Рецензии, Кино — 9 апреля 2021, 19:37

Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом

Зинаида Пронченко
Кинокритик
С 15 апреля в прокате новый фильм с Энтони Хопкинсом «Отец», номинированный на шесть «Оскаров». О вреде признания — Зинаида Пронченко.

Утверждать смерть над жизнью, порок эгоизма над добродетелью всечества — особое умение, редкий талант. Франция, откуда родом Флориан Зеллер, драматург с безупречной международной карьерой, а теперь и «Оскаром» в перспективе, к низким истинам, а не возвышающему обману генетически имеет определенную склонность. Де Сад, Бодлер, Рэмбо, Батай, Луи Фердинандович Селин и, конечно, император нигилизма Мишель Уэльбек. Все эти почтенные месье в своем творчестве убедительно давали отпор гуманизма наивным приветам, ярость презрения и ужас небытия им веками были в помощь.

#INSERT_ARTICLE#

Зеллер, перекочевавший из уединенного кабинета поп-философа средних лет и средней во всех отношениях исторической эпохи на съемочную площадку, ярости не испытывает, а на небытие смотрит как на обложку журнала Psychologies или очередного бестселлера Бориса Цирюльника. Он тоже верит, что самую горькую пилюлю — «мы все заболеем и умрем в страшных страданиях» — надо запивать сладким душистым чаем, желательно из лиможского фарфора.

Его internationally acclaimed театральный хит «Отец», написанный сразу после «Сына» (почему-то смешно), повествует в сумбурной, хаотичной манере, имитирующей состояние сознания, пораженного деменцией, о буднях маленького и совсем не дружного семейства в обстоятельствах смертельной болезни (она же жизнь), подобравшейся к финалу. Главный герой (Энтони Хопкинс), и он же, по сути, рассказчик — об этом мы, правда, догадываемся не сразу, собственно, весь интерес картины сводится именно к драматургическому твисту спекулятивного характера — тиранит денно и нощно свою дочь Анну (Оливия Коулман). С нею жизни нет, но и без нее, в доме престарелых, он тоже не выживет. Пока окончательное решение неразрешимой проблемы отсрочено паллиативными мерами, то есть услугами сиделок, бегущих из-за сварливости отца, как время на часах, которые он вечно теряет.

#INSERT_ARTICLE#

Отсутствие саспенса — ну а какой тут сюжет, мертвым среди живых не место — вроде бы с лихвой искупают драматургические приемы и деловитая режиссура. Пронзительную ноту, что доносится из глотки мрачного Аида, Зеллер берет не сразу, но как берет, так тянет до конца. Победного триумфа времени и якобы бесчувствия над всем самым светлым и самым дорогим — слезинками ребенка, в которого к старости превращается каждый из нас.

Тот факт, что однажды и навеки опустится ночь, — тема в искусстве благодатная, но неглубокая. Ночь можно высмеивать, как регулярно делает Ханеке. В ночь можно прокладывать путь, как делал Бергман. Зеллер считает, что если ночь неизбежна, значит, надо спать, спокойного сна. На велюровых диванах и с оперой в наушниках.

Пожалуй, основная претензия к его прыжку в бездну — бессмысленности — эстетическая. Привычный жанр пьесы на стульях и сопутствующий, порядком набивший оскомину британский прононс обычно предполагают некую общую элегантность происходящего. Но болезнь и смерть выбирают не по модному каталогу. Совершенно лишними тут смотрится ария из «Ловцов жемчуга» Бизе или The Cold song в исполнении больного СПИДом Клауса Номи или Casta Diva (мой Бог), кажется, саундтреку не хватает Una furtiva lagrima Доницетти, и тогда музыкальная дорожка банальностей окончательно заведет действие в тупик.

Энтони Хопкинс, словно Орфей, решивший обернуться на «прекрасное», нисходя в тартарары долгой карьеры, разумеется, играет на пределе актерских способностей. Увы, его пантомима сводит в тартарары зрителей, задающихся вопросом: а кто же сдаст в богадельню нас? Уж точно не виновник торжества, он будет чертовски занят, сдавая свои «Оскары» в металлолом.


Нас пугают, а мы боимся. Распад клеток мозга и, как следствие, распавшаяся на фрагменты действительность — худший из кошмаров homo sapiens. Человека разумного, человека думающего. Но думать-то как раз за просмотром «Отца» и не рекомендуется. По крайней мере, а у Зеллера все меры крайние, «Отец» срежиссирован как кино рефлексов, а не рефлексии. Здесь каждый удар отправляет в нокаут, движения — точные, но запрещенные.

Свой бой с тенью автор ведет уверенно, но разве тень стоит борьбы. Разве тень — она не от идеи, которая гораздо интереснее, но которой у Зеллера нет.

Безыдейное кино о беспомощности человека в момент угасания. Неумолимая тяжесть мертвого тела в тягость несущим гроб, ибо и они тоже отправились по назначению — навстречу смерти. Но что с того? Пара-тройка золотых статуэток.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 17:20, 18 июля 2025
Торжество фестивального духа. Гид по VK Fest 2025 в Москве
Новости, Новости — 18 июля, 17:20
Путешествие по нулевым в альбоме «2007 ч.2» uniqe, nkeeei и ARTEM SHILOVETS
Новости, Новости — 18 июля, 15:40
Райан Гослинг и Уилл Феррелл сыграют в комедии «Крутые парни»
Новости, Новости — 9 июля, 16:03
В России пройдет федеральный чемпионат по танцу FAME TO FLAME
Новости, Новости — 18 июля, 13:50
Новое место в Москве: израильское кафе Dizengof/99 на Белорусской
Кино — 18 июля, 13:49
Герои меча и магии: Иван Трушин и Алексей Лукин о сериале «Этерна»
Новости, Новости — 18 июля, 11:36
Дмитрий Ендальцев и Любовь Аксенова снимутся в сериале «Враги»
Новости, Новости — 17 июля, 19:00
Развязка истории в тизере 5-го сезона «Очень странных дел»
Новости, Новости — 17 июля, 17:30
Placebo выпустят делюкс-издание с документальным фильмом This Search For Meaning
Новости, Новости — 17 июля, 16:00
Джулия Робертс и Эндрю Гарфилд в трейлере фильма «После охоты» Луки Гуаданьино
Новости, Новости — 17 июля, 13:50
Объявлен каст фильма по игре The Legend of Zelda
Кино — 17 июля, 12:01
Коучи на экране: от духовных лидеров до секс-гуру
Новости, Новости — 16 июля, 17:50
Аарон Тейлор-Джонсон и Лили-Роуз Депп сыграют в следующем фильме Роберта Эггерса
Новости, Новости — 16 июля, 16:13
Кристина Асмус и Павел Прилучный снимутся в «Холопе 3»
Новости, Новости — 16 июля, 13:50
«Разделение», «Пингвин» и «Белый лотос»: объявлены номинанты премии «Эмми»
Новости, Новости — 16 июля, 11:33
Комик Илья Озолин в первом тизере байопика «Лермонтов»
Новости, Новости — 15 июля, 20:08
Второй сезон «Лихих» выйдет осенью
Новости, Новости — 15 июля, 13:50
Сидни Суини может стать новой девушкой Джеймса Бонда
Новости, Новости — 15 июля, 11:26
Объявлены победители фестиваля в Карловых Варах
Образ жизни — 15 июля, 10:34
Главный экспонат. Как редакция SRSLY провела день в Эрмитаже с Сергеем Минаевым, Клавой Кокой и Евгением Чебатковым
Новости, Новости — 14 июля, 15:50
Bad Bunny и adidas выпустили кроссовки, вдохновленные Пуэрто-Рико
Новости, Новости — 14 июля, 13:28
Следующим фильмом Райана Джонсона будет научная фантастика
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 13 июля, 18:44
Ну, посмотрим: «Как приручить дракона», «Миссия невыполнима: Финальная расплата», «Громовержцы*», «Пункт назначения: Узы крови», «Горячее молоко»
Новости, Новости — 12 июля, 14:50
«Идиота» Достоевского вновь экранизируют
Новости, Новости — 12 июля, 12:40
iPhone 17e и новые MacBook Pro: стало известно, что Apple выпустит в 2026 году
Новости, Новости — 11 июля, 19:00
Официально анонсирован перезапуск «Клиники»
Новости, Новости — 11 июля, 17:30
У «Теории большого взрыва» появится новый спин-офф
Кино — 11 июля, 16:23
Настоящий комфортик. Интервью с актером Александром Сетейкиным о съемках в сене, гротескных ролях и фильтр-кофе
Новости, Новости — 11 июля, 15:57
20th Century готовит перезагрузку «Ночи в музее»
Новости, Новости — 11 июля, 13:55
Федук, Антоха МС и Лолита: Кассета дропнул альбом фитов «Ателье»
Новости, Новости — 11 июля, 11:33
Хаски выпустил «Колобок» — сингл с нового альбома
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето