Интервью, Кино — 22 октября 2020, 16:45

О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским

22 октября в российский прокат выходит «Конференция» — драма Ивана И. Твердовского («Класс коррекции») про теракт на Дубровке. 18 лет назад в Москве группа чеченских боевиков удерживала в заложниках 916 человек. В итоге 130 из них погибло. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, а затем фильм представили на «Кинотавре». Эдуард Голубев поговорил с постановщиком.
В 2002 году вам было 11 лет. В начале «Конференции» звучит фраза, что люди очень быстро все забывают. Почему вы не забыли? 

Мне, конечно, было интересно высказаться там, где никто этого еще не делал. «Конференция» — первый художественный фильм на тему теракта на Дубровке. Однако эта история во многом про другое. Она про людей, которые живут с посттравматическим синдромом даже спустя 18 лет. 

Какие вещи случились за это время в России, про которые также нельзя забывать?

Про все нельзя забывать. Это ведь наша жизнь. Она формируется за счет происходящих вокруг событий. Я считаю, что помнить нужно каждый такой момент. 

#INSERT_ARTICLE#

Ближе к финалу фильма один из персонажей произносит душераздирающий монолог, который противоречит вашему мнению…

Я вроде понимаю о чем вы. Мы говорим про сцену с актрисой Ольгой Лапшиной?

Да. «Люди хотят жить дальше, люди хотят рожать новых детей». И в какой-то момент я принял эту позицию. Главная героиня — монахиня. Но ведет она себя так, будто вы решили сделать из «Конференции» антирелигиозное высказывание. Мол, вера — повод оправдать свою слабость, а не измениться к лучшему. Вы религиозный человек? 

Я верующий. И совершенно не согласен с вашей трактовкой, пусть она, конечно, имеет место. Я задумал героиню Натальи Павленковой неким катализатором, позволяющим нам осмыслить природу страха в качестве главного человеческого греха. Ведь есть вещи, которые люди просто не могут преодолеть. В этом нет никакой антиклерикальной повестки, потому что человеческая природа изначально греховна. Героиня пытается замолить страх, но не может. Не потому, что она плохая. Просто мы так устроены. 

А вам не кажется, что делать фильм, итоговая мысль которого — слабость и ничтожность человека... 

Я не говорил, что человек ничтожен. Он слаб. 

Хорошо. Вам не кажется, что этот посыл не уважителен к самим жертвам теракта? 

Нет. Вы пытаетесь соединить частное с большой историей. Это разные вещи. То, что сделала главная героиня — это ее выбор. Однако не стоит забывать и о других людях, которые могли, например, поступить иначе. И поступали!

И раз уж мы заговорили о жертвах. В фильме снялись Филипп Авдеев и Роман Шмаков — реальные заложники «Норд-Оста». То, что они говорят в кадре, — это ведь их собственные переживания? 

Конечно. При этом я пытался дистанцировать «Конференцию» от настоящих участников тех событий. Это была моя задача и, скажем так, деликатное отношение к пережившим трагедию, ведь «Конференция» — не документальная, а художественная и полностью постановочная картина. Да, Рома и Филипп были там. Но они еще и прекрасные артисты, поэтому понимали свою актерскую задачу и стали неким камертоном всей истории. Все это — единый механизм работы. Такой «Конференция» была задумана изначально, чтобы не уйти в какую-то странную патетику. 

То есть вам никогда не было интересно разобраться в том, кто виноват? Скажем так, в политических причинах случившегося. 

Нет. Для этого есть журналисты и режиссеры документальных картин. Например, Катя Гордеева проделала блистательную работу и сняла «Норд-Ост. 17 лет». Но это совсем не моя история. Документально воспроизводить реальность мне не интересно. 

То, что фильм снят полностью на частные деньги, без какой-либо поддержки от Минкульта — это принципиальное решение? 

Я как раз настаивал на том, что государство должно нам помочь. Да и вообще, оно должно принимать участие в любых процессах, которые касаются культуры и искусства. Однако у Минкульта на это свой взгляд, и нас не поддержали. Мне отказало довольно большое количество различных фондов и продюсеров — в том числе из-за самоцензуры и табуированности темы. 

А вы уже смотрели «Дорогих товарищей!» Кончаловского?

Да. 

У вас есть объяснение, почему фильм о Новочеркасском расстреле, который можно назвать оппозиционным, начинается с надписи «При поддержке Министерства культуры», в то время как вам денег не дали? 

Думаю, что им дали ресурсы из-за исторической дистанции и сформированного общественно-политического отношения к этой трагедии. То есть в 70-80-е годы такое кино представить было бы невозможно. А в 2020-м — почему нет? Так же как через 30 лет многим режиссерам не составит труда снимать кино про наше сегодня. 

кадр из фильма «Конференция»
#INSERT_ARTICLE#

Давайте вернемся к реализации «Конференции». Какие трудности вас преследовали во время съемок? И можно ли назвать фильм в том числе продюсерским подвигом? 

Естественно! Катя и Костя (продюсеры Катерина Михайлова и Константин Фам. — Прим. SRSLY) шли до конца. Но то, что «Конференция» состоялась — это в целом подвиг. У нас был не очень большой бюджет, но его хватало как раз на камерную историю. И мы исходили из этого. Поэтому люди, которые шли в «Конференцию», делали это не из-за денег точно. Отдельное спасибо грандиозной команде волонтеров, артистам, ради нас отказавшихся от крупных коммерческих проектов. Потому что, когда в один съемочный день стоит смена у четырнадцати артистов, — это очень сложно логистически. Но они делали выбор в пользу «Конференции» — и мы получили готовую картину. 

А затем вы поехали в Венецию. Как вас приняли? 

Очень хорошо. Правда, период пандемии накладывает свой отпечаток: полупустой зал, все в масках, социальная дистанция. Не тот, привычный всем, масштаб фестиваля. К слову, это касается и «Кинотавра». Но судя по тем обсуждениям и общению, которое было — реакция на фильм хорошая. Хотя, с другой стороны, когда после премьеры к тебе подходят люди, они скорее поздравляют, а не критикуют. 

Но Мария Кувшинова, например, «Конференцию» ругает. 

Я обязательно почитаю! Мария — талантливый критик. При этом она, конечно, из тех авторов, кто путает профессиональное с личным. Для нее есть режиссеры, которые могут снять какую угодно работу, даже шедевр, но Марии Кувшиновой фильм изначально не понравится. С другой стороны — у нее своя оптика и мне правда интересно, что она пишет. 

А вообще, кинокритика важна для режиссера? Например, может ли на вас повлиять мнение Марии Кувшиновой или Антона Долина**? 

Может, но с «Конференцией» у меня совсем другая история: здесь мне, если честно, совершенно безразлично любое стороннее мнение. Эта работа слишком самодостаточна. Я сам понимаю ее проблемы, но результат не вызывает у меня вопросов. А критика ведь пытается ответить на какие-то вопросы… Понимаете мысль? Сейчас мнение Антона Долина** и других авторов мне интересно только в том качестве, если оно поможет продвинуть картину до более широкой аудитории. Поэтому я везде разместил его рецензию для «Медузы». И то, что он написал, мне приятно. Но с точки зрения анализа конкретно в случае с «Конференцией» я ни в чем не нуждаюсь. 

кадр из фильма «Конференция»
#INSERT_ARTICLE#

Вы, очевидно, смотрели фильм раз 50…

Даже больше! Когда ты делаешь цвет, звук, монтаж, то постоянно пересматриваешь снятое.

Есть ли в «Конференции» хоть что-то, что вам не нравится, что вы бы переделали? 

По-моему, там все существует очень гармонично. Просто в какой-то момент картины начинают жить собственной жизнью. В этом смысле искусство куда выше своих создателей. Ты не можешь с ним ничего сделать, ничего поменять. Фильм сам взаимодействует с аудиторией, формирует повестку просмотра. За этим можно только наблюдать. 

Вы видите «Конференцию» зрительским фильмом? 

Я сильно разграничиваю развлекательное индустриальное кино, к которому, слава богу, не имею никакого отношения, и содержательный авторский кинематограф, что есть современное искусство. Я занимаюсь вторым. Было бы глупо заталкивать всех встречных на какое-нибудь биеннале. У меня есть своя аудитория, которая ждет картину и обязательно ее посмотрит. Другой вопрос, нужно стараться расширять публику. В России очень много умных, вдумчивых людей, но посмотреть арт-кино на большом экране можно далеко не в каждом регионе. У меня нет надежд и иллюзий, что «Конференция» может соревноваться с коммерческими продуктами. 

Но деньги со сборов вам ведь важны? 

Они нужны моим продюсерам, потому что им необходимо как минимум вернуть свои затраты, рассчитаться с долгами и на что-то жить. К слову, в этом плане арт-кино — довольно выгодная вещь. Коммерция собирает кассу сразу, а авторские фильмы могут приносить доход годами. 

И если вам предложат что-то коммерческое — вы не возьметесь? 

Думаю, что нет. Да и уже не предлагают! Это ведь огромная разница в подходе и методе. У меня свой путь. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Федор Глазачев
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Монтажёр, Режиссёр, Сценарист
Иван
И.
Твердовский
Читайте также
Интервью — 17:00, 1 ноября 2025
«Лютик», «МОЛОДОСТЬ ВНУТРИ», Nomad Punk и «внимание брусника!» рассказали SRSLY о любимых мультиках
Новости, Новости — 1 ноября, 17:00
Sony выпустит сериал в продолжение «Монстров на каникулах»
Новости, Новости — 1 ноября, 16:04
Вуди Аллен снимет новый фильм в Мадриде
Новости, Новости — 1 ноября, 15:30
Dictionary.com выбрал слово 2025 года
Новости, Новости — 1 ноября, 14:15
Ариана Гранде снимется в 13-м сезоне «Американской истории ужасов»
Новости, Новости — 1 ноября, 12:50
Nintendo расширит киновселенную о Марио
Новости, Новости — 1 ноября, 11:45
Вышел первый трейлер фильма «Крик 7»
Новости, Новости — 1 ноября, 10:56
Lizer выпустил альбом «[некуда бежать]»
Образ жизни — 1 ноября, 08:58
Онкология: развеиваем сказочные мифы
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 31 октября, 18:11
Чонгук из BTS снялся в новом кампейне Calvin Klein
Новости, Новости — 31 октября, 16:50
О Hello Kitty выйдет первый полнометражный мультфильм
Новости, Новости — 31 октября, 14:32
Актер Джесси Айзенберг пожертвует почку незнакомцу
Новости, Новости — 31 октября, 10:25
Смотрим фильм Нади Ли Коэн с Хантер Шафер для бренда Gentle Monster
Новости, Новости — 30 октября, 20:07
Адам Драйвер исполнит главную роль в сериале «Кролик, кролик»
Новости, Новости — 30 октября, 19:25
Миа Гот и Зак Галифианакис сыграют в фильме «Эй, медведь!»
Новости, Новости — 30 октября, 17:40
Даг Лайман снимет свой сиквел «Дома у дороги» без Джейка Джилленхола
Новости, Новости — 30 октября, 16:01
В топ-40 Billboard Hot 100 впервые не вошла ни одна рэп-песня
Новости, Новости — 30 октября, 14:57
Вышел четвертый сезон «Ведьмака»
Новости, Новости — 30 октября, 13:30
Группа «внимание брусника!» выпустила мини-альбом «Преисполненный»
Новости, Новости — 30 октября, 11:27
Чаппелл Рон и The Killers выступят на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла
Новости, Новости — 30 октября, 11:03
Арми Хаммер возвращается на экраны в фильме Frontier Crucible
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 29 октября, 19:00
Ник Джонас и Пол Радд снимутся в музыкальной драме Power Ballad
Новости, Новости — 29 октября, 16:45
Роберт Паттинсон выпустит дебютный альбом
Новости, Новости — 29 октября, 16:25
Появился трейлер фильма «Фэкхем-Холл»
Новости, Новости — 29 октября, 15:50
Музыку для нового фильма Стивена Спилберга напишет Джон Уильямс
Новости, Новости — 29 октября, 14:35
Зак Брафф и Дональд Фэйсон из «Клиники» на первых кадрах продолжения сериала
Новости, Новости — 29 октября, 13:27
Юрий Колокольников и Blue Canna: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил лайнап
Новости, Новости — 29 октября, 12:20
«ГЛУМ» выпустила альбом «Тенденция»
Кино — 29 октября, 12:20
Long story short: 5 сериалов об истории
Новости, Новости — 29 октября, 11:40
Рушана выпустила альбом «Вот-вот». Он про бессилие в эпоху катастроф
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы