Рецензии, Кино — 9 апреля 2021, 19:37

Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом

Зинаида Пронченко
Кинокритик
С 15 апреля в прокате новый фильм с Энтони Хопкинсом «Отец», номинированный на шесть «Оскаров». О вреде признания — Зинаида Пронченко.

Утверждать смерть над жизнью, порок эгоизма над добродетелью всечества — особое умение, редкий талант. Франция, откуда родом Флориан Зеллер, драматург с безупречной международной карьерой, а теперь и «Оскаром» в перспективе, к низким истинам, а не возвышающему обману генетически имеет определенную склонность. Де Сад, Бодлер, Рэмбо, Батай, Луи Фердинандович Селин и, конечно, император нигилизма Мишель Уэльбек. Все эти почтенные месье в своем творчестве убедительно давали отпор гуманизма наивным приветам, ярость презрения и ужас небытия им веками были в помощь.

#INSERT_ARTICLE#

Зеллер, перекочевавший из уединенного кабинета поп-философа средних лет и средней во всех отношениях исторической эпохи на съемочную площадку, ярости не испытывает, а на небытие смотрит как на обложку журнала Psychologies или очередного бестселлера Бориса Цирюльника. Он тоже верит, что самую горькую пилюлю — «мы все заболеем и умрем в страшных страданиях» — надо запивать сладким душистым чаем, желательно из лиможского фарфора.

Его internationally acclaimed театральный хит «Отец», написанный сразу после «Сына» (почему-то смешно), повествует в сумбурной, хаотичной манере, имитирующей состояние сознания, пораженного деменцией, о буднях маленького и совсем не дружного семейства в обстоятельствах смертельной болезни (она же жизнь), подобравшейся к финалу. Главный герой (Энтони Хопкинс), и он же, по сути, рассказчик — об этом мы, правда, догадываемся не сразу, собственно, весь интерес картины сводится именно к драматургическому твисту спекулятивного характера — тиранит денно и нощно свою дочь Анну (Оливия Коулман). С нею жизни нет, но и без нее, в доме престарелых, он тоже не выживет. Пока окончательное решение неразрешимой проблемы отсрочено паллиативными мерами, то есть услугами сиделок, бегущих из-за сварливости отца, как время на часах, которые он вечно теряет.

#INSERT_ARTICLE#

Отсутствие саспенса — ну а какой тут сюжет, мертвым среди живых не место — вроде бы с лихвой искупают драматургические приемы и деловитая режиссура. Пронзительную ноту, что доносится из глотки мрачного Аида, Зеллер берет не сразу, но как берет, так тянет до конца. Победного триумфа времени и якобы бесчувствия над всем самым светлым и самым дорогим — слезинками ребенка, в которого к старости превращается каждый из нас.

Тот факт, что однажды и навеки опустится ночь, — тема в искусстве благодатная, но неглубокая. Ночь можно высмеивать, как регулярно делает Ханеке. В ночь можно прокладывать путь, как делал Бергман. Зеллер считает, что если ночь неизбежна, значит, надо спать, спокойного сна. На велюровых диванах и с оперой в наушниках.

Пожалуй, основная претензия к его прыжку в бездну — бессмысленности — эстетическая. Привычный жанр пьесы на стульях и сопутствующий, порядком набивший оскомину британский прононс обычно предполагают некую общую элегантность происходящего. Но болезнь и смерть выбирают не по модному каталогу. Совершенно лишними тут смотрится ария из «Ловцов жемчуга» Бизе или The Cold song в исполнении больного СПИДом Клауса Номи или Casta Diva (мой Бог), кажется, саундтреку не хватает Una furtiva lagrima Доницетти, и тогда музыкальная дорожка банальностей окончательно заведет действие в тупик.

Энтони Хопкинс, словно Орфей, решивший обернуться на «прекрасное», нисходя в тартарары долгой карьеры, разумеется, играет на пределе актерских способностей. Увы, его пантомима сводит в тартарары зрителей, задающихся вопросом: а кто же сдаст в богадельню нас? Уж точно не виновник торжества, он будет чертовски занят, сдавая свои «Оскары» в металлолом.


Нас пугают, а мы боимся. Распад клеток мозга и, как следствие, распавшаяся на фрагменты действительность — худший из кошмаров homo sapiens. Человека разумного, человека думающего. Но думать-то как раз за просмотром «Отца» и не рекомендуется. По крайней мере, а у Зеллера все меры крайние, «Отец» срежиссирован как кино рефлексов, а не рефлексии. Здесь каждый удар отправляет в нокаут, движения — точные, но запрещенные.

Свой бой с тенью автор ведет уверенно, но разве тень стоит борьбы. Разве тень — она не от идеи, которая гораздо интереснее, но которой у Зеллера нет.

Безыдейное кино о беспомощности человека в момент угасания. Неумолимая тяжесть мертвого тела в тягость несущим гроб, ибо и они тоже отправились по назначению — навстречу смерти. Но что с того? Пара-тройка золотых статуэток.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 12:05, 22 июня 2025
Документалка Ким Ки Дука, спортивная комедия со звездой «Паразитов» и Изабель Юппер в любовной шараде. Гид по фестивалю «Окно в корейское кино»
Новости — 22 июня, 12:05
Как я провела «Это лето». Репортаж с фестиваля в Нижнем Новгороде
Образ жизни — 28 мая, 14:30
Тест: Какой ты жанр литературы?
Новости, Новости — 21 июня, 12:00
SODA LUV и Heronwater выпустили новую версию песни «Москва-Владивосток» Савичевой
Новости, Новости — 20 июня, 17:30
BTS вернутся на сцену в марте 2026 года
Новости, Новости — 20 июня, 16:00
Анна Романовская выпустила «Докажи» — новый сольный сингл
Музыка — 20 июня, 15:49
Вы слушаете Питер DJ. SRSLY-анкеты Nocow, Saint City Lovers, DJ Primitive, Diana Napirelly
Новости, Новости — 20 июня, 14:30
«Ну, погоди!» получит игровой ремейк
Новости, Новости — 19 июня, 16:58
Фильм «Прогулка» с Евгением Цыгановым выйдет в повторный прокат
Кино — 19 июня, 16:43
Французский вестник, дневники 78-го Каннского кинофестиваля: «Альфа», «Исчезновение Йозефа Менгеле», «Цвета времени», «Отражения № 3»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 19 июня, 15:20
H&M Beauty и Chupa Chups выпустят совместную коллекцию
Новости, Новости — 19 июня, 14:00
От Толкина до «Этерны»: «Кинопоиск» выпустил аудиосериал «История российского фэнтези»
Новости, Новости — 19 июня, 11:40
Бруно Марс стал хедлайнером нового сезона Fortnite Festival
Новости, Новости — 18 июня, 19:50
Анонсирован мультфильм по вселенной Death Stranding
Новости, Новости — 18 июня, 16:00
Карла Гуджино присоединилась к касту сиквела «Однажды в… Голливуде»
Новости, Новости — 18 июня, 13:45
MrBeast возглавил рейтинг самых богатых блогеров по версии Forbes
Новости, Новости — 17 июня, 16:29
«Олдскул», «Чудо» и «Нормальный»: фестиваль «Пилот» объявил программу
Новости — 17 июня, 13:57
«Русский рэп — это чудо, б@#!ь. Он столько подарил людям, они даже не могут осознать это». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 2
Новости, Новости — 17 июня, 13:55
Гленн Клоуз присоединилась к касту фильма «Голодные игры: Рассвет Жатвы»
Новости, Новости — 17 июня, 11:49
Борис Дергачев и Никита Кологривый в трейлере сериала «Театральная зона»
Новости, Новости — 16 июня, 18:05
Биография Гвинет Пэлтроу выйдет этим летом
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 16 июня, 17:00
В Pixar анонсировали мультфильм про черного кота в Венеции
Новости, Новости — 16 июня, 14:53
Мэттью Макконахи снимется в фильме создателя «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто
Образ жизни — 14 июня, 15:47
Что бы посмотреть? «Джиганина», «Быстрые новости» и другие новые шоу
Новости, Новости — 14 июня, 12:00
«Доктор Кто» получит анимационный спин-офф
Новости, Новости — 13 июня, 11:00
У Третьяковской галереи открылся филиал в Калининграде
Образ жизни — 12 июня, 19:25
От Ural Music Night до Signal, от «Выкса-фестиваля» до «КРУТО». Рассказываем про 15 летних фестов 2025-го: эттеншн — все они вне столиц
Новости, Новости — 12 июня, 16:00
Объявлены даты проведения Каннского кинофестиваля в 2026 году
Новости, Новости — 12 июня, 13:50
Netflix снимет фильм про Квазимодо. В главной роли — Венсан Кассель
Новости, Новости — 12 июня, 13:09
«Полжизни любить без оглядки»: Элли на маковом поле и «Сова» выпустили совместный трек «Сирень»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы