Интервью, Кино — 10 ноября, 19:35

Рифмы из мясной лавки. Борис Барабанов поговорил с режиссером Бассамом Тариком

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
На российские экраны вышел фильм Бассама Тарика «Откуда ты родом», в котором рэпер пакистанского происхождения Зед, находясь в шаге от всемирной славы, сталкивается с тяжелой болезнью и вынужден бороться не за внимание фанатов, а за саму жизнь, параллельно выясняя отношения со своей семьей и любимой девушкой. Бассам Тарик придумывал сценарий вместе с исполнителем главной роли Ризом Ахмедом («Четыре льва», «Стрингер», «Джейсон Борн», «Изгой-один. Звездные войны: Истории», «Веном», «Однажды ночью»). Борис Барабанов позвонил Тарику, чтобы узнать, почему рэп стал универсальным языком не только в музыке, но и в кино.

В начале нашего разговора я хочу рассказать вам небольшую историю. Примерно месяц назад я написал сценарий короткометражки, главный герой которой — вышедший в тираж рэпер, наполовину еврей. В поисках источников вдохновения он начинает тесно общаться с еврейской общиной, хотя сам человек не религиозный. Проходит неделя, и друзья приглашают меня на просмотр вашего фильма — о рэпере пакистанского происхождения, который возвращается в родительский дом. Я звоню своему продюсеру и говорю: «Все уже сняли до нас!» А он: «Успокойся, мы просто движемся в правильном направлении». Бассам, как вы считаете, рэп — это действительно такой универсальный язык сегодня? И тема столкновения рэпа и идентичности человека — она настолько носится в воздухе? 

Давайте все же начнем с того, что это форма искусства, присущая прежде всего темнокожим. Она пришла из конкретного места — из Южного Бронкса, и мы точно знаем обстоятельства, в которых она родилась. В наше время очень важно не дать черным корням хип-хопа и джаза потерять свою протестную значимость. Когда мы смотрим «Ла-Ла-Ленд» с Райаном Гослингом, то забываем, что музыка, звучащая в фильме, имеет очень четкую родословную и социальный смысл. Но в наше время хип-хоп, похоже, действительно становится глобальным языком протеста. Порог вхождения в эту музыку очень низкий. Для того, чтобы создавать песни в этом жанре, не обязательно быть певцом или владеть гитарой. Тебе нужны только ручка и лист бумаги. Вот почему хип-хоп стал так популярен во всем мире. Вот почему люди выбирают этот язык для создания гимнов сопротивления. Вот почему им пользуются люди, которые чувствуют себя изгоями в обществе.          

Бассам, а в Пакистане рэп — это мейнстрим или андеграунд

Как и везде в мире, в Пакистане есть очень популярные группы, чья история началась на улицах. И, кстати, в стране имеется определенный процент темнокожего населения, которое также повлияло на формирование местной хип-хоп-сцены. Как и в любом другом месте, хороший рэп в Пакистане — это в первую очередь хорошая поэзия. Но в исламских странах поэзия как художественная форма имеет особое значение. Для мусульман она — вторая натура. Мы воздвигаем памятники поэтам. Не военачальникам, а поэтам. Риз Ахмед — потомок поэта и ученого Шаха Сулеймана. Вообще, не стоит забывать, что существенное число популярных рэперов сегодня — это темнокожие мусульмане.  

Вы узнали Риза Ахмеда сначала как рэпера, а потом как актера? Или наоборот? 

Сначала я увидел его актерскую работу в комедии «Четыре льва» (2010), где он играет исламского экстремиста. После этого стал гуглить и обнаружил его рэповые записи. Я даже нашел его самую первую песню The Post 9/11 Blues, еще 2006 года. Так что к моменту, когда появилась идея фильма «Откуда ты родом», я отлично знал его как музыканта.

Оригинальное название фильма — Moghul Mowgli, и это производная от названия песни Риза Ахмеда, так? 

Полное название трека — Half Moghul Half Mowgli («Наполовину Могул, наполовину Маугли»). Я думаю, это одна из самых сильных песен Риза. В ней действительно затрагивается тема корней, тема места, которое ты можешь назвать своим. Образ Маугли в ней — это образ колониального мира, порожденного фантазией Редьярда Киплинга. Образ Могула — наследие Британской империи. 

Насколько я знаю, когда родился замысел фильма, вы работали в халяльной мясной лавке. Сложно ли продавцу мяса найти деньги на фильм? 

меется.) Я профессиональный кинематографист. До Moghul Mowgli у меня был фильм «Птичьи прогулки», который видел Риз Ахмед. Но да, у меня есть магазин. И наша первая встреча с Ризом случилась как раз у его дверей. Что сказать, когда ты представитель национального меньшинства в такой стране, как Америка, нужно иметь какую-то подушку безопасности

Риз пришел к вам купить мяса? 

меется.) Нет-нет. У нас был общий знакомый — второй режиссер «Птичьих прогулок». Риз хотел обсудить этот фильм. И единственным местом, где я мог его принять, оказалась моя халяльная лавка. 

Хорошо, у вас был один документальный фильм. Но Риз Ахмед — большая звезда, парень, который играл в «Звездных войнах». Наверное, непросто было его заполучить? 

Нет, Moghul Mowgli изначально являлся нашим общим проектом. Мы сочиняли эту историю вместе, и он не был приглашенной звездой. У нас было сильное желание вместе довести этот проект до конца. 

Фото: Ryan Lash

Что для Риза было сложнее — сцены выступлений перед публикой или очень физиологичные эпизоды в госпитале? 

Конечно, сцены, связанные с болезнью, потребовали от него максимальной самоотдачи. Риз репетировал каждое движение, стараясь достоверно передать угасание героя. Но и в концертных эпизодах он был максимально честен.    

История семьи Зеда чем-то похожа на историю семьи Риза? 

Я бы сказал, что семья Зеда — это и его, и моя семья. Семья Риза когда-то была вынуждена переехать из Индии в Пакистан, и нечто похожее произошло с моими предками по материнской линии. 

В вашем фильме есть сюрреалистичные сцены пакистанской вечеринки, которые, как мне кажется, очень сложно понять за пределами диаспоры, в том числе это будет непросто для русских зрителей.   

А я до сих пор не могу осознать тот факт, что мой фильм в принципе идет в России. Но знаете, я думаю, что когда в кино показывают нечто, относящееся к национальным традициям или ритуалам, это не должно быть понятно зрителю на все 100%. Один из моих любимых режиссеров — Андрей Тарковский. Не думаю, что правильно понимаю все сцены его фильмов до единой. Но я чувствую связь с его кинематографом. И эта связь выше интеллекта.  

Не могу не коснуться в нашем разговоре тем, связанных с крайними проявлениями исламского радикализма, которые мы наблюдаем в мире прямо сейчас. Исламская повестка так или иначе касается всех. Как считаете, может ли кино или искусство в целом как-то изменить ситуацию? 

Я бы хотел, чтобы вы перевели мой ответ максимально точно. Вы сказали «исламская повестка». Понимаете, ислам — это люди. В мире живут 1,6 миллиарда мусульман. Это вторая религия на планете по числу приверженцев. В данной среде существует огромное разнообразие мнений, точек зрения и образов жизни. 99% мусульман — миролюбивые и глубоко духовные люди, склонные к поэтическому взгляду на мир. Нет никакой «повестки», потому что нет единого «тела» ислама. Чудо этого сообщества состоит в том, что в него входит множество сообществ. Это очень пестрая палитра. В вопросе, который вы задали, я слышу такой смысл: как нам изменить ислам? Но давайте подойдем к теме с другой стороны. Европейские правительства в свое время превратили в колонии страны, где люди исповедовали ислам. Европейские правительства поссорили нас, они спровоцировали войны и разделили нас. Происходящее в Европе, — запоздалая реакция. Я разделяю далеко не любую реакцию. То, что случилось в Австрии (разговор происходил на следующий день после теракта в Вене. — Прим. SRSLY) — ужасно. Никто не должен быть насильственно лишен жизни ни по какой причине. Но я не знаю убийц лично. И они — не я. То, с чем столкнулся мир, — это огромное количество людей в Европе, которые не видят должного уважения к себе, людей, которых остальные не считают равными себе. Так происходит во всем западном мире. Достоинство мусульман попрано. И они реагируют по-разному. В том числе и абсолютно неприемлемым образом. Но неприемлема и ситуация, когда власть использует эти ужасные эпизоды для того, чтобы создать фальшивый образ ислама. Понимаете, я бы хотел, чтобы люди более аккуратно использовали термин «терроризм». Этот термин — хороший инструмент для того, чтобы оказывать давление на целые человеческие популяции. 

На протяжении всего фильма несколько раз в текстах главного героя встречается строчка Toba Tek Singh, она звучит как заклинание или мантра. Что она значит на самом деле? 

Самый простой ответ: герой сам себя так называет. Так что это имя. Но у каждого имени есть значение. И здесь я хочу спросить вас, Борис, а что оно значит для вас? 

Судя по финалу фильма, это звено, которое объединяет Зеда с его отцом, и это символ семьи как главной ценности.

Прекрасное толкование, оно меня полностью устраивает. В Toba Tek Singh действительно есть магическая сила, которая прежде всего заставляет нас думать таким образом. Если вы поняли фразу так, то это повлияет на вашу жизнь. Я в это верю. 



Пять новых выпущенных мигрантами альбомов, к которым стоит прислушаться

Fardi — «Черный сад» (часть 1 и 2)
24-летний этнический азербайджанец Фарди Самедов вырос на берегу Байкала, а в 2016 году переехал в Москву. В альбомах Fardi, посвященных будням мигрантов, страх забирается под кожу. Это вам не постановочный эпатаж, здесь все по-настоящему. 


Sevdaliza — Shabrang  

Севдализа (Севда Ализаде) родилась в Тегеране, переехала в Амстердам, играла в баскетбольной сборной, получила степень магистра по бизнес-коммуникациям, выучила пять языков, запустила свой лейбл и отучилась в престижной Red Bull Music Academy. Благодаря текстам на фарси и вибрато певицы, которое иногда подменяет автотюн, альбом Shabrang воспринимается как «экзотический», но музыка Севды понятна в любой точке мира. 


Riz Ahmed — The Long Goodbye

Последний альбом лондонского пакистанца Риза Ахмеда фактически представляет собой звуковую дорожку к ленте «Откуда ты родом». Однако и без фильма звучит захватывающе и по-хорошему  агрессивно. Среди прочего альбом содержит и магический номер Toba Tek Singh. 

Rich Brian — 1999

Индонезийский рэпер Рич Брайан (Брайан Имануэль) выучил английский язык в ходе бесконечных просмотров роликов на ютьюбе, а в 2014 году, в возрасте 15 лет, сочинил свой первый трек, использовав бит MF Doom. Сегодня среди его коллабораторов Дипло, Янг Таг, Скриллекс и Zhu. Новый EP Рича, полный комфортного, но слегка надломленного поп-материала, был записан на карантине в Лос-Анджелесе.   



Ghali — DNA

Гали Амдуни — миланский трэп-артист, выросший в семье тунисских иммигрантов. В детстве он спал на полу в палатке, пока его мать готовила еду на общей плите в лагере беженцев. А в 2017 году дебютный альбом Гали перегнал по прослушиваниям в итальянском Spotify альбом Эда Ширана. DNA — несколько запоздавшее продолжение удачного дебюта.  




Фото: Ryan Lash
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 23:45, 29 ноября 2020
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Майли Сайрус, Джон Малэйни и Россия-матушка
Бизнес — 29 ноября, 23:45
2020 год и рекламные интеграции у блогеров. Что изменилось?
Новости, Новости — 29 ноября, 21:58
У Dream Team House теперь есть еще один ютьюб-канал. Там будут выходить шоу и челленджи
Кино — 29 ноября, 20:18
Сериалы недели: «Доктор Преображенский», «Бортпроводница», «Родком», «Спасенные звонком», «Что случилось в Рождество?», «Черный нарцисс»
Новости, Новости — 29 ноября, 18:24
В 89% случаев люди берут телефон в руки без повода. Это доказали ученые
Новости, Новости — 29 ноября, 18:00
По аудиозаписи со Стэном Ли сняли мультфильм
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 29 ноября, 13:09
У ManuKian Twins дебютный трек BBy Go
Кино — 28 ноября, 23:39
Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»
Кино — 28 ноября, 18:55
Кино недели: «Страна грез», «Фассбиндер»
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 28 ноября, 17:23
Послушайте рождественский альбом Sabrina Claudio — Christmas Blues
Новости, Новости — 28 ноября, 14:45
Появилось приложение Neatsy. Оно автоматически определяет размер обуви
Новости, Новости — 28 ноября, 12:49
У Balenciaga новый дроп. Без кошек и собак не обошлось
Новости, Новости — 28 ноября, 11:07
Джаз, поп и французский шансон в одном флаконе: премьера альбома Yet Another Kito Jempere Album
Образ жизни — 28 ноября, 09:23
Любимец публики. Обзор PlayStation 5
Новости, Новости — 27 ноября, 19:05
Андрей Звягинцев в подкасте оператора «Побега из Шоушенка». Собрали самое интересное из этого разговора
Музыка — 27 ноября, 14:58
Десять номинантов на Grammy 2021, за которых стоит болеть несмотря ни на что. Выбор Бориса Барабанова
Новости, Новости — 27 ноября, 14:52
Алена Швец оценила песни тиктокеров в шоу «Петя любит выпить». Ей не понравилось
Новости, Новости — 27 ноября, 14:08
Мария Миногарова стала бизнес-партнером «Директора Всего» в клипе на трек «Самый занятой гражданин»
Образ жизни — 27 ноября, 12:38
#WCAdviser: исследуя туалеты баров // I LIKE WINE
Новости, Новости — 27 ноября, 12:28
«Абсолютно разноплановый, абсолютный хамелеон»: Feduk представил новый альбом «ЙАЙ»
Новости, Новости — 27 ноября, 11:45
Первый трек за полгода: Влад Неопознанный выпустил песню «Не по фэншую»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 ноября, 09:26
Еще один тиктокер на ютьюбе: свой канал запускает Тема Пименов
Герои — 26 ноября, 21:20
Знакомьтесь, это Generation Z. Интервью с основателями самого прогрессивного творческого комьюнити в России
Новости, Новости — 26 ноября, 18:22
Дина Саева завела паблик ВКонтакте. Там состоится премьера ее дебютного трека
Образ жизни — 26 ноября, 18:12
Новый «Человек-паук», ремейк Demon’s Souls и детский (залипательный) платформер. Какой получилась стартовая линейка PS5
Новости, Новости — 26 ноября, 17:44
Dream Team House, XO Team и Колесников: Пивоваров снял фильм про тикток, а потом сам завел аккаунт
Кино — 26 ноября, 15:30
О фильме «Вечный свет», Гаспаре Ноэ и Пазолини. Интервью с Беатрис Даль
Новости, Новости — 26 ноября, 13:18
Правительство США отсрочило запрет TikTok. На этот раз до 4 декабря
Новости, Новости — 26 ноября, 11:10
Новый подкаст о театре — «В своем репертуаре». Его ведут Варвара Шмыкова и Павел Руднев
Новости, Новости — 26 ноября, 09:30
Майли Сайрус представит новый альбом в тиктоке. За трансляцией можно будет следить в прямом эфире
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)