Рецензии, Кино — 21 октября 2020, 21:34

Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной

В прокат выходит «Конференция» — один из главных российских фильмов года, чрезвычайно мощный по психологическому воздействию и смелости темы. Долгожданная картина Ивана И. Твердовского, премьера которой состоялась в сентябре на Венецианском кинофестивале, а затем — в рамках «Кинотавра», где получила приз за лучший сценарий, посвящена крупной и непроработанной болевой точке национального самосознания — трагедии «Норд-Оста» 2002 года. 



Наши дни. Монотонный гул ночного пылесоса, долго и медленно снующего меж пыльных рядов печально известного театрального центра на Дубровке, возвещает конец очередного рабочего дня. Один день сменяется другим — так идет время, и формируется рутина, серая повседневность. Одно воспоминание сменяет другое, поверх невысказанного ложатся новые слои памяти. Мемориальная табличка, посвященная жертвам террористического захвата, произошедшего здесь 22-26 октября 2002 года, становится частью будничной картины, поверхностного сочувствия. Синдромы облицовываются снаружи, но остается корень — подгнивать, из глубины подтачивая дерево, забирая его жизненные соки.

Такое дерево без соков — матушка Наталья (постоянная актриса Твердовского Наталья Павленкова. — Прим. SRSLY), восковой фигурой приковывающая взгляд. Живой призрак, проступающий меловой, безбровой белизной в своем глухом монашеском одеянии, с тихим, подавленным, робким голосом, но полная решимости «всё вспомнить». Бывшая заложница, потерявшая при захвате сына, а после — покинувшая дом и ушедшая в монастырь, спустя 17 лет возвращается в страшное место, чтобы провести поминальный вечер. Вместе с подругой Светланой (Анна Лапшина), тоже заложницей, потерявшей семью, женщина пытается договориться с директором театра (Ян Цапник), чтобы им предоставили помещение на вечер 26 октября. По бюрократическим причинам цель аренды (конечно, бесплатно ничего не выйдет) следует указать как «конференция».

#INSERT_ARTICLE#

Это официозное определение мероприятия, где происходит собрание группы людей, объединенных общей темой, выступающих с устными «докладами» по тем или иным ее аспектам, довольно уместно описывает последующее действие, своеобразный коллегиальный реэнактмент тех трагических событий. Собравшиеся заложники, которых с каждым годом приходит всё меньше и меньше, под чутким «кураторством» матушки Натальи подробно проговаривают свои воспоминания, обнажая эмоции и чувства. У каждого своя призма восприятия — и это делает трагедию объемной, человеческой, вовсе лишенной политического, саркастического измерения. «Чтобы помнили» — заклинание, произносимое героиней раз за разом, касается именно внутренней, непоказной, памяти, которая равнодушна и всегда готова изгнать, если истек официальный «срок». Так охранник пытается выгнать дорвавшихся до разговора «зрителей»: те никак не желают покинуть зал, не желают снова впасть в молчание.

Найти слова — задача не из легких, когда речь идет о сокровенном. Конструктивное проговаривание, проживание эмоционального опыта, ведущее к принятию, а затем отпусканию, преодолению травмы — насущная проблема всего современного мира, несущего на себе бесконечность как личностных, так и массовых «ран». Но в особенности актуально всё это для постсоветской ментальности, где боль принято замалчивать, а сор из избы — не выносить. Психотерапевтические практики неведомы для национального коллективного сознания, вскормленного квасным «оптимизмом», постулируемой силой народного духа, которому в советское время даже депрессии были «неведомы»: всё побеждалось усердным трудом. Вот только труд был направлен вовне, а не внутрь — и по инерции так массово и идет.

#INSERT_ARTICLE#

Тридцатилетний Твердовский делает экстремально важное дело — учит нас проживать травму, озвучивать подавленный, вытесненный эмоциональный опыт. Для нашего кинематографа это явление уникальное, по своей значимости сравнимое с «румынской новой волной», известной непосредственным осмыслением недавнего исторического опыта (рефлексии над советским наследием и свержением режима Чаушеску), преломленного в форму художественного и драматургического переживания. На заре 90-х отечественное кино, вдохновленное перестройкой, начинало делать подобные вещи, но волна откровенности быстро пошла на спад, а сегодня и вовсе затихла. 

Отважный Твердовский воскрешает недавнее прошлое, чтобы путем разговора о нем, крайне болезненного, ужасно некомфортного, заведомо отдаляющего от массового зрителя, понемногу начать разбираться с сильнейшим и многоаспектным посттравматическим синдромом нашего соотечественника, о котором не принято размышлять вслух.
#INSERT_ARTICLE#

Матушка Наталья — сама того не ведая, становится вестником новой психотерапевтической волны, апостолом глубинной внутренней работы. Она уверена: лишь произнеся вслух, лишь признавшись в чем-то, можно пережить, отпустить страх, «сильнейший из грехов», очиститься и двигаться дальше. Женщина устраивает бывшим заложникам настоящий психологический сеанс «расстановок». Она закупает манекены разных цветов: белые — для погибших, черные — для боевиков, синие — для тех, кто не пришел. Рассаженные по залу надувные куклы создают эффект одновременного погружения и отстранения. Сама напоминающая шахидку в своих черных одеяниях, она бродит по залу с микрофоном, предоставляя каждому пришедшему возможность высказаться. Из буфета организуются закуски — прямо как тогда вниз по ступенькам стаскиваются холодильники, чье дребезжание напоминает о пулеметных очередях. Она буквально вновь захватывает собравшихся в заложники, в этот раз — по доброй воле. 

#INSERT_ARTICLE#

Фильм Твердовского удивительно чутко и деликатно находит релевантные для «глубокой разморозки» чувств язык и интонацию. Внешняя рамка картины — семейная драма, насыщенная бурными эмоциями история взаимодействия героини со взрослой дочерью Галей (Ксения Зуева), таящей на нее глубокую обиду и ненависть, ожесточенной и озлобленной на весь мир. Дикая, неадекватная дочерняя истерика, жестокость и тумаки; беспомощные животные стоны парализованного отца семейства; забитость и невысказанность самой Наташи, которая полноценно может выразить себя лишь в импульсивном, пронзительном танце под старый хит Анны Герман — интимное, частное выражение общего горя в одной отдельной семье, которое, непроработанное, влечет за собой лишь новые круги зла.

На поминальном вечере же — перфомативная реконструкция в стилистике вербатима, намеренно несовершенная в речевом звучании, а потому невероятно правдивая. Минимальные художественные средства — долгие статичные планы, минимум локаций, преимущественно шумовое решение звуковой партитуры (упомянутый хит Герман — единственный среди естественных шумовых акцентов либо тишины) — выгодно подсвечивают словесные свидетельства, часть которых — реальные воспоминания. В зале присутствуют актеры «Гоголь-центра» Роман Шмаков и Филипп Авдеев, бывшие в составе детской труппы «Норд-Оста». Они говорят от себя и за себя, но и признания других «гостей» невозможно отличить от истины. В контексте мощного совмещения документальной и игровой материй, помещающих актеров в хронику «проживания», где реальность и вымысел стираются, рождая новую удивительную реальность, не избежать сравнений с новаторством языка Ильи Хржановского** в проекте «ДАУ». 


Идеально выдержанный баланс между правдой и художественным допущением — свидетельство выросшего профессионализма Твердовского, впрочем всегда бывшего чем-то особенным для российского кино. «Конференция» одновременно похожа и не похожа на его предыдущие работы, чья внешняя линия — осмысление национальных болей, на разных уровнях работавшее в «Классе коррекции», «Зоологии» и «Подбросах» — здесь продолжается в совершенно ином качественном измерении. 

Просмотр «Конференции» — опыт тяжелый, погружающий, оставляющий в полной внутренней немоте, но однозначно катарсически очищающий, как вырвавшиеся наконец на волю горькие слезы Наташи. В итоге мероприятие и нужно в первую очередь лично ей, чтобы озвучить прилюдно свое признание, переосмыслить не отпускающий, не отмаливаемый десятилетиями опыт одной «роковой ошибки», приведшей к утрате. Это перемещает «Конференцию» из разряда социального кинематографа (которым он мог бы, по психологической нечуткости, быть) во вневременное экзистенциальное высказывание о необходимости большой рефлексивной работы. Каждому — своим путем: даже если не проговорив, то прослушав. Или посмотрев.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 16:22, 18 сентября 2024
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости, Новости — 18 сентября, 16:22
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости, Новости — 18 сентября, 14:42
Никита Кологривый присоединился к касту 3-го сезона «Метода»
Новости, Новости — 17 сентября, 17:11
Новая сказка и новые герои в трейлере сериала «Последний богатырь. Наследие»
Новости, Новости — 17 сентября, 15:10
Начались съемки фильма «Вниз». В главной роли — Егор Крид
Новости, Новости — 17 сентября, 13:09
Стивен Содерберг пишет книгу о создании фильма «Челюсти»
Новости, Новости — 17 сентября, 11:03
Группа «Сироткин» стала куратором нового сезона проекта «Трамплин» от «VK Музыки»
Новости, Новости — 16 сентября, 19:15
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Новости, Новости — 16 сентября, 17:37
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости, Новости — 16 сентября, 16:06
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости, Новости — 16 сентября, 14:00
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024
Новости, Новости — 16 сентября, 12:00
Apple проведет презентацию в октябре. На ней представят семь устройств
Новости, Новости — 16 сентября, 09:56
Глянец, гламур — наш лайфстайл. Евгений Цыганов в тизере сериала «Первый номер»
Музыка — 15 сентября, 21:15
Пламя, которое есть в каждом из нас. 15 вопросов HOLLYFLAME
Кино — 14 сентября, 23:51
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Безмолвное братство», «Наконец», «Из Могикан»
Новости, Новости — 13 сентября, 19:05
Дамиано Давид анонсировал загадочный проект Everywhere
Новости, Новости — 13 сентября, 17:15
Вышел трейлер фильма «Ученик» про молодого Дональда Трампа. В главных ролях — Себастьян Стэн и Джереми Стронг
Новости, Новости — 13 сентября, 15:37
У Федука и Элджея вышел новый фит. Это коллаб с Biicla
Новости, Новости — 13 сентября, 13:35
«Наша Russia» получит продолжение в формате фильма-мюзикла
Новости, Новости — 13 сентября, 11:28
Поп-хаус и ретро-электроника: «ЛАУД» и DJStonik1917 выпустили фит «120ХаусБпм»
Образ жизни — 13 сентября, 11:15
Это видеоблог: BUBBLEGUNSHOW, LABELCOM, Fametime TV и другие каналы в VK Видео, за которыми мы следим
Новости, Новости — 12 сентября, 18:10
Тейлор Свифт забрала 7 наград MTV Video Music Awards и побила рекорд Бейонсе
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 сентября, 16:40
Ученые нашли на Марсе огромный «смайлик». Раньше он был озером
Новости, Новости — 12 сентября, 11:12
Ирина Старшенбаум и Петр Федоров на кадрах со съемок роуд-муви «Туда»
Музыка — 11 сентября, 21:50
Романтика, стекло и self-care. SRSLY-анкета nkeeei
Новости, Новости — 11 сентября, 13:40
У фотоателье автопортрета UU открылась флагманская студия в Москве
Новости, Новости — 11 сентября, 11:38
Чебатков, «Импровизаторы» и TIOT: «Фандом Фест» объявил программу
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
Linkin Park вернулись с новой солисткой и анонсами альбома и тура
Новости, Новости — 10 сентября, 13:33
Леди Гага работает над новым альбомом. Он выйдет в феврале
7.1
Собиратель душ
6.9
Максин: Три икса
9
Дом дракона
(2 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
Бордерлендс
8.7
Майор Гром: Игра
7.9
Дэдпул и Росомаха