Рецензии, Кино — 8 февраля, 23:57

Смерти больше нет. Рецензия на фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер»

Новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» вышел в прокат в российских кинотеатрах 6 февраля. Подробнее о посвящении Кире Муратовой, референсах и сказочной морфологии картины — в рецензии Анны Стрельчук.

Умереть из-за любви или любить из-за смерти — все одно. Главное — делать и то и другое торжественно и красиво, с бокалом шампанского и неугасающей папироской в руках. Продолжая линию благотворного абсурдизма Киры Муратовой, Литвинова создает свой собственный мир, который, подобно снегу, «как вуаль на лице женщины», преобразует все изъяны и недостатки в таинственно-притягательные особенности и преимущества. Ведь по большому счету сколько ни обвиняй Литвинову в лукизме, «чрезмерно» длинный нос и неконвенциональное тело выступают в «Северном ветре» такими же равноправными элементами киноэстетики, как и все другие. Грань между красотой и уродством, как и добром и злом, здесь становится неразличимой: истлевающие, полузаброшенные интерьеры соседствуют с новейшими платьями Демны Гвасалии, а благие намерения — с адскими действиями. Автор плетет сюжет как погребальное кружево, которое одновременно — и фата умершей невесты. Неслучайно уже не первый раз на экране у нее умирает молодая девушка, незадолго до свадьбы. То же самое происходило в фильме «Последняя сказка Риты» — экранизации и расширении монолога героини Литвиновой из «Увлечений». Призраки никуда не уходят. Они остаются и живут среди нас. Вот и призрак Киры Муратовой проглядывается в каждой новой работе ее главной музы прежде всего в посвящении, но еще и в деталях: в вечном возвращении, которое правит в жизни и создает магию на экране в гротескных диалогах и даже в имени главной героини —Маргарита. Маргарита по фамилии Готье — изначально героиня романа Дюма «Дама с камелиями» и закадровая тех же «Увлечений» — обретает плоть и кровь в «Последней сказке», чтобы умереть и возродиться в «Северном ветре» в качестве одной из главнейших представительниц древнейшего клана, правящего Северными полями. Здесь царит матриархат и вечный Новый год, который продолжается до полного обнищания, «обнуления». Поля гниют, а вместе с ними и зарытые деньги и драгоценности, а часть из них превращается в черную кровь земли и утекают прочь.


Если дебютная картина Литвиновой была целиком посвящена снам, смерти и любви, а во второй речь шла скорее о смертном сне, то в «Северном ветре» реальность — это сон, сон — реальность, а любовь побеждает смерть благодаря лишнему 13-му или 25-му часу, которым чудесным образом обладают представители клана: вечная Алиса (Татьяна Пилецкая), Лотта (Галина Тюнина) и ее дочь Ада (Манана Тотибадзе), Маргарита (Рената Литвинова) и ее сын Бенедикт (Антон Шагин), а также кузен Борис (Максим Суханов). Кстати, образ последнего — оммаж любимому Литвиновой «Зеркалу» Тарковского.

В один из предновогодних вечеров Бенедикт приводит в родительский дом свою невесту Фанни, которую играет дочь Литвиновой Ульяна Добровская. Она, как и сама актриса когда-то (к примеру, в фильме «Небо. Самолет. Девушка»), стюардесса и больше жизни обожает летать. Именно появление и исчезновение этой девушки предрешает судьбу могущественного клана. 


Нескончаемая, выматывающая череда торжественных застолий напоминает одновременно о самых сюрреалистических картинах Бунюэля — «Ангел-истребитель» и «Скромное обаяние буржуазии» и, конечно, о празднике жизни Феллини. Сладкая жизнь здесь с горечью жженой бумаги в бокале шампанского, а вместо средиземноморского бриза дует северный ветер. 


Ангелом возмездия же выступает не безликая сюрреалистическая сущность, как у Бунюэля, но невеста Бенедикта Фанни. Помимо этого, «Северный ветер» отличает германовская эстетика безобразия и проработка деталей, которую можно сравнить в особенности с последней из его картин «Трудно быть богом». Длинный железный указательный палец, маленькое колечко для сигареты, каретка для крысы, настоящий олень и ручной ворон, Кремль в вековых соснах, ретро-самолет и, конечно, атмосфера торжественного разложения и гниения — все это конституирует сказочный мир Литвиновой, который существует как бы в безвременье, или во всех эпохах сразу, иными словами, замер в нескончаемом 13-м часу на курантах главной башни Северных полей. Мистичность ее работ — в повторах, повторах, повторах (опять же наследство Муратовой и Бунюэля): Литвинова повторяет фразы, темы, жесты и целые линии диалога от фильма к фильму. Не менее шаманским здесь предстает саундтрек Земфиры, которая не первый раз уже работает с Литвиновой в тандеме. Двухминутная сцена проезда на машине в метели, где звучит песня «Злой человек», состоящая всего из четырех фраз, производит по-настоящему гипнотический эффект.  

Москва в фильме предстает в крайне необычном для себя амплуа. Она почти булгаковская, темная, даже трагичная из мифического времени. Еще более мрачной и безжалостной эта же Москва явилась ввиду недавних событий вне какого-либо режиссерского замысла. Однако хочется думать, что мир небинарен — кажется, именно этому учит страшная сказка Ренаты, у которой все же есть неотъемлемые элементы жанра: ожидание и исполнение чуда, преодоление смерти силой любви и зла добром. Даже если и то и другое — абсолютно относительно. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 19:46, 3 августа 2021
Сериалы недели: «Миллионер из Балашихи», «Не пытайтесь это повторить», «Чип и Дейл», «Мир кентавров», «Я и все остальные»
Музыка — 3 августа, 19:46
Новое в музыке за неделю: TVETH & LIL SMOOKY, Билли Айлиш, Skepta, SIlk Sonic и Lollapalooza
Новости, Новости — 3 августа, 19:40
Элтон Джон напишет музыку для мюзикла по фильму «Дьявол носит Prada»
Новости, Новости — 3 августа, 16:47
Фанаты карточной игры Yu-Gi-Oh! требуют признать ее олимпийским видом спорта
Новости, Новости — 3 августа, 15:13
Аня Покров стала ведущей шоу «Удиви меня!» на ютьюб-канале Bubblegun
Новости, Новости — 3 августа, 13:47
Актеры сериала «Друзья» выпустили мерч. Вырученные средства пойдут на благотворительность
Новости, Новости — 3 августа, 13:05
Бывший участник Daft Punk Тома Бангальтер напишет музыку для балета Национальной оперы Бордо
Новости, Новости — 3 августа, 10:19
У XO Team появился второй ютьюб-канал
Новости, Новости — 3 августа, 09:10
Трэвис Скотт займется созданием фильмов для киностудии А24
Новости, Новости — 30 июля, 17:11
GeekBrains запускает коллаборацию со Skillbox и VK Работа
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Кино — 2 августа, 21:40
Байопик под спагетти. Борис Барабанов об Италии Лучо Далла в новом фильме Пьетро Марчелло
Бизнес — 2 августа, 16:50
Увольнение из Tinder и харассмент: как основательница Bumble шла к успеху
Новости, Новости — 2 августа, 13:42
Дима Евтушенко пришел в шоу «Пушка» и рассказал о фокусах, заработке и ютьюбе
Новости, Новости — 2 августа, 13:00
Премьера mood-видео Джарахова и Markul на «Я в моменте». В нем снялись Усачев, Ивлеева, Галич и Пязок
Новости, Новости — 2 августа, 11:49
Дуа Липа снялась в посмертном клипе Pop Smoke на трек Demeanor
Новости, Новости — 2 августа, 09:10
У Арианы Гранде пройдут концерты в Fortnite
Кино — 2 августа, 00:44
Мамочка и вихрь. Рецензия на самый личный и (не)провокационный фильм Гаспара Ноэ
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Новый вишневый вкус
(1 сезон)
Новенький
(2 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Политик
(3 сезон)
Отряд самоубийц: Миссия навылет
Чужестранка
(6 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)