В 2021 году Музей русского импрессионизма отмечает пятилетие, и по этому случаю готовит для посетителей специальную программу: помимо спецпроекта, напоминающего о прошлых экспозициях, культурная площадка совместно с петербургской галереей KGallery проведет выставку «Охотники за искусством», посвященную коллекционерам, собиравшим и сохранявшим произведения живописи в годы оттепели и застоя.
Выставка откроется 21 апреля и продлится до 29 августа. На ней будут представлены написанные в первой трети XX века работы художников-модернистов Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Бенуа, Нико Пиросмани, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Аристарха Лентулова и многих других.
Главной особенностью экспозиции является то, что многие из выставленных полотен редко демонстрируются широкой публике: они были предоставлены частными коллекционерами — теми, кто собирает объекты искусства сейчас, либо наследниками тех, кто делал это в советское время, рискуя собственной свободой. В 1950-1980-е годы модернистов порицали, а их работы исключали из собраний государственных музеев. До наших дней произведения той эпохи дошли во многом благодаря энтузиастам, приобретавшим работы гонимых творцов под угрозой ареста за спекуляцию. Для людей, которым посвящена выставка, коллекционирование было попыткой сформировать мир, способный стать альтернативой советской действительности — в своих типовых «сталинках» и «хрущовках» они хранили настоящие шедевры живописи, графики и скульптуры.
В рамках выставки «Охотники за искусством» расскажут истории четырнадцати собирателей из Москвы и Ленинграда: Игоря Сановича, Николая Тимофеева, Валерия Дудакова, Соломона Шустера, Алексея Стычкина, Александра Мясникова, Арама Абрамяна, Владимира Семенова, Абрама Чудновского, Иосифа Эзраха и Ильи Палеева. Каждая коллекция будет представлена отдельным разделом выставки. Живопись и графику дополнят написанные Марией Пономаревой портреты коллекционеров и эссе о каждом герое от писательницы Софьи Багдасаровой, а также серия фотографий от Игоря Пальмина, погружающих зрителя в атмосферу позднесоветского периода.
Выставку оформят в стиле криминальной драмы, дабы отразить детективный характер историй охоты за предметами искусства — раньше приобрести их легально можно было только в комиссионных магазинах, однако сотрудники часто устраивали закрытые просмотры для избранных покупателей, прежде чем выставить произведения на продажу. При этом работы авангардистов нельзя было купить в комиссионках — они были цензурированными, а потому получить их можно было только по знакомству с художниками, их родственниками или друзьями.