Интервью, Бизнес — 16 марта, 17:46

Оцифровка сознания, Илон Маск, жизнь в США. Интервью с сооснователем Prequel Тимуром Хабировым

Эдуард Голубев долго говорил с Тимуром Хабировым — сооснователем популярного приложения для обработки фото и видео Prequel. Мы публикуем их разговор, который получился в жанре «обо всем»: деньги, мода, жизнь в США и (внезапно) оцифровка человеческого сознания. 

Вы недавно прилетели из Нью-Йорка. Как Москва?

Холодно. Хотя и в Нью-Йорке сейчас минус 10 градусов, которые из-за близости к океану чувствуются как минус 17. Тоже снежная буря, все завалено. Но в Нью-Йорке еще и рестораны закрыты. Поэтому в Москве с гастрономией все в разы лучше. 

А можете назвать свои любимые рестораны Нью-Йорка?

Я очень давно никуда не ходил, говорю же — все закрыто. Готовлю дома. У меня есть терраса и гриль. По вечерам я иногда жарю мясо и овощи. В доковидное время в Нью-Йорке за хорошим мясом нужно было идти в Peter Luger Steak house, а теперь приходится жарить его самому. 

Откуда у вас время на готовку? Хотел поговорить об этом позднее, но раз мы уже начали — опишите ваш распорядок дня. 

Первые два часа после пробуждения я трачу на себя. Душ, хорошая музыка, может, какой-то фильм на заднем плане. Обязательно читаю книги и статьи, не связанные с работой. Но, важно отметить, не художественную литературу, потому что хватит, переел. Раньше было как: по две книги в неделю — Достоевский, «Война и мир»... Сейчас это научные книги — медицина, астрофизика, бизнес; освоение новых дисциплин. Например, четыре года назад я начал изучать этологию. Это наука о поведенческой модели биологических видов. Грубо говоря, этология показывает, что у нас общего с животным миром, а психология — чем мы отличаемся. 

Но давайте вернемся к чтению. Две книги в неделю в какой-то момент превратились в одну в месяц — в лучшем случае. Я сильно корил себя за это, пока не понял, что количество прочитанного в ином формате — те же статьи — по объему даже превышает мою норму. И я задумался о форме. 

Знаете, уйдет эпоха полнометражного кино, классической литературы. Все будет совсем другим. Рэймонд Курцвейл (американский изобретатель и футуролог. — Прим. SRSLY) вообще говорит, что к 2035 году человечество достигнет точки технологической сингулярности. То есть информации будет так много, что мы не будем успевать ее обрабатывать и прибегнем к помощи искусственного интеллекта. Но мы увлеклись… О чем я говорил? А, точно! В какой-то момент я понял, что жизнь слишком коротка и мне в моем возрасте уже нет смысла читать художественную литературу, потому что ничего нового она мне не даст. 

Мы говорили про распорядок дня…

Два часа на себя. Вообще, с возрастом я начал любить утро. Это время счастья. Днем — бизнес. Обед я или очень быстро ем в одиночку, или встречачюсь с интересными людьми и смакую еду с общением. Вечером время семьи, по возможности спорт. Посмотреть фильм можно — вернее, позалипать, раздумывая о своем. И спать. Желательно лечь пораньше. Минимум сна — это 7–8 часов. Я иногда лучше не пойду на встречу, чем не высплюсь, потому что тогда испорчу себе и здоровье, и день. 

Давайте перенесемся в прошлое. Вы родились в Ташкенте. Буквально пару слов о детстве. 

Ташкент зародил во мне любовь к солнцу и горам. А еще там очень много мрамора — красивый теплый город. Именно поэтому мне импонирует Калифорния. 

А затем вы переехали в Калининград, верно? 

Да, мне было пятнадцать лет. Произошел развал Союза, и семья переехала туда, где казалось стабильнее. 

Я почему все это спрашиваю: из Калининграда вы улетели в США. Случилось ли что-то с вашей головой из-за столь разительной смены обстановки? 

Я переехал в Сан-Франциско лет шестнадцать назад, и, конечно, контраст был невероятный. Сейчас, правда, и Москва, и Калининград нагнали США по инфраструктуре, сервису. За это время в России также появилось IT-предпринимательство… Но я отвлекся. Первое, что поразило меня в Сан-Франциско, — это воздух, океан и климат. Там мягкая зима и не очень жаркое лето. Идеальный климат для жизни. 

К вам в США пришли первые большие деньги? 

Нет, я начал заниматься бизнесом еще в Калининграде: грузоперевозки, растаможка автомобилей. Ничего интересного, просто заработок. Сейчас, занимаясь Prequel, я куда более счастливый человек. В этом приложении соединяются три вещи, которые я очень люблю: IT, искусство и настоящее, большое предпринимательство

А зачем вам нужны деньги?

Во-первых, чтобы хорошо жить, не ущемляя себя. С возрастом мы меняемся, меняются наши желания и образ жизни. И если раньше мне было достаточно бизнес-класса в самолете или большого, качественного, безопасного автомобиля, то сейчас я бы хотел… ну, вот, например, выкупить у Билла Гейтса оригиналы дневников Леонардо Да Винчи. Но это настолько индивидуально все… Кому-то хочется быть «Волком с Уолл-стрит», а у меня цели другие. Мне нравится творчество, наука, история. Или, знаете, есть люди, которые заработали миллионы долларов, но ни одной книжки в жизни не прочитали. А есть умные, прекрасные ребята, которые не умеют зарабатывать деньги. И я лучше раскрою их таланты, инвестировав в них свои средства. 

Читал, что для запуска Prequel вы с партнером потратили три миллиона долларов. На что ушла эта сумма? 

У нас была довольно широкая линейка продуктов, которые использовали компьютерную графику, дополнительную реальность и компьютерное зрение. Эти наработки были не на продажу — просто идеи. Из этих идей мы сделали несколько продуктов и стали прогнозировать — выстрелят или нет. Один продукт — речь про Prequel — выстрелил. Но к тому моменту мы потратили уже солидную сумму на исследования и разработку. А дальше пошли траты на маркетинг, пиар, административное обеспечение, штат людей, аренду серверных мощностей. 

Prequel мог бы стать глобальным, если бы вы запустили его не в США, а в Москве? 

Prequel бы тогда точно покорил Россию, но по поводу всего мира — вряд ли. И это не столько экономический аспект, сколько вопрос мышления. Когда ты живешь в Нью-Йорке, то видишь всю планету, все национальности. Давайте проведем эксперимент…

(Тимур кладет на стол перед собой три бумажных салфетки)

Вот смотрите. Так как в Россию капитализм и торгово-рыночные отношения пришли поздно, продуктов и товаров у нас было значительно меньше, чем в США. 

Для русского человека это просто салфетки. А для американца на столе лежат: napkin — это для еды, tissue — мягкая бумажка для лица, которая не царапает кожу, и paper towel — ее используют как тряпку для уборки поверхностей.

Наши же берут и вытирают tissue руки или, извините, сморкаются в paper towel. И такие вещи, а их очень много, на самом деле сильно ограничивают свободу мышления и сужают видение конкурентного рынка. А при запуске глобального продукта это очень важно. 

Тогда еще один вопрос. В России некоторые уверены в том, что США — это рай на Земле. И да, эксперимент с салфетками очень эффектен. Но, по вашему мнению, где проще жить обычному человеку? 

Сложный вопрос, постараюсь ответить на примере из моей жизни. Когда я открыл московский офис, многие стали требовать американскую зарплату. Но у наших стран настолько разный подход к деньгам, что, поверьте мне, в России на хорошую московскую зарплату куда проще и приятнее жить, чем в Сан-Франциско на 10 000 долларов в месяц. Смотрите сами: получили «десятку» — с вас сразу же снимают налоги, на руках уже 7000 долларов. Жилье в среднем дорогущее — и вот уже осталось 3000. Дальше идут еда, транспорт — в конце месяца у вас всего 500 баксов — и это если вы живете один! А 500 долларов в Москве и в США — это вообще разные по масштабу деньги. И важно помнить, что зарабатывать 10 000 долларов в месяц в Америке может далеко не каждый. Надеюсь, понятно объяснил. 

То есть в России тоже хорошо? Что делать молодежи? Раньше все говорили: уезжать. А сейчас?

Честно, я не вижу смысла в переезде. До ковида, как и после него, люди благодаря техническому прогрессу, который освобождает многих от физической работы в конкретном месте, могли спокойно путешествовать по всему миру, жить где угодно. Пары месяцев в США в целом достаточно для того, чтобы обогатить свое понимание и начать видеть разницу между napkin и paper towel. Поверьте, с новыми знаниями полезнее всего возвращаться именно в Россию, где можно будет быстро подняться, построить успешный бизнес, предложить инновации, улучшить страну, в конце концов! 

Я тут подумал: чтобы поговорить, десять лет назад нам нужно было встретиться, а сейчас — созвониться или, например, просто добавиться в друзья в том же Clubhouse. И все. Никакого живого общения — только глобальная оцифровка любых коммуникаций. Как вы к этому относитесь? Учитывая то, что значительная часть вашей жизни прошла без того же мобильного телефона.

Отлично отношусь, потому что мы как вид освобождаемся от биологических ограничений. И оцифровка всего — неизбежное будущее. Ницше сказал: «Человек — это мост между обезьяной и человеком». Homo sapiens живет всего 200 тысяч лет, и мы откуда-то эволюционировали. Вы же знаете, что было шесть видов людей, но выжил только наш. И эволюция продолжается, просто сейчас не так остро стоит вопрос жизни. Поэтому физиологически нам развиваться нет надобности. Остается эволюция интеллекта и разума. Человек всегда мечтал о бессмертии, но только сейчас мы начинаем понимать, как его достичь. Это может быть «Матрица» — как некий контейнер, в который можно сложить сознание; или перенос личности из органического тела в распечатанное роботами… Такое отлично подойдет для колонизации других планет. 

А почему это неизбежно?

Представьте шар. И вокруг него есть небольшая корочка. Это биосфера. И только в ней возможна жизнь. Вниз идти нет смысла — там горячо и нечего делать. А сверху — бесконечный космос. Если мы хотим развиваться — надо стремиться туда. Но сейчас человечество психологически не готово долететь хотя бы до Луны. Потому что там нет нашей среды обитания. И ради сохранения жизни и сознания, ради покорения космоса оцифровывание — единственный выход. Это и есть следующая стадия развития. Один из стимулов оцифроваться побыстрее — а времени для перехода у нас не так много — это доступ к «бессмертию»

Давайте вернемся к предыдущему вопросу. Zoom, Clubhouse, Instagram, TikTok и все остальные новые и старые IT-проекты будут лишь развиваться, потому что они — тот самый первый шаг к оцифровке сознания во всеобъемный data base. Понятно, что тогда наша сущность изменится. Потому что мы полностью зависим от вырабатывающего гормоны гипофиза. И от этого мы не совершенны. Когда нас переселят в «облако» — человеку не нужно будет есть, спать, ходить в туалет. У нас не будет гипофиза! И как поведет себя сознание в новой оболочке — я не могу сказать. Но это очевидно будет уже не Homo sapiens — возможно, ницшеанский сверхчеловек. Возможно, нечто совсем новое. 

Получается, если я правильно понял, мечта Илона Маска переселить нас на Марс — это утопия, хотя бы по психологическим причинам?

Не совсем. Data base нам нужен как раз для того, чтобы долететь до Марса. Я очень благодарен Илону Маску за популяризацию науки. В космосе нет ничего кроме радиации, а Илон пытается привить к этой пустоте любовь, чтобы ускорить необходимое переселение людей. 

Также единственная задача, которую пытается решить Маск, — это логистика. Все остальное — обеспечение кислорода, защита от радиации, питание, добыча воды — в случае успеха SpaceX этим будут заниматься вообще другие люди. Нас ждет новая эра стартапов, инвестиций, построенный на науке бизнес. Это прекрасно. И даже если у Илона Маска ничего не выйдет — ему все равно надо поставить памятник как человеку, который дал всему этому старт. 

Тимур, а вы боитесь смерти? Вообще, расскажите про ваш главный страх. 

Мне обидно, что тело стареет, потому что это часть нашей личности. Но смерть неотвратима. Я скорее боюсь умереть не вовремя. А по поводу страха… Белинский как-то охарактеризовал Онегина как «умную ненужность». 

Стать умной ненужностью — вот чего я сильно боялся в молодости.

И последнее. Я несколько месяцев назад говорил с Маликом Хатажаевым. И он сказал, что его бизнес — в первую очередь детище. Prequel — тоже детище? 

Детище, которое бизнес. Вообще, Prequel — это идея. И лично мне она напоминает идею моды. Люди придумали одежду — сначала ради комфорта и защиты от холода. Но со временем одежда стала языком, средством самовыражения и признаком принадлежности к классу. Она, как и еда, из необходимости выросла в культ. 

И на сегодняшний день контент, который снимает человек на видеокамеру, будь то YouTube, Instagram или TikTok, — это отражение его внутреннего состояния, предельная искренность. То есть фактически любой человек перед камерой голый. А Prequel его одевает. Потому что наши эффекты помогают людям визуально передать свое настроение. И раз уж мы все неизбежно оцифруемся, то надеюсь, что Prequel станет модой в digital-мире.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 14:15, 15 мая 2021
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 15 мая, 14:15
У «Бриджертонов» будет спин-офф о королеве Шарлотте
Новости, Новости — 15 мая, 12:54
Джейден Смит откроет ресторан I LOVE YOU. Там смогут получить помощь бездомные
Новости, Новости — 14 мая, 22:51
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Образ жизни — 14 мая, 14:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)