Интервью — 25 ноября 2020, 17:07

Деньги, балет и фрагментированное сознание. Борис Барабанов поговорил с Woodkid

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Стали известны имена музыкантов, выдвинутых на премию Grammy 2021 года. Клип Woodkid Goliath представлен в номинации Best Music Video. А в октябре вышел в свет его второй студийный альбом S16, на котором есть все, за что публика любит Woodkid: завораживающий баритон, лиричные мелодии, характерная технологичная перкуссия и «ландшафтные» оркестровые аранжировки. Борис Барабанов расспросил Иоанна Лемуана (настоящее имя Woodkid) о том, как он провел семь лет, разделившие два альбома.

Иоанн, я впервые побывал на вашем концерте семь или восемь лет назад, когда вы играли на разогреве у Ланы Дель Рей. И уже тогда вы использовали на сцене инструменты, которые совсем не ассоциировались с рок- или поп-группой. Когда это началось? Как вы решили уйти от стандартного аккомпанемента?

Я никогда так не формулировал для себя: «Не хочу играть, как обычная группа!» Каждый раз, когда я пытался играть с барабанами, басом и гитарой, я чувствовал, что моя  музыка становится более обыденной, я чувствовал себя не в своей тарелке. С годами этот дискомфорт прошел - в моей жизни закончился период музыкальных авантюр. А связан он был с тем, что я не профессиональный музыкант. Я не учился в музыкальной школе и в начале моей карьеры искал способ найти в музыке выражение того, кто я есть на самом деле.

#INSERT_ARTICLE#

Как вы искали эти звуки, которые стали основой вашего саунда? Вы сэмплировали реальные шумы, использовали металлолом, как Einstürzende Neubauten? Или это всё компьютеры?

Как художник, я, конечно, прекрасно знаком с компьютерами, это большая часть моей творческой жизни. В своей музыке тоже люблю играть с иллюзиями и тоже экспериментировал с индустриальным звучанием. Но не хотелось, чтобы в саунде было слишком много технологичного. Меня не устраивало простое сэмплирование ударов по металлу. Я планировал, чтобы мой саунд был наполовину нефтехимическим, если угодно. Объясню: речь о том, чтобы наряду с большими структурами и массивными формами у меня был звук, который работает на микроуровне... Сейчас с вами говорю и понимаю, что мне сложно описывать словами музыкальный продакшн, просто не хватает терминологии.

Мы с моими коллегами никогда не знали, какой Франкенштейн получится в результате наших экспериментов в студии.
#INSERT_ARTICLE#

Если говорить о первом альбоме — The Golden Age (2013), то мы шли наощупь, выхватывая звуки и эмоции то здесь, то там. Тогда это гармонировало с идеей альбома — с темой потерь, неопределенности, выживания и боли. Больше я такой подход к записи не практиковал и не собираюсь.

В тот же период, когда вы как музыкант искали свой звук, то сделали целый ряд открытий как видеохудожник. Достаточно вспомнить клипы на ваши песни Iron и Run Boy Run и клипы Ланы Дель Рей Born To Die и Blue Jeans. Как в вас уживались эти две ипостаси?

Я был перегружен. И впоследствии понял, что это просто опасно — делать все эти вещи сразу. Я прилагал все усилия, чтобы контролировать, что делает моя правая рука и что левая. Но в тот период меня очень ограничивало время. Было бы его больше, я бы и делал больше. Возможно, эта неистовая перегруженность мыслями слышна в альбоме The Golden Age. Та проблема, о которой вы говорите, в итоге привела к тому, что я построил свою студию так, чтобы делать все одновременно. В одной большой комнате мы создаем видео — там есть все, чтобы работать с 3D и CGI, в другой — я пишу музыку. И в течение дня сотни раз проделываю путь из одной комнаты в другую. Не знаю, может быть, мое фрагментированное сознание — это какой-то неизученный синдром, которым должны заниматься специалисты.

#INSERT_ARTICLE#

Гуру маркетинга учат нас, что в творческой сфере сегодня необходимо беспрерывно кормить аудиторию контентом. А у вас пауза между лонгплеями составила семь лет.

Прежде всего этот период начался с большой депрессии. С ней ничего невозможно было сделать, только переждать. Я был бы счастлив жить в том ритме, о котором вы говорите. И в то же время был бы рад жить в мире без такого формального подхода. Где можно было бы взять паузу, а потом начать с того места, где ты остановился, и тебя за это время никто бы не забыл. Постоянно думаю о том, что чего-то недодаю, что мне нужно чаще показывать людям новые вещи. Но часто спрашиваю себя: «Точно ли все, что я делаю, должно заканчиваться релизом на стриминг-сервисах?» Например, на джазовом фестивале в Монтрё в 2016 году я исполнил вместе с Son Lux песню Central Park, написанную на стихи американского поэта Фредерика Сайдела. Мы ее до сих пор не выпустили, и больше я ее не пел. Может быть, что-то стоит сделать всего раз в жизни и потом отпустить во вселенную? В этом смысл живых шоу: происходит нечто незапланированное, и никаким способом ты это не вернешь. Чем больше мы думаем о том, как впихнуть музыку в рамки видео на ютьюбе, тем больше она теряет свою природную непосредственность. 

Возможно, в эти семь лет я потерял какое-то время и не заработал сколько-то там денег. Но я благодарен за это судьбе. Иногда полезно тратить время без толка. Новый альбом S16 такой, какой он есть, потому что у меня было все это время. 

И все же ваше молчание не было абсолютным. Например, вы записали EP с Нильсом Фрамом. Чья это была инициатива?

Инициатива принадлежала моему другу — художнику по имени JR. Вместе с ним мы делали спектакль для труппы New York City Ballet и несколько видео. К нам попал проект с участием Роберта Де Ниро — «Эллис», фильм о судьбе иммигранта, приехавшего в США в 1920-е. Через его судьбу автор сценария Эрик Рот показывает судьбу беженцев уже наших дней. 

#INSERT_ARTICLE#

Я написал какую-то часть саундтрека, но чувствовал, что в этом фильме нужен теплый, успокаивающий звук фортепиано — звук, который выдернул бы меня из моего вечного витания в облаках. Я не пианист. Нужен был кто-то, кто вернет меня на землю. Позвонил Нильсу, с которым был знаком раньше, послал ему какие-то наброски и попросил сделать их более простыми. Он как бы усмирил пыл моих композиций. И поверх этого воцарился голос Роберта Де Ниро.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: предоставлено Universal Music
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Клипмейкер, Композитор, Музыкант
Woodkid
Читайте также
Интервью — 13:28, 18 октября 2025
«Люди называют нас личными психологами». Интервью с группой «Лолита Косс»
Новости, Новости — 18 октября, 13:28
«Бонд с кнопкой» представили альбом «Дом»
Новости, Новости — 17 октября, 19:30
Фестиваль документального кино Beat Weekend объявил даты проведения
Новости, Новости — 17 октября, 17:30
Фильмы Михаэля Ханеке вернутся на большие экраны
Новости, Новости — 17 октября, 16:10
«Риса за Творчество» и «Яндекс Музыка» объявили о сотрудничестве
Новости, Новости — 17 октября, 15:30
«Как мне тебя найти в этом городе?». Mirèle выпустила новый сингл
Новости, Новости — 17 октября, 13:25
Новый фильм по вселенной «Бегущего в лабиринте» находится в разработке
Новости, Новости — 16 октября, 18:01
Мультсериал «Splinter Cell: Караул смерти» продлили на второй сезон
Новости, Новости — 16 октября, 17:05
«Союзмультфильм» выпустил конструкторы по «Простоквашино»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 16 октября, 14:35
Леонардо ДиКаприо станет продюсером байопика об актере Беле Лугоши
Новости, Новости — 16 октября, 12:25
Kedr Livanskiy записала аудиосказку для «Гаража»
Новости, Новости — 15 октября, 17:30
LEGO сделали набор по фильму «Назад в будущее»
Новости, Новости — 15 октября, 16:50
Фауст представил документальный сериал «Реальные истории преступлений»
Новости, Новости — 15 октября, 15:57
Мария Грация Кьюри стала креативным директором Fendi
Новости, Новости — 15 октября, 12:35
Аниме «Стометровка» покажут в России
Новости, Новости — 14 октября, 19:25
КМ20 и Ad Marginem выпустят книгу «Мода 2.0. История индустрии с 2008 года»
Новости, Новости — 14 октября, 18:10
«Смотрите, как подросли»: вышел трейлер продолжения сериала «Пингвины моей мамы»
Новости, Новости — 14 октября, 17:30
По мотивам мультсериала «Аватар» выйдет игра
Новости, Новости — 14 октября, 16:32
Южнокорейский триллер «Старуха с ножом» выходит в прокат
Новости, Новости — 14 октября, 15:10
Смотрим дебютный трейлер второго сезона «Времени приключений: Фионна и Кейк»
Кино — 14 октября, 15:05
Эй, маяк! Дневник третий: несносный Годар, трэшовая «История игрушек» и молчаливый Хабенский
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 октября, 14:25
Кайли Дженнер представила новую коллекцию косметики
Новости, Новости — 14 октября, 11:58
Жанры, миксы и концерты: «VK Музыка» получила обновление
Новости, Новости — 13 октября, 17:00
Дима Масленников, DKB и импровизаторы: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил программу
Новости, Новости — 13 октября, 16:25
Каналы MTV прекратят вещание в Европе
Новости, Новости — 13 октября, 14:30
Леди Гага снимется в картине «Дьявол носит Prada 2»
Кино — 13 октября, 12:08
«Людям не хватает романтики». 11 вопросов актеру Юрию Насонову
Новости, Новости — 13 октября, 10:00
Нобелевский комитет назвал лауреатов премиии по литературе и премии мира
Музыка — 12 октября, 13:46
Masha Hima выпустила альбом «Плутон». Обсуждаем релиз в 14 строчках
Новости, Новости — 11 октября, 17:45
«Лютик» выпустила мини-альбом «Свет»
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы