Обзоры, Образ жизни — 11 марта, 18:46

Мемчики завезли: «Неверный парень»

Вспоминаем один из самых популярных мемов об отношениях.

Начало

Сюжет, в котором мужчина-герой выбирает между двумя альтернативами, представленными в образе женщин, известен с античных времен. История Геракла на распутье впервые дошла до нас в сочинениях Ксенофонта, который, в свою очередь, записывал за Сократом, пересказывавшим греческого софиста Продика. В XV-XVI веках европейские живописцы создавали картины, вдохновленные этим сюжетом. На некоторых из них две женщины, олицетворяющие Порок и Добродетель, пытаются убедить героя последовать за одной из них, на других Геракл изображен уже сделавшим свой выбор в чью-то пользу.

Паоло ди Маттеис. «Геракл на перепутье»

В 1971 году английский художник Джошуа Рейнольдс написал картину «Гаррик колеблется между Трагедией и Комедией», где изобразил актера Дэвида Гаррика, выбирающего между двумя девушками, одна из которых одета в синее платье, другая — в красное. Учитывая совпадение образов, эту картину можно считать прямым предтечей мема «Неверный парень».

Джошуа Рейнольдс. «Гаррик колеблется между Трагедией и Комедией»

2 апреля 1922 года вышел короткометражный фильм Чарли Чаплина «День получки» (Pay Day), в котором сюжет о неверности обыгрывается уже без аллегорий. Герой Чаплина — работяга, целый день вкалывающий на стройке, а затем отдающий всю получку жене, прямо на ее глазах позволяет себе засмотреться на проходящую мимо женщину.


История любви

Мем «Неверный парень» появился в 2015 году, когда фотограф из Испании Антонио Гийем провел съемку с тремя моделями и выложил ее результаты в фотобанк. Ставшую основой для мема фотографию он подписал «Неверный парень гуляет со своей подругой и засматривается на другую девушку» (Disloyal man with his girlfriend looking at another girl).

Фото: Getty Images

Антонио и его модели, известные под псевдонимами Марио и Лаура, работали вместе не первый раз. Позднее пользователи соцсетей выяснили, что Лауру на самом деле зовут Карла Рамос. В фотобанках есть десяток снимков, на которых она очень сильно чему-то удивляется (наверное, новостям об изменах своего молодого человека).

Фото: Getty Images

А из совместных фотографий Марио и Лауры вообще можно собрать историю любви, сюжет которой будет покруче, чем у большинства российских мелодрам.

Сперва девушку лишь раздражают знаки внимания, которые оказывает ей парень.

Фото: Getty Images

Со временем Марио удается добиться взаимности.

Фото: Getty Images

Их отношения развиваются, они даже ждут ребенка.

Фото: Getty Images

Но Лаура начинает ревновать своего партнера...

Фото: Getty Images

...и, как мы знаем, не напрасно. В конечном итоге неверный парень остается грустить в одиночестве.

Фото: Getty Images

А его бывшая отлично проводит время с другой девушкой.

Фото: Getty Images


Создание шедевра

Фотосессия, во время которой родился ставший мемом снимок, проходила в Жироне и была полностью импровизированной. Модели не следовали какому-то сценарию, а просто изобразили ряд этюдов на тему неверности в отношениях, постаравшись иронично обыграть эту проблему. На других снимках Марио пялится на девушку в красном, когда делает своей возлюбленной предложение...

Фото: Getty Images

...или даже пытается поцеловать ее, обнимаясь при этом с Лаурой.

Фото: Getty Images

Но вирусную популярность получила именно фотография, на которой парень, как в песне Максима Леонидова, «оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она».

А вот и впечатления самого Марио о той съемке (ими он делился в интервью THR в 2017-м): «Помню, мне было неловко, поскольку съемка проходила на улице, люди останавливались и смеялись над нами, а я должен был изображать это глупое выражение».


Как фото стало мемом

«Википедия» утверждает (а ей можно как верить, так и нет), что впервые это фото использовали в качестве мема в январе 2017 года в фейсбук-сообществе турецких фанатов прогрессив-рока, проиллюстрировав с ее помощью стремление музыканта Фила Коллинза играть поп-музыку, а не прогрессив-рок.


Позднее индийский пользователь инстаграма Dekh Bhai выложил этот же снимок у себя и предложил отметить на нем друга, который влюбляется каждый месяц.

Благодаря своей универсальности мем «Неверный парень» быстро распространился по соцсетям. С помощью него иллюстрировали как исторические ситуации («Иван Грозный присматривает себе новую жену сразу после свадьбы»), так и жизненные. «Неверный парень» занял ту же нишу, что и мемы с рэпером Дрейком, телеведущим Джереми Кларксоном и сверхразумом.

Причем в этом меме герой выбирает не между равнозначными альтернативами. Дополнительная ирония заключается в том, что мы понимаем, что он должен был предпочесть один вариант, но при этом выбирает другой, наживая себе проблем.


Реакция создателя

В августе 2017 года Антонио Гийем, сделавший разлетевшийся по всему интернету снимок, узнал о существовании мема и разослал в ряд новостных изданий письмо, в котором прокомментировал ситуацию.

«Мне 45, и вот уже на протяжении пяти лет по шестнадцать часов в день я занимаюсь рекламными фото, — приводит слова Антонио Wired. — Последние три с половиной года мы продаем по 1600 фотографий в день».

При этом популярность мема «Неверный парень» никак не сказалась на продажах работ Антонио. По его словам, ставшее хитом фото покупают примерно 700 раз в год, в то время как некоторые другие снимки продаются по 5–6 тыс. раз за тот же период. Вполне логично, ведь люди, клепающие мемы на основе снимка, не берут его из фотобанка и, как следствие, ничего не платят фотографу. Но Гийема это не сильно печалит. В том письме он заявил: «Теми, кто это делает, движут благие намерения, так что я не собираюсь ничего против них предпринимать».

Вместе с тем фотограф подчеркнул, что у него очень хорошие отношения с Марио и Лаурой, они для него как дети, так что если кто-то посмеет использовать эту фотографию в оскорбительном для них ключе, Антонио будет подавать в суд.


Оскорбительный ключ

Вскоре после своего появления мем «Неверный парень» был признан сексистским и оскорбительным. Стокгольмский интернет-провайдер Bahnhof использовал этот мем в рекламе, оповещающий о найме новых сотрудников. Они подписали девушку в красном Bahnhof, а Лауру — «твое текущее место работы».

После этого шведский регулятор рекламы осудил Bahnhof за сексизм, отметив, что в их рекламе присутствует объективация женщин, которые рассматриваются как взаимозаменяемые объекты.

Примерно в то же время в России в похожую историю вляпался «Альфа-банк», решивший при помощи популярного мема прорекламировать свою пластиковую карту.

Официальных санкций за такое не последовало, но в комментариях нашлось немало желающих оскорбиться.


Счастливый конец

В марте 2019 года в Венгрии другая фотография с Лаурой и Марио была использована на билбордах в государственной рекламе планирования семьи. С помощью снимка до жителей Будапешта решили донести новости о налоговых льготах для многодетных семей.

Увидев эти фото, пользователи интернета решили, что пара все же смогла преодолеть свои разногласия и снова сойтись.

Другой вариант счастливого финала истории «неверного парня» придумал художник Дамьен Чо, нарисовавший комикс о том, что случилось после знаменитой фото. По его версии, Марио не залюбовался на другую девушку, а решил узнать у нее, где она купила такое красивое платье, поскольку решил, что Лауре оно тоже будет весьма к лицу.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 14:14, 30 июля 2021
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)