Рецензии, Кино — 8 февраля, 23:57

Смерти больше нет. Рецензия на фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

Новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» вышел в прокат в российских кинотеатрах 6 февраля. Подробнее о посвящении Кире Муратовой, референсах и сказочной морфологии картины — в рецензии Анны Стрельчук.

Умереть из-за любви или любить из-за смерти — все одно. Главное — делать и то и другое торжественно и красиво, с бокалом шампанского и неугасающей папироской в руках. Продолжая линию благотворного абсурдизма Киры Муратовой, Литвинова создает свой собственный мир, который, подобно снегу, «как вуаль на лице женщины», преобразует все изъяны и недостатки в таинственно-притягательные особенности и преимущества. Ведь по большому счету сколько ни обвиняй Литвинову в лукизме, «чрезмерно» длинный нос и неконвенциональное тело выступают в «Северном ветре» такими же равноправными элементами киноэстетики, как и все другие. Грань между красотой и уродством, как и добром и злом, здесь становится неразличимой: истлевающие, полузаброшенные интерьеры соседствуют с новейшими платьями Демны Гвасалии, а благие намерения — с адскими действиями. Автор плетет сюжет как погребальное кружево, которое одновременно — и фата умершей невесты. Неслучайно уже не первый раз на экране у нее умирает молодая девушка, незадолго до свадьбы. То же самое происходило в фильме «Последняя сказка Риты» — экранизации и расширении монолога героини Литвиновой из «Увлечений». Призраки никуда не уходят. Они остаются и живут среди нас. Вот и призрак Киры Муратовой проглядывается в каждой новой работе ее главной музы прежде всего в посвящении, но еще и в деталях: в вечном возвращении, которое правит в жизни и создает магию на экране в гротескных диалогах и даже в имени главной героини —Маргарита. Маргарита по фамилии Готье — изначально героиня романа Дюма «Дама с камелиями» и закадровая тех же «Увлечений» — обретает плоть и кровь в «Последней сказке», чтобы умереть и возродиться в «Северном ветре» в качестве одной из главнейших представительниц древнейшего клана, правящего Северными полями. Здесь царит матриархат и вечный Новый год, который продолжается до полного обнищания, «обнуления». Поля гниют, а вместе с ними и зарытые деньги и драгоценности, а часть из них превращается в черную кровь земли и утекают прочь.


Если дебютная картина Литвиновой была целиком посвящена снам, смерти и любви, а во второй речь шла скорее о смертном сне, то в «Северном ветре» реальность — это сон, сон — реальность, а любовь побеждает смерть благодаря лишнему 13-му или 25-му часу, которым чудесным образом обладают представители клана: вечная Алиса (Татьяна Пилецкая), Лотта (Галина Тюнина) и ее дочь Ада (Манана Тотибадзе), Маргарита (Рената Литвинова) и ее сын Бенедикт (Антон Шагин), а также кузен Борис (Максим Суханов). Кстати, образ последнего — оммаж любимому Литвиновой «Зеркалу» Тарковского.

В один из предновогодних вечеров Бенедикт приводит в родительский дом свою невесту Фанни, которую играет дочь Литвиновой Ульяна Добровская. Она, как и сама актриса когда-то (к примеру, в фильме «Небо. Самолет. Девушка»), стюардесса и больше жизни обожает летать. Именно появление и исчезновение этой девушки предрешает судьбу могущественного клана. 


Нескончаемая, выматывающая череда торжественных застолий напоминает одновременно о самых сюрреалистических картинах Бунюэля — «Ангел-истребитель» и «Скромное обаяние буржуазии» и, конечно, о празднике жизни Феллини. Сладкая жизнь здесь с горечью жженой бумаги в бокале шампанского, а вместо средиземноморского бриза дует северный ветер. 


Ангелом возмездия же выступает не безликая сюрреалистическая сущность, как у Бунюэля, но невеста Бенедикта Фанни. Помимо этого, «Северный ветер» отличает германовская эстетика безобразия и проработка деталей, которую можно сравнить в особенности с последней из его картин «Трудно быть богом». Длинный железный указательный палец, маленькое колечко для сигареты, каретка для крысы, настоящий олень и ручной ворон, Кремль в вековых соснах, ретро-самолет и, конечно, атмосфера торжественного разложения и гниения — все это конституирует сказочный мир Литвиновой, который существует как бы в безвременье, или во всех эпохах сразу, иными словами, замер в нескончаемом 13-м часу на курантах главной башни Северных полей. Мистичность ее работ — в повторах, повторах, повторах (опять же наследство Муратовой и Бунюэля): Литвинова повторяет фразы, темы, жесты и целые линии диалога от фильма к фильму. Не менее шаманским здесь предстает саундтрек Земфиры, которая не первый раз уже работает с Литвиновой в тандеме. Двухминутная сцена проезда на машине в метели, где звучит песня «Злой человек», состоящая всего из четырех фраз, производит по-настоящему гипнотический эффект.  

Москва в фильме предстает в крайне необычном для себя амплуа. Она почти булгаковская, темная, даже трагичная из мифического времени. Еще более мрачной и безжалостной эта же Москва явилась ввиду недавних событий вне какого-либо режиссерского замысла. Однако хочется думать, что мир небинарен — кажется, именно этому учит страшная сказка Ренаты, у которой все же есть неотъемлемые элементы жанра: ожидание и исполнение чуда, преодоление смерти силой любви и зла добром. Даже если и то и другое — абсолютно относительно. 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 00:31, 21 апреля 2021
Новое в музыке за неделю: Иван Дорн, тима ищет свет, Paul McCartney, Therr Maitz и Gayana
Новости, Новости — 21 апреля, 00:31
Новые iMac, iPad Pro, фиолетовый iPhone 12 и AirTag. Что показали на апрельской презентации Apple
Новости, Новости — 20 апреля, 23:26
Новой ведущей «Пушки» стала Лиза Василенко
Новости, Новости — 20 апреля, 21:21
Четвертый сезон «Очень странных дел» выйдет только в 2022 году
Новости, Новости — 20 апреля, 14:43
Пэрис Хилтон стала NFT-художницей. Ее первая картина была продана за 1,11 млн долларов
Новости, Новости — 20 апреля, 13:39
Джон Кэмерон Митчелл сыграет Джо Экзотика в новом сериале по мотивам «Короля тигров»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 апреля, 13:08
Оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса устроил живой концерт на борту самолета
Новости, Новости — 20 апреля, 11:45
Беспилотный вертолет Ingenuity совершил свой первый полет на Марсе
Новости, Новости — 20 апреля, 11:30
Vogue и Tatler представили первые номера под руководством новых главредов
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 20 апреля, 11:29
Аудиоспектакль «Бродский. Суд»: почему стенограмму суда над поэтом важно проговорить
Новости, Новости — 20 апреля, 11:16
Настя Ивлеева выпустит чипсы «Изи пизи» и энергетический напиток «Чича-бум»
Новости, Новости — 19 апреля, 22:50
Снуп Догг снимется в комедийном триллере про вампиров от Netflix
Музыка — 19 апреля, 21:52
О La Di Die, российских тиктокерах и значении песни «911». Интервью с певицей Нессой Барретт
Новости, Новости — 19 апреля, 20:46
Ксения Собчак провела круглый стол, посвященный сексуальному просвещению
Кино — 19 апреля, 19:08
«Зодиак» хип-хопа. Борис Барабанов о поисках правды в кадре и за кадром фильма «Город лжи»
Новости, Новости — 19 апреля, 16:24
«Матч ТВ» запускает спортивный тикток-хаус. Его участниками станут блогеры из Hype House, Full House и XO Team
Новости, Новости — 19 апреля, 12:16
У Dream Team House 10 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 19 апреля, 09:11
Хаски выпустил видеорецепт каши из топора. Ролик продается в формате NFT
Новости, Новости — 18 апреля, 13:17
У The Offspring вышел первый альбом за девять лет
Новости, Новости — 18 апреля, 10:47
Шоу «Подруги» закрывается
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 апреля, 09:14
Леша Янгер в новом шоу Bubblegun проверил, как хорошо его знает подписчик
Новости, Новости — 17 апреля, 17:13
Настя Ивлеева стала попечителем благотворительного проекта «Помощь» Никиты Кукушкина
Новости, Новости — 17 апреля, 13:28
Ученые посчитали общее количество живших на планете тираннозавров
Новости, Новости — 17 апреля, 10:44
NFT-картину российских художников продали за 6,6 млн рублей
Кино — 17 апреля, 10:01
В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского
Образ жизни — 16 апреля, 18:13
Лайфстайл-блогеры: кто они такие и почему на них подписываются
Новости, Новости — 16 апреля, 17:53
NASA впервые отправит космонавтов на МКС на многоразовых корабле и ракете
Образ жизни — 16 апреля, 17:39
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: «Дайте танк (!)», Джон и Йоко и исчезновение Келси Беррет
Новости, Новости — 16 апреля, 14:23
У Ивана Дорна вышел сингл «Кроме тебя»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)