Обзоры, Кино — 12 октября 2020, 14:33

Сериалы недели: «Гусар», «Парни что надо», «Некст», «Птица доброго господа», «Ходячие мертвецы: Мир за пределами»

Кинокритик Антон Фомочкин исследует новые сериалы и выносит вердикт: надо их смотреть или нет.

«Гусар»

1812 год. «Болван», «пьяница», «распутник» — что бы про него ни говорили сослуживцы, свое дело поручик Рыльский (Гарик Харламов) знает и Кутузова ни разу не подводил. До этого момента. Секретная операция по краже карт с расположением позиций французской армии сорвалась волею небесного провидения. Генеральская супруга из стана противника была соблазнена, заветный стратегический документ изъят, и вот, почти выполнив задание, Рыльский останавливается, завидев у речки крестьянку — поручик никогда не упускает возможности потискать красивых женщин. В пылу страсти без пяти минут герой отечества испаряется, оказавшись в панельной многоэтажке. В наши дни наука не стоит на месте, и ученый-физик Митя (Павел Рассомахин) сконструировал машину времени. Его супруга Катя (Катерина Ковальчук) уже собиралась объявить своему благоверному о разводе, но, увлеченный открытием, мужчина в ответ лишь выдернул волос жены, загрузил в агрегат и перенес в настоящее ее пра-пра-пра-прадеда Рыльского. Обратного пути нет: чтобы повторить процедуру, придется чинить машину времени пару месяцев. Поручик основательно застревает в Москве XXI века. 

#INSERT_ARTICLE#

«Будто зодчие удами меряются, срамота», — заметит Рыльский при виде башен «Москва-Сити». Поручик заступается перед милиционерами за бездомного, знающего французский (видя в нем аристократа), дерется с аниматорами на Красной площади и испытывает экзистенциальный кризис, узнав, что Москву сдали французу без боя, да еще и сожгли. Вопреки законам жанра, он быстро адаптируется к новым реалиям, принимая правила игры, где рутина и быт срослись с айфонами, телевизорами и прочими технологическими и этическими новшествами, пусть время от времени посланец из прошлого им и противится. 

Для столь отвязного концепта «Гусар» мог бы быть более диким. Анекдотическая природа Рыльского (в характере многое заимствовано из баек про Ржевского) и его самосознание как гражданина-патриота своего царя и родины, комически не соответствуют друг другу. Поручик то грустит по Кутузову и армии, то отвлекается на привлекательных и не очень барышень. «Гусар» зациклен на комических способностях Харламова — доведенных до автоматизма присказках персонажа, его гримасах и язвительных репризах по поводу и без. Супружеская чета Мити и Кати менее приметна и обаятельна, с ними выйти за пределы архетипа, как с Рыльским, не получилось. Все те же Зина и Шурик из фильма Гайдая, только чуть более утрированные. Митя носится вокруг своего открытия с криками о «нобелевке», Катя вынуждена пожить под одной крышей с экс-супругом еще немного из-за проблем с пространственно-временным континуумом (когда Рыльский подвергается опасности, девушка начинает исчезать). Все это неминуемо ведет к воссоединению, вечной любви и прочим хеппи-эндам. Только вот уязвимость линии Мити и Кати осознавали, кажется, и авторы сериала: стоит действию очевидно завязнуть в полумелодраматических перебранках, в кадре появляется Рыльский и с удовольствием произносит очередную нелепицу. 

Где посмотреть: ТНТ, Premier


«Парни что надо» (The Right Stuff)

Новая экранизация романа Тома Вулфа «Битва за космос» выходит на Disney +, а в производстве был задействован телеканал National Geographic. Ничего большего знать о «Парнях» на самом деле не требуется. Проект сочетает в себе традицию мертворожденных ремейков и переосмыслений классических фильмов, в чем в последние годы с завидным упорством практикуется «Дисней», с третьесортной исторической реконструкцией без особых творческих потенций, оказавшейся в эфире National Geographic ближе к полуночи. Получилось далеко даже от франшизы «Гений», где талантливые артисты год за годом без особого усердия изображают великих деятелей науки и искусства. При наличии одноименной картины Филиппа Кауфмана, не совсем понятно, на что был расчет с «Парнями» в наши дни: многочасовой хронометраж и прочие сопутствующие этому вольности стриминг-сервисов не панацея для материала, которым должен заниматься человек с железной волей и взглядом большого художника. Иначе космическую тему, после череды больших работ последних лет (от «Гравитации» до «Первого человека»), не поднять. 

#INSERT_ARTICLE#

Шоу первое время старается абстрагироваться от наследия Кауфмана, но вместо того чтобы сконцентрироваться на исторической последовательности событий и романтизировать тягу пилотов (будущих астронавтов) к невозможному, отбрасывает первые испытания со сверхзвуковым барьером за скобки. Космическая гонка с СССР, журнал Life как спонсор: человек с обложки, поп-звезда — все это американский космонавт настоящего и будущего. На первом плане квартет пилотов, ссорящихся друг с другом: от самодовольного мужлана до ветерана, от вспыльчивости до фанатичного, почти религиозного терпения. Остальным действующим лицам отведена функция статистов. Той полифонии, что была в версии Кауфмана, не удается достигнуть даже на протяжении нескольких серий. Мужчины за работой полемизируют по инерции, тренируются, возвращаются к женам, но, при внешнем следовании рутинной жизни астронавта, представления ни о Джоне Глене, ни об Алане Шепарде дальше архетипических сторон характеров, как о профессионалах своего дела, заслуживших все, что в итоге получили, не складывается. Факты из Википедии уготовано перебирать телевизионным ремесленникам, за каждым из эпизодов стоит человек, в чьем послужном списке есть условные «Американцы», «Сверхъестественное» или «Анатомия страсти». Примерно столь неразличимы друг от друга и все титульные герои в черных костюмах, способные с важным видом стоять перед американским флагом. Есть несчетное количество фильмов и телешоу о том, почему полет в космос — это событие и сколько пота и крови нужно пролить астронавту, чтобы до него дожить. «Парни» в данном смысле однозначно не то, что надо. 

Где посмотреть: Disney+


«Некст» (Next)

Пол Леблан (Джон Слэттери) некогда был на баррикадах айти-революции, но в последние годы миллиардер, скептик и просто харизматичный ученый отстранился что от собственной дочери, что от брата Теда (Джейсон Батлер Харнер), оставшегося управлять его компанией. После странного убийства, произошедшего при помощи современных технологий без единой улики, к Леблану, как к эксперту, обращается агент ФБР Шиа Салазар (Фернанда Андраде). Вскоре выяснится, что искусственный интеллект под названием «Некст», созданный в стенах его лаборатории, способен угробить человечество и уже сделал первый виртуальный шаг на пути к этому. 

#INSERT_ARTICLE#

Для Слэттери Леблан — партия саркастичного и эксцентричного выскочки, сродни тому, чем были для Хью Лори Грегори Хаус и Кэл Лайтман для Тима Рота. У него редкая форма бессонницы, обрекающая ученого на смерть через пять месяцев (мозг пожирает сам себя): галлюцинации, припадки и в целом недуг, придающий его действиям фатализм. Терять нечего, можно попытаться переиграть искусственный интеллект, способный контролировать любую технику с микрочипами и выходом в сеть. Сериал открывает сцена выступления Леблана перед аудиторией, в которой он читает страстный диалог о том, что задроты через пару лет без сомнений нажмут кнопку и уничтожат мир, стоит только приготовиться. Слэттери произносит этот текст голосом проповедника, что придало бы глубины любой популистской тираде. Так работает шоу: все нелепицы и допущения компенсирует настроение крестового похода против новых технологий. «Некст», при всей своей кажущейся непритязательности и бюджетности, — зрелище увлекательное, недаром пилот сняли Гленн Фикарра и Джон Рекуа («Я люблю тебя, Филлип Моррис», «Эта дурацкая любовь»). Программа играет в кошки-мышки с гением, людей ликвидируют гаджеты, чем меньше остается времени, тем ближе перспектива кибернетического апокалипсиса. Временами сериал выглядит как «работа искусственного интеллекта для чайников», но с учетом специфики выбранной тематики это нормально. Технологии внедрились в жизнь на уровне бессознательного, по теме есть любопытная линия с сыном агента Салазар, который начинает беспрекословно выполнять указания очередного аналога Siri. 

Где посмотреть: Fox, more.tv (с 28 октября)


«Птица доброго господа» (The Good Lord Bird)

«Книга Екклесиаста: глава 12 или где-то так», — скажет в пылу очередной спонтанной проповеди Джон Браун (Итан Хоук), аболиционист, без разбору цитирующий Библию в угоду своим деяниям. Невыносимый, вспыльчивый человек, готовый пасть жертвой пули за свои убеждения и спасавший рабов — принимая их в свою «семью». Это «или где-то так» ключевое в той интонации, которая выбрана для того, чтобы история Брауна, ставшая, по некоторым мнениям, одной из предтеч гражданской войны, казалась модной, стильной и молодежной. Для эффекта постмодернистской подачи даже подобрали красивый шрифт, вторящий «Джанго освобожденному» Квентина Тарантино, а многократные допущения и преувеличения как раз попадают под определение «или как-то так». 

#INSERT_ARTICLE#

Закадровый голос освобожденного в первые минуты пилота темнокожего Ониона (Джошуа Калеб Джонсон), комментирует происходящее с высоты прожитых лет, поясняя, что «этот поступок потом обернулся бедой», «а эта битва была выиграна, потому что у противников закончились патроны». Хоук без стеснений плюет в пылу очередной речи, повышает голос, рычит, суетится и смотрит стеклянным взглядом в лицо каждому, кто не согласен с тем, что сказано в святом писании. Смотреть «Птицу» без Хоука было бы утомительно и просто решительно невозможно. Тем более что проект для него важный — он один из сценаристов сериала, потому видно: продумывали мир вокруг Брауна с умом, кровью сердца, пусть многое и не получилось. 

Где посмотреть: «Амедиатека»


«Ходячие мертвецы: Мир за пределами» (The Walking Dead: World Beyond)

Зомби-апокалипсис на телеканале AMC — эта музыка будет вечной. Убийство живых мертвецов как обряд инициации во взрослую жизнь. Путешествие по выжженным городам и селам США — единственная форма приключения, доступная четверым подросткам. Уже третий сериал во франшизе «Ходячих» вышел особенно вовремя. На экране мир спустя десять лет после злополучного дня Х, полный ограничений, ежедневных опасностей и тоски, выглядит невольной метафорой «завтра», сказкой о последствиях самоизоляции и прочих сложностей, с которыми столкнулся человек полгода назад. AMC в силу технических причин перенес премьеру сериала с весны на осень и не прогадал: меланхоличное настроение шоу куда больше подходит нынешнему телесезону. «Мир за пределами» обходится малой кровью, поскольку посвящен подросткам (целевая аудитория тоже понятна), вопросы самопознания сводятся к дилемме «убить или обойти» зомби при встрече. 


Когда получится пересилить себя и занести острое лезвие на уровне глаз живого трупа — проблема едва ли не большая, чем как позвать кого-либо на свидание. Заметно, что «Мир за пределами», кроме концептуального развития линии с «первым поколением, родившимся после зомби-апокалипсиса», работает и на общую вселенную, уделяя особое место «Альянсу трех колец». Той критики, которую сериал получил от заокеанской прессы, он точно не заслуживает. Основная претензия сводится к тому, что герои слишком много говорят и никого не убивают, но это все легко оправдать их возрастом: когда тебе 15, даже в мире нового порядка хочется пообщаться с друзьями о насущном, а не бросаться на амбразуру. 

Где посмотреть: AMC

#INSERT_ARTICLE#


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Образ жизни — 16:50, 5 июля 2025
Интервью с создательницами FAR FROM HOME — того самого агентства, которое устраивает туры на концерты Леди Гаги, Бейонсе и Гарри Стайлса
Новости, Новости — 5 июля, 16:50
Лиза Громова, Pompeya и UBEL выступят на фестивале «Антон тут рядом»
Новости — 27 июня, 13:33
ЕГЭ по селебоведению. Тест про школьные годы звезд
Кино — 5 июля, 12:53
Аронова в роли советской училки, Кошман в мире покера, горе-инкассатор Чепурченко и беременные в 16: что показали на VII фестивале «Пилот»
Новости, Новости — 4 июля, 19:16
Елена Кукояка рассказывает о материнстве в первом выпуске подкаста Иды Галич
Новости, Новости — 4 июля, 15:25
Свежее звучание и переосмысление хита: МакSим выпустила новую версию «Нежности»
Новости, Новости — 3 июля, 14:00
Создатель игры The Last of Us Нил Дракманн не будет работать над сериалом от HBO
Новости, Новости — 3 июля, 11:50
Евгений Цыганов исполнит главную роль в фильме «Человек, который смеется»
Новости, Новости — 2 июля, 19:00
Сериал «Медведь» продлили на пятый сезон
Новости, Новости — 2 июля, 18:00
Списки задач и предложенные посты: вышло обновление Telegram
Новости, Новости — 2 июля, 17:00
Netflix будет создавать персонализированные трейлеры с помощью ИИ
Новости, Новости — 2 июля, 15:50
Илья Соболев будет обучать стендапу в новом шоу на ТНТ
Новости, Новости — 2 июля, 13:38
«Краски – только мы»: группа «Сироткин» показала песню «Ты да я»
Новости, Новости — 2 июля, 11:24
Стартовало производство продолжения «Дьявол носит Prada»
Музыка — 1 июля, 20:00
Первый VK Fest в Казани: чак-чак с лицом Басты, эчпочмаки и 20 тысяч человек под открытым небом
Кино — 1 июля, 18:05
Крипто-коуч, мемуары и проклятие Таро: что смотреть в июле на PREMIER
Новости, Новости — 1 июля, 16:40
Райан Гослинг спасает человечество в трейлере фильма «Проект “Аве Мария”»
Новости, Новости — 1 июля, 15:10
AFELIA выпустила сингл «двинулась»
Новости, Новости — 1 июля, 13:45
«Приключения Электроника» получат ремейк
Новости, Новости — 1 июля, 11:40
Вышел трейлер «Государя» — сериала о жизни Петра I
Новости, Новости — 30 июня, 19:05
Объединение GLAM GO! вернулось с треком «Игра»
Новости, Новости — 30 июня, 15:50
Объявлен каст байопика о группе Scorpions
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 30 июня, 13:39
Сергей Романович и Гоша Куценко в трейлере сериала «Хутор»
Кино — 29 июня, 15:03
Смерть единорога. Рецензия на фильм «Материалистка»
Новости, Новости — 27 июня, 19:20
Завершились съемки нового сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 27 июня, 16:00
BEARWOLF выпустила «Ястребов» — саундтрек к сериалу «Этерна»
Новости, Новости — 27 июня, 13:50
Сюзанна и NEMIGA выпустили совместный трек «Нежная душа»
Образ жизни — 27 июня, 13:03
Территория сложных чувств. Отрывок из книги Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться»
Новости, Новости — 27 июня, 11:27
Олеся Иванченко дебютирует в кино. Она сыграет в сериале «Няня Оксана»
Новости, Новости — 26 июня, 17:20
Pixar работает над сиквелом «Рататуя». Но это не точно
Новости, Новости — 26 июня, 14:51
Дэйзи Эдгар-Джонс сыграет в новой экранизации «Разума и чувств» Джейн Остин
Не одна дома 2
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето