Обзоры, Музыка — 1 октября 2020, 16:12

Цвет осени. Олег Нестеров о новом альбоме «Мегаполиса» — «Ноябрь»

Группа «Мегаполис» выпустила альбом «Ноябрь», составленный из песен на стихи русских и зарубежных поэтов последних 100 лет. Отобрать тексты Олегу Нестерову и его коллегам помог режиссер-документалист, специалист по русской поэзии Роман Либеров.

Современная поэзия редко становится основой для концептуального музыкального труда, а «Мегаполис» погрузился в эту среду максимально глубоко. И создал не только музыкальную ткань, но и спектакль «Ноябрь», премьерные показы которого пройдут 1, 2 и 3 октября в «Электротеатре Станиславский». Борис Барабанов попросил Нестерова рассказать о том, как он взаимодействовал с чужой поэзией и что при этом чувствовал.

Олег Нестеров: «Ноябрь — излет года, излет жизни человека. Это уже даже не осень. Это экстремум с минусом, очень глубокое падение, и нет никакого смысла говорить о ноябре какие-либо добрые слова. Но наш "Ноябрь" — он иной. Он — зависание перед началом новой жизни. И обложка альбома — яркая. Я просил об этом нашего художника Андрея Врадия: "Возьми самую унылую картинку с ноябрем и раскрась". Потому что "Ноябрь" — это преддверие новой жизни и новой музыки».   


«Я вздрагиваю от холода» 

Текст — Осип Мандельштам      

Олег Нестеров: «"Я вздрагиваю от холода" — это вселенная, которая собирается из осколков. Большой взрыв, рождение новой звезды, предчувствие. Я каждому из наших номеров в процессе работы поставил хештеги — для нашего внутреннего пользования. У текста Мандельштама они такие — #рождение, #предчувствие и #обреченность».


«На волшебной ракете»

Инструментальная пьеса

Олег Нестеров: «Если посмотреть в мои заметки, то у этой композиции хештеги —  #нежность, #гармония, #детство… И вот еще. "Мама и я маленький". "Почему я опять такой слабый?" "Совершенство мира и защищенность от всего на свете". "Длящаяся бесконечность". "Когда-то я был большим, но я это забываю"».    


«Летящая»

Текст — Всеволод Некрасов, Иван Ахметьев 

Олег Нестеров: «Всеволод Некрасов — важная фигура для меня. Я часто обращаюсь к его стихам. Иван Ахметьев — поэт из круга Некрасова. Собственно, поэтому Рома Либеров их и "поженил" в тексте песни. "Летящая" — это череда дней и лет… У меня образование инженера-электронщика. И периодически возникает такой образ: вот ты закончил день, и непонятно — то ли "да", то ли "нет". Оглядываешься: получилось — не получилось — не получилось — получилось — получилось… Набор единиц и нулей. Смысла в нем нет. Вообще, набор единиц и нулей — элементарная команда для программиста. А если отодвинуться чуть дальше — это целая программа. А если еще дальше — получается некий жизненный метатекст. Вот такую роль играет на альбоме композиция "Летящая".  У нее хештеги — #чередаднейилет, #машинныекоды и так далее».    



«Снег и лед»

Текст — Алексей Ильичев

Олег Нестеров: «У этой песни был хештег #страсть. Алексей Ильичев — ленинградский поэт, практически наш современник, 1970 года рождения. Он погиб в возрасте 25 лет.  И не то что не знаменит — он даже в узких поэтических кругах не очень известен. У него вышла всего одна книжка, которая случайно попала на стол к Роме Либерову. Он мне за это благодарен больше всего: то, что было уделом узкого круга, теперь, благодаря нашему альбому, выйдет за его рамки».  


Oh What A Sound

Текст Уистена Хью Одена в переводе Григория Дашевского 

Олег Нестеров: «Это такой вольный перевод Одена, с хештегом #предательство. Текст наполнен очень красиво наползающим ужасом. Зло в принципе красиво, особенно издалека… В период, когда я записывал эту песню, мне приснился сон. Как будто я со своими соратниками стою среди гаражей, с оружием, а через дорогу, на остановке у больницы, собираются римляне. Настоящие, в доспехах, не ролевики-реконструкторы. Я понимаю, что сейчас нам с ними предстоит биться. До смерти. Во сне вот это наползание ужаса было очень явным. И я обращаюсь к своим товарищам по оружию: "Вы уверены, что нам не стоит попытаться с ними договориться и решить все мирным путем?"».

    

«Необратимость»

Текст — Михаил Кузмин 

Олег Нестеров: «Здесь текст предполагается, но не озвучивается. Несмотря на то, что он очень подходит нашей музыке. Но здесь имела место конкуренция за внимание зрителя и слушателя. Как это объяснить?.. "Мегаполис" работает с  тишиной, и нам важно, чтобы тишина начала звучать. Джими Хендрикс говорил: "Музыка — это не ноты, а то, что между ними". В эту песню впущено очень много тишины, а озвученный текст с ней конфликтовал. Поэтому он не произносится. При этом текст от лица девушки».   


«Форель разбивает лед» 

Текст — Михаил Кузмин

Олег Нестеров: «Для меня это текст про преодоление страха. Такой вот нуар Ленинграда конца 1920-х – начала 1930-х. Осколки Серебряного века в начинающемся хорроре. Города уже нет, есть тень того, что когда-то было городом. Есть какие-то его обитатели, которые его помнят и живут так, как считают нужным. В том числе есть знаменитый поэтический кружок Михаила Кузмина. Дело кончилось понятно чем. Кузмин, который мог творить благодаря покровительству наркома Чичерина, умер от воспаления легких, а его соратники, оставшиеся без защиты, исчезли в мясорубке репрессий». 


«Две колыбельные» 

Текст — Владимир Ханан, Сергей Шестаков 

Олег Нестеров: «Рома предложил соединить две истории в одном тексте. Две колыбельные, два прощания: одно со знаком минус, другое со знаком плюс. Так что здесь у нас был хештег #потеря».  


«Три спички»

Текст Жака Превера в переводе Михаила Кудинова

Олег Нестеров: «Помимо того, что Жак Превер был поэтом, он являлся замечательным драматургом, киносценаристом. "Набережная туманов", "Дети райка" — это его работы. Когда драматург пишет сценарий для фильма, он оставляет место для фантазии режиссера. И в стихах, которые мы взяли, тоже видно, что пишет киносценарист. В его поэзии остается пространство для мелодии. Я не знаю, сколько песен сложено на стихи Жака Превера, вероятно, немало. Они созданы для музыки. И они просто впрыгнули в нашу музыку на этапе ранних сессий. Кажется, это Сальвадор Дали сказал про Превера, что он борется со злом не бомбами, а петардами». 



«Перетекаем»

Текст — Андрей Вознесенский

Олег Нестеров: «Как-то в конце 2000-х мы сидели с Андреем Андреевичем в ресторане ЦДЛ, и он мне подарил свой новый сборник стихов. У нас когда-то была с ним очень популярная песня "Новые московские сиртаки", которые все знают, как "Яйца дрозда". И вот на этой встрече он мне с улыбкой говорит: "Олег, ну давайте еще одну!” Никаких обязательств я на себя не брал, просто помнил об этом. В итоге текст возник не из той книжки, которую он мне подарил, это фрагмент совсем другого произведения из другого периода. Текст догнал музыку. А хештеги у нас были — #тыестья, #яестьты, #всевовсем».   


«Холода»

Текст — Георгий Иванов 

Олег Нестеров: «Исчезнет ли все после смерти? Не потеряет ли все смысл? Вот так мы относились к этому номеру».


«Ноябрь»

Текст — Олег Нестеров, Всеволод Некрасов

Олег Нестеров: «"Ноябрь" рифмуется с "Летящей". Опять череда дней и лет. И машинные коды, за которыми невозможно разглядеть кодовое слово или программу. Больше 20 лет на каждом саундчеке я проговариваю стихотворение Всеволода Некрасова "И сентябрь на "брь", и октябрь на "брь" …" Это лучший тест для проверки микрофона, там есть все необходимые звуки. Текст жил со мной и наконец впрыгнул в альбом. Я его проговорил и добавил от себя в начале: "Ноябрь — мы сами. Мы сами бог. Ждем и играем. Выдох — вздох"».     


«Все есть круг» 

Текст — Георгий Иванов 

Олег Нестеров: «"Все есть круг" —  главная мысль альбома и лучшая точка для этой истории. Красота, обреченная на увядание. Красота в предчувствии тлена. Все есть круг, и от этого легко. Все умерли, но все живы». 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 15:32, 12 июня 2021
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Новости, Новости — 9 июня, 14:52
Новому сезону XO Life быть. Об этом рассказала Даша Джакели
Новости, Новости — 9 июня, 14:06
Рената Литвинова выпустила короткометражку «Скромное обаяние волшебников» для Gucci
Новости, Новости — 9 июня, 13:11
Forbes составил рейтинг самых прибыльных российских компаний
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)