Рецензии, Кино — 9 апреля 2021, 19:37

Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом

Зинаида Пронченко
Кинокритик
С 15 апреля в прокате новый фильм с Энтони Хопкинсом «Отец», номинированный на шесть «Оскаров». О вреде признания — Зинаида Пронченко.

Утверждать смерть над жизнью, порок эгоизма над добродетелью всечества — особое умение, редкий талант. Франция, откуда родом Флориан Зеллер, драматург с безупречной международной карьерой, а теперь и «Оскаром» в перспективе, к низким истинам, а не возвышающему обману генетически имеет определенную склонность. Де Сад, Бодлер, Рэмбо, Батай, Луи Фердинандович Селин и, конечно, император нигилизма Мишель Уэльбек. Все эти почтенные месье в своем творчестве убедительно давали отпор гуманизма наивным приветам, ярость презрения и ужас небытия им веками были в помощь.

#INSERT_ARTICLE#

Зеллер, перекочевавший из уединенного кабинета поп-философа средних лет и средней во всех отношениях исторической эпохи на съемочную площадку, ярости не испытывает, а на небытие смотрит как на обложку журнала Psychologies или очередного бестселлера Бориса Цирюльника. Он тоже верит, что самую горькую пилюлю — «мы все заболеем и умрем в страшных страданиях» — надо запивать сладким душистым чаем, желательно из лиможского фарфора.

Его internationally acclaimed театральный хит «Отец», написанный сразу после «Сына» (почему-то смешно), повествует в сумбурной, хаотичной манере, имитирующей состояние сознания, пораженного деменцией, о буднях маленького и совсем не дружного семейства в обстоятельствах смертельной болезни (она же жизнь), подобравшейся к финалу. Главный герой (Энтони Хопкинс), и он же, по сути, рассказчик — об этом мы, правда, догадываемся не сразу, собственно, весь интерес картины сводится именно к драматургическому твисту спекулятивного характера — тиранит денно и нощно свою дочь Анну (Оливия Коулман). С нею жизни нет, но и без нее, в доме престарелых, он тоже не выживет. Пока окончательное решение неразрешимой проблемы отсрочено паллиативными мерами, то есть услугами сиделок, бегущих из-за сварливости отца, как время на часах, которые он вечно теряет.

#INSERT_ARTICLE#

Отсутствие саспенса — ну а какой тут сюжет, мертвым среди живых не место — вроде бы с лихвой искупают драматургические приемы и деловитая режиссура. Пронзительную ноту, что доносится из глотки мрачного Аида, Зеллер берет не сразу, но как берет, так тянет до конца. Победного триумфа времени и якобы бесчувствия над всем самым светлым и самым дорогим — слезинками ребенка, в которого к старости превращается каждый из нас.

Тот факт, что однажды и навеки опустится ночь, — тема в искусстве благодатная, но неглубокая. Ночь можно высмеивать, как регулярно делает Ханеке. В ночь можно прокладывать путь, как делал Бергман. Зеллер считает, что если ночь неизбежна, значит, надо спать, спокойного сна. На велюровых диванах и с оперой в наушниках.

Пожалуй, основная претензия к его прыжку в бездну — бессмысленности — эстетическая. Привычный жанр пьесы на стульях и сопутствующий, порядком набивший оскомину британский прононс обычно предполагают некую общую элегантность происходящего. Но болезнь и смерть выбирают не по модному каталогу. Совершенно лишними тут смотрится ария из «Ловцов жемчуга» Бизе или The Cold song в исполнении больного СПИДом Клауса Номи или Casta Diva (мой Бог), кажется, саундтреку не хватает Una furtiva lagrima Доницетти, и тогда музыкальная дорожка банальностей окончательно заведет действие в тупик.

Энтони Хопкинс, словно Орфей, решивший обернуться на «прекрасное», нисходя в тартарары долгой карьеры, разумеется, играет на пределе актерских способностей. Увы, его пантомима сводит в тартарары зрителей, задающихся вопросом: а кто же сдаст в богадельню нас? Уж точно не виновник торжества, он будет чертовски занят, сдавая свои «Оскары» в металлолом.

#INSERT_ARTICLE#

Нас пугают, а мы боимся. Распад клеток мозга и, как следствие, распавшаяся на фрагменты действительность — худший из кошмаров homo sapiens. Человека разумного, человека думающего. Но думать-то как раз за просмотром «Отца» и не рекомендуется. По крайней мере, а у Зеллера все меры крайние, «Отец» срежиссирован как кино рефлексов, а не рефлексии. Здесь каждый удар отправляет в нокаут, движения — точные, но запрещенные.

Свой бой с тенью автор ведет уверенно, но разве тень стоит борьбы. Разве тень — она не от идеи, которая гораздо интереснее, но которой у Зеллера нет.

Безыдейное кино о беспомощности человека в момент угасания. Неумолимая тяжесть мертвого тела в тягость несущим гроб, ибо и они тоже отправились по назначению — навстречу смерти. Но что с того? Пара-тройка золотых статуэток.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 19:30, 21 октября 2025
Это бизнес, детка. Почему артистки обращаются к образу шоугерл
Образ жизни — 21 октября, 19:30
Вампиры не стареют: почему мы ждем игру Vampire the Masquerade: Bloodlines 2
Новости, Новости — 21 октября, 15:12
Тональный крем от Рианны попал в список лучших изобретений последних 25 лет
Кино — 21 октября, 14:30
Супергерой Янковский и Стоянов в парике: 5 сериалов для любого настроения
Новости, Новости — 21 октября, 13:46
Пэрис Хилтон анонсировала сериал о дизайне для людей с СДВГ
Новости, Новости — 20 октября, 17:10
Collider составили топ величайших мультфильмов Disney и Pixar
Новости, Новости — 20 октября, 16:00
Смотрим трейлер байопика о Тиме Бертоне
Новости, Новости — 20 октября, 15:07
Лувр ограбили
Новости, Новости — 18 октября, 13:28
«Бонд с кнопкой» представили альбом «Дом»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 17 октября, 19:30
Фестиваль документального кино Beat Weekend объявил даты проведения
Новости, Новости — 17 октября, 17:30
Фильмы Михаэля Ханеке вернутся на большие экраны
Новости, Новости — 17 октября, 16:10
«Риса за Творчество» и «Яндекс Музыка» объявили о сотрудничестве
Новости, Новости — 17 октября, 15:30
«Как мне тебя найти в этом городе?». Mirèle выпустила новый сингл
Интервью — 17 октября, 15:03
«Люди называют нас личными психологами». Интервью с группой «Лолита Косс»
Новости, Новости — 17 октября, 13:25
Новый фильм по вселенной «Бегущего в лабиринте» находится в разработке
Новости, Новости — 16 октября, 18:01
Мультсериал «Splinter Cell: Караул смерти» продлили на второй сезон
Новости, Новости — 16 октября, 17:05
«Союзмультфильм» выпустил конструкторы по «Простоквашино»
Новости — 16 октября, 16:15
Пиццамейкер, «папш» и новый смартфон: вишлист SRSLY на эту осень
Новости, Новости — 16 октября, 14:35
Леонардо ДиКаприо станет продюсером байопика об актере Беле Лугоши
Новости, Новости — 16 октября, 12:25
Kedr Livanskiy записала аудиосказку для «Гаража»
Новости, Новости — 15 октября, 17:30
LEGO сделали набор по фильму «Назад в будущее»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 октября, 16:50
Фауст представил документальный сериал «Реальные истории преступлений»
Новости, Новости — 15 октября, 15:57
Мария Грация Кьюри стала креативным директором Fendi
Новости, Новости — 15 октября, 12:35
Аниме «Стометровка» покажут в России
Новости, Новости — 14 октября, 19:25
КМ20 и Ad Marginem выпустят книгу «Мода 2.0. История индустрии с 2008 года»
Новости, Новости — 14 октября, 18:10
«Смотрите, как подросли»: вышел трейлер продолжения сериала «Пингвины моей мамы»
Новости, Новости — 14 октября, 17:30
По мотивам мультсериала «Аватар» выйдет игра
Новости, Новости — 14 октября, 16:32
Южнокорейский триллер «Старуха с ножом» выходит в прокат
Новости, Новости — 14 октября, 15:10
Смотрим дебютный трейлер второго сезона «Времени приключений: Фионна и Кейк»
Кино — 14 октября, 15:05
Эй, маяк! Дневник третий: несносный Годар, трэшовая «История игрушек» и молчаливый Хабенский
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы