Обзоры, Кино — 20 января, 20:03

Супергерои не сдаются. Краткая история Marvel Studios

После того как фильм «Мстители: Финал» стал самой кассовой картиной в истории, даже скептики были вынуждены признать, что студия Marvel безраздельно доминирует в индустрии кинокомиксов. Более того, для людей несведующих слова Marvel и «кинокомикс» уже стали почти синонимами. Но прежде чем взойти на Олимп, создатели Человека-паука и Железного человека несколько раз находились на грани банкротства.

I Зарождение Marvel. Капитан Америка идет на войну

Стартовой точкой в истории Marvel может служить октябрь 1939 года, когда в издательстве Timely Comics вышел первый выпуск журнала Marvel Comics, представивший публике некоторых супергероев, остающихся популярными и по сей день, таких как Человек-факел (который на тот момент еще не был частью Фантастической четверки) и Нэмор-подводник (местный аналог Аквамена). В 1940 году на страницах комиксов дебютировал Капитан Америка, который быстро стал одним из самых популярных супергероев и позволил конкурировать с оккупировавшим в то время весь рынок DC

Дело в том, что главный защитник правды, свободы и американского образа жизни — Супермен — на войну не пошел (иначе на страницах комиксов она закончилась бы в тот же день), так что выражением чаяний патриотично настроенных американцев стал Стив Роджерс — простой парень в звездно-полосатом костюме, который бил похожего на крысу Гитлера по мерзкой усатой роже.

После трагических событий в Перл-Харборе Стив в комиксах начал воевать преимущественно с японцами, а в 1944 году он получил собственный сериал, где вовсю громил шпионов. Впрочем, в этом деле у Капитана Америки был серьезный конкурент: еще в 1943 году вышел сериал, в котором ловлей шпионов занимался Бэтмен. После окончания Второй мировой войны интерес к приключениям Стива Роджерса начал падать, и в 50-е годы его линейка комиксов была закрыта. Timely Comics сменили название на Atlas Comics, избавились от ряда героев, которых считали малоперспективными, и решили сделать ставку на более широкий круг историй, включая ужастики, вестерны и детективы.


Стэн Ли как предтеча успеха Marvel

Стэнли Мартин Либер работал в Timely Comics с начала 40-х. Мечтавший стать писателем юноша сперва наполнял чернильницы художников, а в мае 1941 года сочинил свою первую историю про Капитана Америку, которую подписал псевдонимом Стэн Ли. Он верил, что однажды станет новым Драйзером или Фицджеральдом, а потому не хотел ставить под комиксами, считавшимися «низким жанром», настоящее имя. К концу 50-х Либер дослужился до должности редактора и окончательно разочаровался в своей работе. В то время особой популярностью пользовались комиксы DC про Лигу справедливости, и Стэну Ли было поручено придумать свой ответ лучшей супергеройской команде конкурента. Позднее Стэн вспоминал, как его жена Джоан убедила его написать комикс по-своему, наплевав на установленные каноны. «Худшее, что они могут сделать, — это уволить тебя. А ты и так собираешься уходить», — сказала она.

Стэн Ли создал Фантастическую четверку и тем самым переосмыслил жанр супергеройских комиксов.

Его герои были приземленными, неидеальными, они обладали рядом вполне человеческих недостатков и страдали от своих особых способностей. Более того, если Бэтмен ловил преступников в вымышленном Готэме, а Супермен жил в несуществующем Метрополисе, то персонажи Стэна Ли обитали во вполне реальном Нью-Йорке — городе, который он хорошо знал. Благодаря такому подходу читатели могли чувствовать связь с героями комиксов, их проблемы были понятны и близки каждому: Тони Старк боролся с тягой к спиртному, Брюс Баннер боялся своими приступами гнева навредить окружающим, а «дружелюбный сосед» Человек-паук и вовсе ходил в школу, где над ним издевался забияка Флэш Томсон. Легко было поверить, что эти персонажи живут буквально на соседней улице.

Отдельно стоит выделить Людей Икс, которые изменили принцип формирования супергеройской команды. Одной из ключевых особенностей мутантов было то, что их много: дарующий силы ген Икс мог проснуться в любом, так что к основному составу героев в трико постоянно можно добавлять новых членов (а параллельно устранять тех, кто не вызвал интереса у читателей). Постепенно истории про Людей Икс стали приобретать черты «мыльной оперы»: борьбе со злом уделялось меньше времени, чем взаимоотношениям внутри команды и скелетам в шкафах персонажей. Признайтесь, вы ведь тоже переживали за отношения Росомахи и Джин Грей больше, чем за свои?


Противостояние Marvel и DC

В начале 60-х, когда Marvel начали восхождение к славе, DC не восприняли их как серьезную угрозу во многом из-за подхода Стэна Ли к созданию персонажей и написанию историй, разительно отличавшегося от общепринятого. Кому интересен комикс, половину которого занимает описание переживаний супергероя-старшеклассника, влюбленного в рыжеволосую соседку? Кто будет читать про героя-нищеброда, с трудом собирающего деньги на оплату съемного жилья? Позднее, поняв свою ошибку, боссы DC попытались справиться с Marvel так, как они задавили многих конкурентов: завалив деньгами и судебными исками. Одной рукой DC попыталась выкупить Капитана Америку и Человека-факела (но издатель Мартин Гудман, которому принадлежали права на персонажей, отказался от сделки), другой — настрочило кучу жалоб на плагиат.

Фото: Getty Images

Обладающее значительными финансовыми ресурсами издательство DC могло позволить себе играть грубо — например, переманить художника Джека Кирби, который вместе со Стэном Ли создавал Халка, Железного человека, Человека-паука и других популярных персонажей. Более того, по указаниям сверху некоторые авторы DC пробовали писать истории «в стиле Стэна Ли». Стоит признать, что на первом этапе противостояния победа осталась за DC. Marvel смогли получить нишу на рынке и даже запустить некоторых своих персонажей, включая Халка и Доктора Стренджа, на телевидение, но самыми популярными героями продолжали оставаться Бэтмен, Супермен и Чудо-женщина.


Лихие девяностые. Marvel на грани банкротства

В декабре 1986 года компания New World Pictures приобрела Marvel Entertainment Group, которую затем выкупил Рональд Перельман. В мире акул бизнеса он был кем-то вроде стервятника: нападал на хиреющие предприятия, выкупал их по бросовой цене, затем продавал самые «вкусные» их части, а от остального избавлялся. Marvel был для этого дельца настоящим кладом: столько персонажей, на которых можно делать деньги! Рональд был человеком, понимавшим, что на продаже игрушек, тетрадок и ластиков с героями комиксов можно заработать больше, чем на самих комиксах. Перельман заваливал рынок супергеройскими товарами, но у студии не было по-настоящему мощных проектов, способных поддержать интерес к персонажам Marvel. Более того, смелые начинания отменялись одно за другим: не начались съемки фильма о Железном человеке с Томом Крузом, не вышел и кинокомикс про Тора с рестлером Трипл Эйчем.

Рональд Перельман/фото: Global Look Press

Поняв, что его курица перестала нести золотые яйца, Рональд Перельман начал распродавать главный актив студии: персонажей. Он предлагал Sony за 25 млн долларов выкупить всех героев Marvel, но услышал в ответ, что кроме Человека-паука у него интересных персонажей нет. Спайди сменил прописку за 10 млн долларов, а Перельман продолжил продавать права на использование прочих супергероев буквально за бесценок. Из-за его действий некоторые персонажи Marvel до сих пор не могут появиться на экранах (или страницах комиксов) вместе.


Заря новой эры. Кевин Файги и первые успехи фильмов Marvel

Стэн Ли с начала 80-х занимался продвижением персонажей Marvel в кино и на ТВ, но сталкивался с серьезным предубеждением. Супергеройские фильмы немыслимы без значительных затрат на спецэффекты, а продюсеры не хотели вкладывать большие деньги в проекты, которые вряд ли отобьются. Бизнесмены от мира кинематографа были уверены, что только фильмы про Бэтмена и Супермена собирают кассу. Переубедить их не смог даже успех «Блейда» с Уэсли Снайпсом. Перелом наступил в 2000 году, когда режиссер Брайан Сингер взялся снимать фильм «Люди Икс» с довольно скромным для фантастического боевика бюджетом в 75 млн долларов.

Продюсером картины выступала Лорен Шулер Доннер, которая не верила в успех предприятия. Сингер взял на главную роль в фильме про никому не известных супергероев не слишком популярного австралийского актера Хью Джекмана — кто пойдет на это смотреть? А вот ассистент Лорен, выпускник Университета Южной Калифорнии по имени Кевин Файги, верил, что они снимают хит. Доннер даже повысила его до продюсера картины, решив, что знания Кевина о комиксах могут быть полезны. Как мы сейчас знаем, Файги был прав: «Люди Икс» Сингера стали кинофраншизой, которая просуществовала почти 20 лет и сделала Хью Джекмана звездой мировой величины. 


Несколько лет спустя на экраны вышел «Человек-паук» Сэма Рэйми с Тоби Магуайром и также доказал, что в комиксах Marvel можно найти персонажей, способных при грамотном обращении с ними принести миллионные прибыли. Проблема была в том, что Marvel Studios получали из этих миллионов лишь отчисления в районе 5% от прибыли — ведь права на персонажей им не принадлежали и фильмы снимали другие компании.


Дэвид Мэйзел идет ва-банк: рождение киновселенной Marvel

Высшее руководство Marvel Entertainment находилось в сложном положении. С одной стороны, людям, привыкшим мыслить в категориях денег, было невыносимо видеть, как миллионы уплывают в чужие карманы. При этом они помнили, что киностудии, снявшие успешный фильм, вложили в его производство серьезные суммы и не были готовы сами пойти на такой риск, ведь помимо «Человека-паука» перед глазами стоял и пример «Сорвиголовы» с Беном Аффлеком. Изящный выход из ситуации нашел операционный директор Дэвид Мэйзел — большой фанат комиксов, который верил, что фильмами о супергероях должны заниматься люди, любящие их всем сердцем. Дэвид взял у инвестиционного банка Merrill Lynch займ на производство четырех фильмов на общую сумму 525 млн долларов. Условия были просты: если Marvel не вернет эти деньги за восемь лет, права на практически всех оставшихся у студии супергероев перейдут к банку.

Глава Marvel Entertainment Айзек Перлмуттер был очень доволен сделкой, ведь если затея с фильмами выгорит, студия будет купаться в золоте, а если нет — то всего лишь потеряет персонажей вроде Мстителей и Черной пантеры, которые все равно никому не будут нужны после такого провала. Оставалось определить, какие персонажи станут героями этих фильмов, ведь права на осечку у Мейзела и его команды не было, они должны были выдать серию из четырех успешных картин или навсегда лишиться возможности самостоятельно снимать супергеройское кино. 

Кевин Файги, выступавший в качестве продюсера, хотел начать с Железного человека, но его босс, глава креативного отдела Ави Арад, был против, поскольку не понимал, как можно продвигать героя, лицо которого скрыто под шлемом высокотехнологичной брони. В конечном итоге решение принял Перлмуттер, собравший фокус-группу из детей младшего школьного возраста, показал им презентации про Капитана Америку, Тора, Халка и Железного человека и спросил: игрушку с каким из этих героев они хотели бы получить. Дети пожелали играть с фигуркой Железного человека, ведь он может летать и делать «пиу-пиу» из рук. Жребий был брошен.

Кадр из фильма «Железный человек» (2008)

Кевин Файги, который был ходячей энциклопедией комиксов Marvel, старался контролировать все аспекты производства фильмов и требовал посвящать его в каждую деталь. Он до хриплоты спорил с Ави Арадом по поводу кандидатов на главную роль в «Железном человеке». Файги хотел позвать Роберта Дауни-младшего, но Арад опасался, что актер с сомнительной репутацией, имевший в прошлом проблемы с наркотиками, отпугнет от фильма, целевой аудиторией которого являются семьи с детьми, потенциальных зрителей. Кевин настаивал, что именно прошлое Дауни-младшего позволит ему придать образу страдающего от алкоголизма Тони Старка глубину и достоверность. Как мы знаем, и в этом вопросе Файги оказался прав. 


Кевин также настоял, чтобы в «Железном человеке» была сцена после титров, которая покажет зрителям, что эта картина является частью чего-то большего, фрагментом целой киновселенной. Теперь же сцены после титров стали неотъемлемой частью кинокомиксов.


Будущее киновселенной. Империя Кевина Файги

Успех каждого последующего фильма становился для Кевина Файги поводом взять в свои руки еще больше власти, пока эта лестница не привела его на пост главы Marvel Studios, превратив, пожалуй, в самого влиятельного на сегодняшний день человека в индустрии развлечений. Файги сделал для киновселенной Marvel то, что делают шоураннеры для сериалов: обеспечил единоначалие, гарантирующее связанность и непротиворечивость отдельных фрагментов истории и единую общую стилистику. В начале уходящего десятилетия Кевин слегка ослабил хватку, позволив киновселенной распространиться в сериалы «Агенты Щ.И.Т.» и «Агент Картер», а также в проекты Netflix, такие как «Джессика Джонс» и «Люк Кейдж». Но через несколько лет одумался и закрутил гайки, задушив начинания, над которыми у него нет прямого контроля.

Последние 10 лет можно смело называть новым золотым веком в истории Marvel. Прибыль течет рекой, голливудские звезды первой величины считают честью сниматься в кинокомиксах, а персонажи, права на которых были проданы в 90-е, постепенно возвращаются под крыло породившей их студии. Ави Арад сумел договориться, чтобы Человек-паук, права на которого по-прежнему принадлежат Sony, смог появиться в одной вселенной с Мстителями. Что более важно, корпорация Disney, которой в настоящее время принадлежит Marvel, поглотила студию 20th Century Fox, владевшую Людьми Икс, так что теперь Магнето имеет шансы встретиться со своей дочерью, Алой Ведьмой.

Тем временем полюбившиеся многим герои «Мстителей» уходят в сериалы, которые выйдут на платформе Disney+. Элизабет Олсен и Пол Беттани возвращаются к ролям Алой Ведьмы и Вижена в проекте «Ванда/Вижен», Том Хиддлстон сыграет заглавного героя в сериале «Локи», а Себастиан Стэн и Энтони Маки будут воевать со злодеями в «Соколе и Зимнем солдате». Однако не стоит думать, что картина «Мстители: Финал» станет финалом истории могучих защитников Земли. Им наверняка еще не раз придется собраться вместе, ведь в сцене после титров во вторых «Стражах Галактики», нам показали Адама Уорлока, с которым может справиться только целая толпа супергероев. Еще одним потенциальным противником для нового состава Мстителей является пожирающий миры Галактус — а он даже пострашнее Таноса будет. На драку с ним и Людей Икс позвать не стыдно.



Фото: Global Look Press
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 13:15, 26 февраля 2021
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)