Развернуть Свернуть
Интервью, Кино — 22 октября 2020, 16:45

О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским

22 октября в российский прокат выходит «Конференция» — драма Ивана И. Твердовского («Класс коррекции») про теракт на Дубровке. 18 лет назад в Москве группа чеченских боевиков удерживала в заложниках 916 человек. В итоге 130 из них погибло. Премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, а затем фильм представили на «Кинотавре». Эдуард Голубев поговорил с постановщиком.
В 2002 году вам было 11 лет. В начале «Конференции» звучит фраза, что люди очень быстро все забывают. Почему вы не забыли? 

Мне, конечно, было интересно высказаться там, где никто этого еще не делал. «Конференция» — первый художественный фильм на тему теракта на Дубровке. Однако эта история во многом про другое. Она про людей, которые живут с посттравматическим синдромом даже спустя 18 лет. 

Какие вещи случились за это время в России, про которые также нельзя забывать?

Про все нельзя забывать. Это ведь наша жизнь. Она формируется за счет происходящих вокруг событий. Я считаю, что помнить нужно каждый такой момент. 

#INSERT_ARTICLE#

Ближе к финалу фильма один из персонажей произносит душераздирающий монолог, который противоречит вашему мнению…

Я вроде понимаю о чем вы. Мы говорим про сцену с актрисой Ольгой Лапшиной?

Да. «Люди хотят жить дальше, люди хотят рожать новых детей». И в какой-то момент я принял эту позицию. Главная героиня — монахиня. Но ведет она себя так, будто вы решили сделать из «Конференции» антирелигиозное высказывание. Мол, вера — повод оправдать свою слабость, а не измениться к лучшему. Вы религиозный человек? 

Я верующий. И совершенно не согласен с вашей трактовкой, пусть она, конечно, имеет место. Я задумал героиню Натальи Павленковой неким катализатором, позволяющим нам осмыслить природу страха в качестве главного человеческого греха. Ведь есть вещи, которые люди просто не могут преодолеть. В этом нет никакой антиклерикальной повестки, потому что человеческая природа изначально греховна. Героиня пытается замолить страх, но не может. Не потому, что она плохая. Просто мы так устроены. 

А вам не кажется, что делать фильм, итоговая мысль которого — слабость и ничтожность человека... 

Я не говорил, что человек ничтожен. Он слаб. 

Хорошо. Вам не кажется, что этот посыл не уважителен к самим жертвам теракта? 

Нет. Вы пытаетесь соединить частное с большой историей. Это разные вещи. То, что сделала главная героиня — это ее выбор. Однако не стоит забывать и о других людях, которые могли, например, поступить иначе. И поступали!

И раз уж мы заговорили о жертвах. В фильме снялись Филипп Авдеев и Роман Шмаков — реальные заложники «Норд-Оста». То, что они говорят в кадре, — это ведь их собственные переживания? 

Конечно. При этом я пытался дистанцировать «Конференцию» от настоящих участников тех событий. Это была моя задача и, скажем так, деликатное отношение к пережившим трагедию, ведь «Конференция» — не документальная, а художественная и полностью постановочная картина. Да, Рома и Филипп были там. Но они еще и прекрасные артисты, поэтому понимали свою актерскую задачу и стали неким камертоном всей истории. Все это — единый механизм работы. Такой «Конференция» была задумана изначально, чтобы не уйти в какую-то странную патетику. 

То есть вам никогда не было интересно разобраться в том, кто виноват? Скажем так, в политических причинах случившегося. 

Нет. Для этого есть журналисты и режиссеры документальных картин. Например, Катя Гордеева проделала блистательную работу и сняла «Норд-Ост. 17 лет». Но это совсем не моя история. Документально воспроизводить реальность мне не интересно. 

То, что фильм снят полностью на частные деньги, без какой-либо поддержки от Минкульта — это принципиальное решение? 

Я как раз настаивал на том, что государство должно нам помочь. Да и вообще, оно должно принимать участие в любых процессах, которые касаются культуры и искусства. Однако у Минкульта на это свой взгляд, и нас не поддержали. Мне отказало довольно большое количество различных фондов и продюсеров — в том числе из-за самоцензуры и табуированности темы. 

А вы уже смотрели «Дорогих товарищей!» Кончаловского?

Да. 

У вас есть объяснение, почему фильм о Новочеркасском расстреле, который можно назвать оппозиционным, начинается с надписи «При поддержке Министерства культуры», в то время как вам денег не дали? 

Думаю, что им дали ресурсы из-за исторической дистанции и сформированного общественно-политического отношения к этой трагедии. То есть в 70-80-е годы такое кино представить было бы невозможно. А в 2020-м — почему нет? Так же как через 30 лет многим режиссерам не составит труда снимать кино про наше сегодня. 

кадр из фильма «Конференция»
#INSERT_ARTICLE#

Давайте вернемся к реализации «Конференции». Какие трудности вас преследовали во время съемок? И можно ли назвать фильм в том числе продюсерским подвигом? 

Естественно! Катя и Костя (продюсеры Катерина Михайлова и Константин Фам. — Прим. SRSLY) шли до конца. Но то, что «Конференция» состоялась — это в целом подвиг. У нас был не очень большой бюджет, но его хватало как раз на камерную историю. И мы исходили из этого. Поэтому люди, которые шли в «Конференцию», делали это не из-за денег точно. Отдельное спасибо грандиозной команде волонтеров, артистам, ради нас отказавшихся от крупных коммерческих проектов. Потому что, когда в один съемочный день стоит смена у четырнадцати артистов, — это очень сложно логистически. Но они делали выбор в пользу «Конференции» — и мы получили готовую картину. 

А затем вы поехали в Венецию. Как вас приняли? 

Очень хорошо. Правда, период пандемии накладывает свой отпечаток: полупустой зал, все в масках, социальная дистанция. Не тот, привычный всем, масштаб фестиваля. К слову, это касается и «Кинотавра». Но судя по тем обсуждениям и общению, которое было — реакция на фильм хорошая. Хотя, с другой стороны, когда после премьеры к тебе подходят люди, они скорее поздравляют, а не критикуют. 

Но Мария Кувшинова, например, «Конференцию» ругает. 

Я обязательно почитаю! Мария — талантливый критик. При этом она, конечно, из тех авторов, кто путает профессиональное с личным. Для нее есть режиссеры, которые могут снять какую угодно работу, даже шедевр, но Марии Кувшиновой фильм изначально не понравится. С другой стороны — у нее своя оптика и мне правда интересно, что она пишет. 

А вообще, кинокритика важна для режиссера? Например, может ли на вас повлиять мнение Марии Кувшиновой или Антона Долина**? 

Может, но с «Конференцией» у меня совсем другая история: здесь мне, если честно, совершенно безразлично любое стороннее мнение. Эта работа слишком самодостаточна. Я сам понимаю ее проблемы, но результат не вызывает у меня вопросов. А критика ведь пытается ответить на какие-то вопросы… Понимаете мысль? Сейчас мнение Антона Долина** и других авторов мне интересно только в том качестве, если оно поможет продвинуть картину до более широкой аудитории. Поэтому я везде разместил его рецензию для «Медузы». И то, что он написал, мне приятно. Но с точки зрения анализа конкретно в случае с «Конференцией» я ни в чем не нуждаюсь. 

кадр из фильма «Конференция»
#INSERT_ARTICLE#

Вы, очевидно, смотрели фильм раз 50…

Даже больше! Когда ты делаешь цвет, звук, монтаж, то постоянно пересматриваешь снятое.

Есть ли в «Конференции» хоть что-то, что вам не нравится, что вы бы переделали? 

По-моему, там все существует очень гармонично. Просто в какой-то момент картины начинают жить собственной жизнью. В этом смысле искусство куда выше своих создателей. Ты не можешь с ним ничего сделать, ничего поменять. Фильм сам взаимодействует с аудиторией, формирует повестку просмотра. За этим можно только наблюдать. 

Вы видите «Конференцию» зрительским фильмом? 

Я сильно разграничиваю развлекательное индустриальное кино, к которому, слава богу, не имею никакого отношения, и содержательный авторский кинематограф, что есть современное искусство. Я занимаюсь вторым. Было бы глупо заталкивать всех встречных на какое-нибудь биеннале. У меня есть своя аудитория, которая ждет картину и обязательно ее посмотрит. Другой вопрос, нужно стараться расширять публику. В России очень много умных, вдумчивых людей, но посмотреть арт-кино на большом экране можно далеко не в каждом регионе. У меня нет надежд и иллюзий, что «Конференция» может соревноваться с коммерческими продуктами. 

Но деньги со сборов вам ведь важны? 

Они нужны моим продюсерам, потому что им необходимо как минимум вернуть свои затраты, рассчитаться с долгами и на что-то жить. К слову, в этом плане арт-кино — довольно выгодная вещь. Коммерция собирает кассу сразу, а авторские фильмы могут приносить доход годами. 

И если вам предложат что-то коммерческое — вы не возьметесь? 

Думаю, что нет. Да и уже не предлагают! Это ведь огромная разница в подходе и методе. У меня свой путь. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Федор Глазачев
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Монтажёр, Режиссёр, Сценарист
Иван
И.
Твердовский
Читайте также
Музыка — 12:00, 13 сентября 2025
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Интервью — 11 сентября, 19:30
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Новости, Новости — 9 сентября, 12:10
Новое дело Бенуа Бланка в тизере фильма «Достать ножи 3»
Новости, Новости — 8 сентября, 20:32
Warner Bros. Discovery подала в суд на Midjourney
Новости, Новости — 8 сентября, 19:00
Lego представила самый дорогой набор в истории
Новости, Новости — 8 сентября, 17:10
Нейросети «Яндекс Музыки» научились сводить треки в DJ-сеты
Кино — 8 сентября, 16:45
Радикальная честность Лины Данэм. Как творит автор сериалов «Девочки» и «Чересчур»
Новости, Новости — 8 сентября, 16:05
Объявлены победители Венецианского кинофестиваля
Новости, Новости — 8 сентября, 15:00
Начались съемки фильма «Холоп 3»
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы