Интервью, Герои — 19 ноября, 19:58

«Я неправильный артист». Интервью с певицей Надей Грицкевич

Клип на акустическую версию песни «Осколки» группы «Наадя» стал главным событием осени для любителей инди-музыки. Надя Грицкевич рассказала о причудливых обстоятельствах его появления и о своей творческой жизни в условиях пандемии и материнства.

Как появился клип «Осколки»?

С режиссером клипа мы еще, мне кажется, года четыре назад начали общаться на эту тему. Вроде бы что-то обсуждали, но ни о чем конкретном не договаривались. Потом вдруг оказалось, что Ольга (Николаева, режиссер и автор идеи клипа. — Прим. SRSLY) уже провела огромную работу: нашла съемочную группу, бюджет, спонсоров, со всеми договорилась, в том числе и с Варей Шмыковой. Всё это полностью было сделано по инициативе Ольги и ее огромными усилиями. Она мне прислала уже готовое видео, и мы стали готовить его к выпуску. Я, конечно, немного офигела от того, какая колоссальная работа была проделана, потому что сама после рождения ребенка нахожусь немного в другом мире.

Это идеальный клипмейкер.

Абсолютно. Я всегда мечтала, чтобы ко мне приходили люди и говорили: «Надь, мы сняли для тебя офигенное видео». И представляете, это случилось! Мне очень близка и героиня Варвары, и сама Варвара — своей радикальной открытостью, а не той притворной, которую сейчас пропагандируют в инстаграме. Знаете, есть такие люди, которые в это немного играют ради рекламных контрактов. Варвара же, я чувствую, в это не играет, она такая на самом деле. Самое интересное: при том, что лично я ее не видела, мне кажется, что мы подружки, знакомые миллион лет. Это, наверное, и плюс, и минус радикальной открытости: плюс в том, что ты очень сильно располагаешь людей к себе, а минус в том, что они считают, что вы друзья.

В последнее время вы делаете много акустических версий песен. Это некий новый этап или просто параллельный процесс?

Электроника всегда остается моим главным инструментом, просто захотелось услышать эти песни в новом звучании, переосмыслить их. Считаю, что акустические версии — это хороший способ узнать, какие треки работают, а какие не очень. Может быть, убираешь аранжировку, и ничего не остается — бывали и такие неприятные открытия в процессе создания акустической программы. Но это не повод расстраиваться, а повод более пристально всмотреться, что является песней, а что — нет.

Вы считаете, что если трек лишить оркестровки и он не будет звучать, то это не очень хорошая песня?

Честно говоря, да. Я старомодна и считаю, что песня — это то, что можно петь. Если ты не можешь напеть, то это, наверное, не песня. Понимаю, о чем вы говорите: сейчас есть тенденция к максимальному мелодическому и аранжировочному упрощению.

Я скорее о тех музыкальных формах, где голос вторичен по отношению к инструментальной части. Например, блэк-метал трудно напеть, потому что надо визжать или рычать, при этом достаточно серьезная должна быть гитарная мысль.

Ну с гитарной мыслью вообще очень сложно спорить.


Как у вас строится творческий процесс, когда вы кормящая мать?

В плане кормления музыка никак не влияет: можно кормить грудью и заниматься музыкой. Поясню: среди кормящих матерей популярна шутка, что диета должна быть разнообразной, но при этом тебе нельзя ничего. Материнство — это игра, в которой нельзя выиграть. Что касается музыки, то у меня было на нее очень мало времени, как и вообще на какую-либо жизнь. Сейчас дочери почти семь месяцев, и я потихоньку начинаю для себя выкраивать часы. У меня начнется кураторский год в Moscow Music School, где будут мои второкурсники и первокурсники, мы потихоньку доделываем песни с моим коллегой Ваней Калашниковым, но из-за ребенка и пандемии это все происходит в формате перекидывания файлами в телеграме. Пока что больше этого ничего невозможно: мы не можем поехать в студию или встретиться с музыкантами. Раз в три-четыре дня Ваня мне пишет: «Ну че?», потом я ему пишу: «Ну че?»

Если вы обмениваетесь файлами — значит, что-то у вас рождается.

Конечно. Периодически, когда муж идет гулять с дочкой, я сажусь за компьютер, открываю проекты и просто улетаю, не замечаю, как проходит это время. Мне, конечно, работы очень не хватает.

Когда полноценный релиз?

Посмотрим, какая будет ситуация с пандемией. Мне хочется выпустить сингл в декабре, а уже в апреле альбом, когда будет понятно, что можно сделать концерт. Не вижу смысла выпускать альбом просто в интернет.


Звучит логично. А чего вам больше всего не хватает как музыканту из того, к чему вы привыкли? Репетиций? Гримерок? Поездов?

(Саркастично.) Да, вот поездов ужасно не хватает. Особенно плацкартных вагонов. Нет, на самом деле, в плацкарте мы не ездили уже очень давно. Мне всего достаточно, не хватает только процесса работы над музыкой, который происходит за закрытыми дверями. А без выступлений и концертов я в целом могу прожить.

Многие сейчас сублимируют свою страсть к концертам в виде онлайн-выступлений.

Да, но я неправильный артист, потому что не стремлюсь постоянно находиться на виду. Онлайн-выступлений мне тоже не хочется, я в инстаграм-то публикую что-то раз в месяц.

Спустя рукава?

Ну да. Фоточка появилась — написала. А если каждый день что-то постить — это, конечно, отдельная работа.

Песня «Осколки» у меня вызвала прямые ассоциации с Тори Эймос. Так и должно быть или это происходит от моей неискушенности?

Почему неискушенности? Наоборот, я бы сказала от вашей искушенности. Ассоциация очень приятная, и я рада, что она у вас возникла. Но если уж выбирать из этих симпатичных женщин, то мне ближе Кейт Буш, чем Тори Эймос.

Здесь, видимо, сыграло роль пианино.

Ха-ха! Да, сыграло. Сравнение конечно блестящее, что уж тут.


Может быть, у вас появились музыкальные открытия, которыми хотелось бы поделиться с широкой публикой?

Мои музыкальные открытия сейчас лежат исключительно в области песен для детей, как вы можете догадываться. Мне очень сильно понравилась песня о волшебном цветке из мультфильма «Шелковая кисточка» — ее исполняет Клара Румянова. Это очень красивая в плане аранжировки и вокальной мелодии песня про аленький цветочек. Там есть такой куплет:

Вспоминая о радостном чуде,

Вдаль шагая по звонкой росе,

Тот цветок ищут многие люди,

Но, конечно, находят не все.

Вряд ли дети понимали эту метафору — цветок-мечта, который суждено найти не всем. Но уверена, что у взрослых, которые смотрели этот мультфильм с детьми, скорее всего, сразу начиналась депрессия. Еще интересен, конечно, и необычен уже этот неголливудский и неамериканский подход к подобным рассуждениям. Ведь считается, что ты можешь быть кем угодно, чем угодно, главное — стремиться и добиваться своей мечты, и все у тебя будет! А тут что-то совершенно другое: ищи, шагай по звонкой росе, но честно скажу тебе, малыш, шансов у тебя мало. Эта откровенность в детстве, помню, меня поражала. Кажется, в советских мультфильмах вообще не было хэппи-эндов. Поэтому мы все такие грустные! Видели мультфильм «Жил-был пес»? А «Ежик в тумане»? А «Дом для Кузьки»? А ведь мы на них выросли.  


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 12:27, 5 декабря 2020
Новый альбом группы «Мумий Тролль» — «После зла». Кушнир, Бекмамбетов, Кауперс и другие о феномене и актуальности группы
Герои — 5 декабря, 12:27
О пандемии, «Эпидемии», «Физруке» и Федуке. Интервью со сценаристами Романом Кантором и Константином Майером
Новости, Новости — 4 декабря, 23:00
Снуп Догг запостил видео под трек Fendi Рахима Абрамова
Образ жизни — 4 декабря, 21:02
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: головоломки, киборги и Ameer Vann
Новости, Новости — 4 декабря, 19:34
Тиктокеры, подвиньтесь: Николай Соболев выпустил дебютный альбом Pulsar
Новости, Новости — 4 декабря, 16:53
Найден самый хитрый музыкант. Он называет треки в честь популярных голосовых запросов
Популярная темаПопулярно
Образ жизни — 4 декабря, 16:49
Простить нельзя закрыть. Борис Барабанов о возмутительно счастливых людях на концертах в Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 4 декабря, 14:34
Олег Романенко устроил мастер-класс по тикток-трендам в новом выпуске «Пацанок»
Новости, Новости — 4 декабря, 13:51
Зендая стала новым лицом Valentino
Новости — 30 ноября, 22:25
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием
Бизнес — 30 ноября, 17:26
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 4 декабря, 13:23
У Вашей Маруси клип на песню «Мыльный пузырек». Это уже второй релиз за два дня
Новости, Новости — 4 декабря, 09:22
Ну наконец-то. У Дины Саевой вышел дебютный трек «Я ищу тебя»
Новости, Новости — 4 декабря, 00:46
Пустота и две Сабрины в трейлере финального сезона «Леденящих душу приключений Сабрины»
Кино — 3 декабря, 21:34
«Человеческий голос»: тот же самый, но другой Альмодовар
Новости, Новости — 3 декабря, 20:24
У Xiaomi коллаборация с Outlaw: к футуристическому смартфону можно прикупить худи и не только
Герои — 3 декабря, 17:40
О съемках в клипе Билана, комплексах и принятии себя. Интервью с «пацанкой» Катей Ванышевой
Новости, Новости — 3 декабря, 16:11
Дебютный клип Вашей Маруси: танцы, песни и участники Dream Team House
Новости, Новости — 3 декабря, 12:53
Актеры из «Властелина колец» начали сбор средств. Они хотят купить дом Толкина и открыть в нем литературный центр
Новости, Новости — 3 декабря, 12:00
Дерзкий нео-поп и блестки в свете луны: премьера клипа Vika Pestrova — «Звездопад»
Новости, Новости — 3 декабря, 11:12
Больше тиктока. Платформа тестирует трехминутные видео
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 2 декабря, 19:51
Сердечный алгоритм. Борис Барабанов поговорил с Тосей Чайкиной
Новости, Новости — 2 декабря, 18:54
Последний выпуск шоу Насти Ивлеевой «З.Б.С.»: Клава Кока, много алкоголя и розыгрыш 380 тысяч рублей
Новости, Новости — 2 декабря, 16:53
Первый человек будет на Марсе в 2026-м, а если повезет — еще раньше. Так сказал Илон Маск
Новости, Новости — 2 декабря, 13:16
Создатель «Черного зеркала» снимет фильм про 2020 год
Музыка — 2 декабря, 12:06
Grammy 2021: у рока женское лицо
Новости, Новости — 2 декабря, 12:05
Feduk и Cream Soda пять минут дурачатся на камеру. Все это в короткометражке по «ЙАЙ»
Новости, Новости — 2 декабря, 09:24
У Дани Милохина очередной трек. Это обращение к 2021 году
Новости, Новости — 1 декабря, 18:46
Еще больше интервьюеров на ютьюбе: шоу «Тет-а-тет», где блогеры отвечают на вопросы обо всем
Герои — 1 декабря, 17:08
По колено в мемах. Интервью с Максом +100500
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)