Разума и чувств» Джейн Остин
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето