Пришло время обратить внимание на человека, который недавно занял вторую строчку рейтинга богатейших людей планеты по версии журнала Forbes. Сегодня в большом обзоре SRSLY поговорим о самом состоятельном бизнесмене Европы, главе легендарной LVMH Бернаре Арно. Пусть ему далеко до Джеффа Безоса, размер его состояния все равно впечатляет.
Но сначала по традиции несколько любопытных фактов о Бернаре Арно, которые дадут общее представление о том, сколько же у него на самом деле денег и какой бизнес-империей он управляет:
● Под контролем Арно более 70 брендов, включая Louis Vuitton и Sephora
● В ноябре 2019 года LVMH договорился о покупке Tiffany & Co за 15,8 млрд долларов, и эта сделка может стать самой крупной в мире люксовых брендов (если не сорвется)
● Отец Арно заработал небольшое состояние на строительстве. Сын взял взаймы 15 млн долларов, чтобы купить Christian Dior в 1985-м. Но интересно то, как он их взял. Об этом дальше...
● Четверо из пятерых детей Арно работают в LVMH. Младший сын не в деле, возможно, только потому, что еще не закончил учебу
● Один из сыновей Арно Антуан женат на Наталье Водяновой
Знакомьтесь, царь всея тяжелого люкса
Арно родился в небедной семье, получил, как говорится, блестящее образование в элитной École Polytechnique и начал карьеру в строительной фирме своего отца. Но простой обеспеченности по всем фронтам ему было мало. Как известно, молодые люди более склонны рисковать и ставить на кон все ради своих целей. Именно это и сделал Бернар: после нескольких лет у руля семейной компании он продал отцовский бизнес. Зная, что Арно-старший такое точно не одобрит, сын поставил отца перед фактом свершившейся сделки и просто уехал в США учиться. Но изучал Арно не искусства и литературу и даже не стал углубляться в инженерное дело, которое является его первой специализацией. Объектом его интереса стали слияния и поглощения. Получив новые навыки американского агрессивного подхода к этому делу, Бернар вернулся во Францию.
Чтобы примерно представлять, какие знания получил Арно в Америке, можно вспомнить героя Ричарда Гира в «Красотке»: он покупал слабые фирмы в очень плачевном состоянии, дробил их и продавал задорого по частям. Примерно таков был план и у будущего мультимиллиардера. Дело было в 80-х, а тогда такая схема работала безотказно.
Первой сделкой Арно стало приобретение у правительства обанкротившегося текстильного конгломерата Boussac. Бизнесмен претворил план в жизнь практически полностью (за что был окрещен в французской прессе «волком в овечьей шкуре» — не по-французски поступил), но продать модный дом Christian Dior у него не поднялась рука, и он оставил его себе.Модный путь
Понемногу Арно начал проникаться шармом моды и подиумов. Его идеей фикс стало создание компании-лидера по продаже и производству предметов роскоши. База в лице Dior уже была, но этого было мало.
В конце 80-х Арно захотел вернуть в семью потерянное дитя Dior — подразделение, которое занималось производством парфюма бренда. Но оно входило в состав недавно образованного конгломерата LVMH (Louis Vuitton Moёt Hennessy), что было проблемой, потому что владельцы не хотели так просто отдавать бизнес-юнит. Тогда Арно начинает активно скупать акции LVMH через подставную фирму, быстро наращивая свою долю до 40%. В конечном итоге он становится главой компании, вытеснив на задний план мнения семей, которым бренды изначально принадлежали: Моэ, Хеннесси и наследников Вюиттон соответственно. Все тот же чисто американский подход.
И понеслась. За более чем 30 лет LVMH под руководством Арно приобрела несколько десятков люксовых брендов-производителей крепких спиртных напитков, вина, одежды, обуви, ювелирных украшений, косметики, парфюма и многого другого. Но надо отметить, что, по оценкам аналитиков рынка за 2018 год, именно Louis Vuitton принес Арно почти половину прибыли. Сказать точно невозможно, потому что в отчетности компании есть разбивка только по пяти подразделениям, но не по брендам.
Главный коллекционер современности
Если Стива Джобса называют гением продуктового маркетинга, а Цукерберга — программирования, то Арно по факту построил свою империю на том, что планомерно собирал в одном месте все компании, которые подходили под описание люксовых.
Хищничество как бизнес-стратегия совсем не равно бездействие. Напротив — Арно контролирует свой бизнес, как никто другой. Как писал Forbes, глава LVMH работает 24/7, постоянно находясь на связи с руководителями подразделений. И очевидно, что стратегия работает: с 1990 года по настоящее время акции компании выросли в цене с 19,86 евро за штуку (да, тогда евро не было, это в пересчете) до 435,50 евро за ценную бумагу. Рост почти в 22 раза, неплохо.
Но и у такой акулы люксового бизнеса бывают промахи. В далеком 2001 году случилось то, что СМИ окрестили «войной сумок» — Арно пришлось уступить контроль над Gucci своему главному конкуренту конгломерату Kering, принадлежащему предпринимателю Франсуа Пино. Позже LVMH стала вести себя как самый обычный хедж-фонд, и тайно покупала акции Hermès, доведя свою долю до 17%. Правда, потом от этого пакета акций пришлось почти полностью отказаться из-за конфликта с руководством поглощаемой компании.
Путь Бернара Арно — это не история про мальчика, который с детства грезил подиумами и высокой модой. Это на 100% про бизнес и стратегии, слияния и поглощения, планы и цели. Если хотите построить успешную империю, то вам к Арно. Как жаль, что он не большой любитель давать интервью.