Интервью, Герои — 5 февраля, 17:09

Интервью с режиссером Владом Каптуром — тем, кто снял Сержу Танкяну клип с Сашей Бортич

Новое видео Сержа Танкяна Elasticity снято российской компанией Versus Pictures. Главную роль исполнила Саша Бортич, а режиссером выступил Влад Каптур. Он рассказал SRSLY о насилии как художественном приеме и о продуктивности творческого отчаяния.

Это первая твоя режиссерская работа такого серьезного масштаба?

И да, и нет. Я до этого снимал клип Tiger Lillies, но возможности куда-то его выложить не было, так как ютьюба еще не существовало. Это видео потерялось, хотя было таким же серьезным.

А при работе над фильмом «Хардкор» и клипами Biting Elbows ты традиционно отвечал за монтаж?

Я однокурсник Ильи Найшуллера по Институту телевидения и радиовещания. У нас в мастерской поощрялось, когда ты подключал к своей работе монтажера, сценариста и так далее — и так исторически сложилось, что мы друг у друга много работаем.

Как ты узнал, что вы снимаете новый клип Танкяна?

Илья с ним общается еще со времен «Хардкора», потому что, как я понимаю, мы хотели использовать их музыку на какой-то стадии. Они подружились и стали показывать свои работы друг другу. Осенью Серж дал послушать Илье новую песню и спросил, нет ли у него идей для клипа. Илья предложил продюсировать с его компанией Versus, снять видео в Москве и рассказал про меня. Сроки были сильно сжатые, но мы смогли быстро написать идею, которая понравилась нам и, главное, — которую понял Серж.

Мы часто сами ищем артистов и взаимодействия с ними, потому что хочется быть частью чего-то классного и интересного. И конечно, Серж и System of a Down всегда нам нравились, всегда хотелось для них что-то сделать. У Сержа есть потрясающая напевность — свойство всех крутых исполнителей. Все его коллеги по жанру исполняют чистый ню-метал, но лишь он таким удивительным образом реализовал свой вокальный диапазон. Эта напевность здорово идет внешне агрессивному жанру — лично для меня это фантастика.

Где снимали основное действие, а где — только Сержа?

В Москве мы искали помещения с идеально круглыми коридорами и, перебрав кучу, выбрали Бауманку. А Сержа сняли дистанционно, на хромакее, в его гараже, потому что в период ковида лететь в Новую Зеландию возможности не было.

Как ты для себя формулируешь идею клипа?

Это история про раздражение, про то, что делает нас злыми. Мы часто чего-то ждем в слепой вере, приносим в жертву свое время, но есть шанс одним махом избавиться от этой злобы, а не ждать, пока кто-то придет, пожалеет нас и что-то сделает. Поэтому при выборе локации мы ориентировались на социальную среду, которая всех нас раздражает — условный МФЦ образца 90-х годов. 

Что для тебя означает жанр музыкальных видео?

Я отношусь к клипам как к сериалу вокруг артиста, в хорошем смысле этого слова. Жизнь артиста — это целый сюжет, который развивается от альбома к альбому, от песни к песне, от клипа к клипу. За этим интересно наблюдать, если в высказываниях артиста есть развитие. Для меня каждое видео, которое снимает артист, — это эссе, личное высказывание, уложенное в краткую форму, потому что все быстро листают ленты, и увлечь большой формой довольно-таки сложно. 

Клип позволяет успеть высказаться, что-то проанализировать, но в то же время не потерять зрителя на длинной дистанции.


Но тем ни менее ваша длинная форма — фильм «Хардкор» — родилась, насколько я понимаю, из клипов Biting Elbows и переняла от них много жанровых характеристик.

Да, но, когда мы начали снимать фильм, пришлось переосмыслить абсолютно все приемы, потому что они перестали работать. То, что хорошо в клипе (динамика, скорость, плотность действия), в фильме очень быстро утомляло. Нужно было как-то иначе дирижировать происходящим — помню тот период, казалось, что мы все начинаем с нуля. А вот когда мы вернулись с теми же технологиями снимать False Alarm The Weeknd, то уже чувствовали себя как рыба в воде. Мы совместили то, что было найдено и в фильме, и в клипах, — получилось лучшее, что можно было вообще сделать.

Обилие насилия и крови помогают донести художественную идею? 

Есть такой писатель Питер Брук — он еще в прошлом веке выделил разные виды театрального искусства: сокровенный театр, театр жестокости и обычный театр. В театре жестокости насилие нужно для того, чтобы пережить этот опыт, чтобы себя с ним сопоставить. Дальше у всех происходит по-разному: кто-то, увидев насилие на экране, ужаснется и постарается защитить от него окружающих. Но я надеюсь, что большинство людей, получив этот опыт соприкосновения, будут с ним правильно взаимодействовать. И, конечно, есть процент тех, кого такое, увы, возбуждает. Как у алкоголиков: одни получают удовольствие от показа спиртных напитков, а другие относятся к этому равнодушно.

Прокурор Неаполя жаловался, что после показа каждой новой серии «Гоморры» возрастает активность уличных банд. 

На мой взгляд, это проблема баланса: если мы спекулируем насилием, не давая никакой альтернативы, то, конечно, это ужасно. Все-таки баланс необходим; мы должны существовать в картине мира, где есть выбор.

Есть проблема: насилие всегда выразительно, и там, где нужно обойтись без него, потребуется час объяснения взаимоотношений людей. Насилие же — это секунда, за которую удается выразить квинтэссенцию отношения человека к человеку. К сожалению, мы — заложники выразительности насилия.

А вы заранее просчитываете цензурные ограничения, которые повлекут те или иные ходы?  

Юристы отсматривают материал уже на стадии аниматиков. Мы всегда подкладываем раскадровку под будущую музыку и решаем, что сейчас можно, что было можно, а сейчас нельзя. Мы следим за этой борьбой.

Как вам работалось с Александрой Бортич?

Прекрасно. Саша очень отзывчивая, ей все интересно, она доверяет команде и очень круто подключается к процессу, стремится что-то добавить. С ней очень круто, комфортно и правильно, а это немаловажно.


Как Танкян отреагировал на отснятый материал?

Мы сразу получили от Сержа хороший отзыв, и всего лишь один вопрос и одну просьбу по монтажу. Был один эпизод, который слегка сбивал градус точности истории и направлял зрителя не совсем туда, куда мы хотели его привезти. 

Возможно, это означает, что ваше творение немножко сложнее и тоньше, чем большинство других, которые бьют в лоб.

Скорее всего, да. Когда сразу все получается, чувствуешь разочарование, что не состоялось какое-то приключение. Всегда классно что-то преодолевать. И тот вечер, когда ты понял, что ничего не получилось, — самый интересный: после него рождаются самые главные открытия.

Как говорят некоторые коучи в инстаграме: «Чтобы начать двигаться вверх, нужно сначала коснуться дна».

Оттолкнуться от него. И нам везет: мы, если честно, всегда с этим дном сталкиваемся, и это болезненно. Но через месяц ты понимаешь, насколько благодарен этому дну.


Для части российских режиссеров успех означает работу с Гудковым или Киркоровым. А для тебя они представляют интерес?

Представляют. Мы несколько раз работали с Гудковым, и это всегда было очень круто. Уверен, что будет еще круче, как только он почувствует свободу от стилистики Первого канала.

Короче, когда он начнет играть панк-рок.

Да, когда его вещи будут смелее. Мы с Гудковым и Дашей Чарушей делали «Пьяную любовь» Билана — одну из из моих, как ни странно, любимых работ: она про людей, чем-то напоминает «Горько!» И это достижение Саши. Когда я пришел в его команду, то ничего про ребят не знал и ожидал увидеть КВН — такой поверхностный разбор, два притопа, три прихлопа… Оказалось, это не так: за всем стоит сложная проработка, и ребята все делают по вдохновению и потому, что им интересно. 

Потом с ними делали «Ибицу» с Басковым и Киркоровым — очень, на мой взгляд, странную работу. Она внешне может быть привлекательной для зрителя, но я, если честно, не совсем ее понял.  

Но несмотря на неоднозначное восприятие «Ибицы» аудиторией, для Киркорова и Баскова это все-таки был прорыв. Они наконец-то перестали корчить из себя примадонн и стали драться, обмазанные говном, что тоже своеобразный театр жестокости.

Думаю, многие поняли: больше в шоу-бизнесе никто ничем не рискует. Сегодня ты можешь драться с Басковым у туалета, а завтра — продолжить в перьях выходить в ДК: ни те, ни те не отвернутся. Артист может быть кем он хочет. Все дозволено. 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Клипмейкер, Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Илья
Найшуллер
Актёр, Сценарист, Шоумен
Александр
Гудков
Актёр
Саша
Бортич
Актёр, Композитор, Певец, Продюсер
Филипп
Киркоров
Читайте также
Музыка — 00:31, 21 апреля 2021
Новое в музыке за неделю: Иван Дорн, тима ищет свет, Paul McCartney, Therr Maitz и Gayana
Новости, Новости — 21 апреля, 00:31
Новые iMac, iPad Pro, фиолетовый iPhone 12 и AirTag. Что показали на апрельской презентации Apple
Новости, Новости — 20 апреля, 23:26
Новой ведущей «Пушки» стала Лиза Василенко
Новости, Новости — 20 апреля, 21:21
Четвертый сезон «Очень странных дел» выйдет только в 2022 году
Новости, Новости — 20 апреля, 14:43
Пэрис Хилтон стала NFT-художницей. Ее первая картина была продана за 1,11 млн долларов
Новости, Новости — 20 апреля, 13:39
Джон Кэмерон Митчелл сыграет Джо Экзотика в новом сериале по мотивам «Короля тигров»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 апреля, 13:08
Оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса устроил живой концерт на борту самолета
Новости, Новости — 20 апреля, 11:45
Беспилотный вертолет Ingenuity совершил свой первый полет на Марсе
Новости, Новости — 20 апреля, 11:30
Vogue и Tatler представили первые номера под руководством новых главредов
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 20 апреля, 11:29
Аудиоспектакль «Бродский. Суд»: почему стенограмму суда над поэтом важно проговорить
Новости, Новости — 20 апреля, 11:16
Настя Ивлеева выпустит чипсы «Изи пизи» и энергетический напиток «Чича-бум»
Новости, Новости — 19 апреля, 22:50
Снуп Догг снимется в комедийном триллере про вампиров от Netflix
Музыка — 19 апреля, 21:52
О La Di Die, российских тиктокерах и значении песни «911». Интервью с певицей Нессой Барретт
Новости, Новости — 19 апреля, 20:46
Ксения Собчак провела круглый стол, посвященный сексуальному просвещению
Кино — 19 апреля, 19:08
«Зодиак» хип-хопа. Борис Барабанов о поисках правды в кадре и за кадром фильма «Город лжи»
Новости, Новости — 19 апреля, 16:24
«Матч ТВ» запускает спортивный тикток-хаус. Его участниками станут блогеры из Hype House, Full House и XO Team
Новости, Новости — 19 апреля, 12:16
У Dream Team House 10 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 19 апреля, 09:11
Хаски выпустил видеорецепт каши из топора. Ролик продается в формате NFT
Новости, Новости — 18 апреля, 13:17
У The Offspring вышел первый альбом за девять лет
Новости, Новости — 18 апреля, 10:47
Шоу «Подруги» закрывается
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 апреля, 09:14
Леша Янгер в новом шоу Bubblegun проверил, как хорошо его знает подписчик
Новости, Новости — 17 апреля, 17:13
Настя Ивлеева стала попечителем благотворительного проекта «Помощь» Никиты Кукушкина
Новости, Новости — 17 апреля, 13:28
Ученые посчитали общее количество живших на планете тираннозавров
Новости, Новости — 17 апреля, 10:44
NFT-картину российских художников продали за 6,6 млн рублей
Кино — 17 апреля, 10:01
В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского
Образ жизни — 16 апреля, 18:13
Лайфстайл-блогеры: кто они такие и почему на них подписываются
Новости, Новости — 16 апреля, 17:53
NASA впервые отправит космонавтов на МКС на многоразовых корабле и ракете
Образ жизни — 16 апреля, 17:39
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: «Дайте танк (!)», Джон и Йоко и исчезновение Келси Беррет
Новости, Новости — 16 апреля, 14:23
У Ивана Дорна вышел сингл «Кроме тебя»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)