Обзоры, Музыка — 1 октября, 16:12

Цвет осени. Олег Нестеров о новом альбоме «Мегаполиса» — «Ноябрь»

Группа «Мегаполис» выпустила альбом «Ноябрь», составленный из песен на стихи русских и зарубежных поэтов последних 100 лет. Отобрать тексты Олегу Нестерову и его коллегам помог режиссер-документалист, специалист по русской поэзии Роман Либеров.

Современная поэзия редко становится основой для концептуального музыкального труда, а «Мегаполис» погрузился в эту среду максимально глубоко. И создал не только музыкальную ткань, но и спектакль «Ноябрь», премьерные показы которого пройдут 1, 2 и 3 октября в «Электротеатре Станиславский». Борис Барабанов попросил Нестерова рассказать о том, как он взаимодействовал с чужой поэзией и что при этом чувствовал.

Олег Нестеров: «Ноябрь — излет года, излет жизни человека. Это уже даже не осень. Это экстремум с минусом, очень глубокое падение, и нет никакого смысла говорить о ноябре какие-либо добрые слова. Но наш "Ноябрь" — он иной. Он — зависание перед началом новой жизни. И обложка альбома — яркая. Я просил об этом нашего художника Андрея Врадия: "Возьми самую унылую картинку с ноябрем и раскрась". Потому что "Ноябрь" — это преддверие новой жизни и новой музыки».   


«Я вздрагиваю от холода» 

Текст — Осип Мандельштам      

Олег Нестеров: «"Я вздрагиваю от холода" — это вселенная, которая собирается из осколков. Большой взрыв, рождение новой звезды, предчувствие. Я каждому из наших номеров в процессе работы поставил хештеги — для нашего внутреннего пользования. У текста Мандельштама они такие — #рождение, #предчувствие и #обреченность».


«На волшебной ракете»

Инструментальная пьеса

Олег Нестеров: «Если посмотреть в мои заметки, то у этой композиции хештеги —  #нежность, #гармония, #детство… И вот еще. "Мама и я маленький". "Почему я опять такой слабый?" "Совершенство мира и защищенность от всего на свете". "Длящаяся бесконечность". "Когда-то я был большим, но я это забываю"».    


«Летящая»

Текст — Всеволод Некрасов, Иван Ахметьев 

Олег Нестеров: «Всеволод Некрасов — важная фигура для меня. Я часто обращаюсь к его стихам. Иван Ахметьев — поэт из круга Некрасова. Собственно, поэтому Рома Либеров их и "поженил" в тексте песни. "Летящая" — это череда дней и лет… У меня образование инженера-электронщика. И периодически возникает такой образ: вот ты закончил день, и непонятно — то ли "да", то ли "нет". Оглядываешься: получилось — не получилось — не получилось — получилось — получилось… Набор единиц и нулей. Смысла в нем нет. Вообще, набор единиц и нулей — элементарная команда для программиста. А если отодвинуться чуть дальше — это целая программа. А если еще дальше — получается некий жизненный метатекст. Вот такую роль играет на альбоме композиция "Летящая".  У нее хештеги — #чередаднейилет, #машинныекоды и так далее».    



«Снег и лед»

Текст — Алексей Ильичев

Олег Нестеров: «У этой песни был хештег #страсть. Алексей Ильичев — ленинградский поэт, практически наш современник, 1970 года рождения. Он погиб в возрасте 25 лет.  И не то что не знаменит — он даже в узких поэтических кругах не очень известен. У него вышла всего одна книжка, которая случайно попала на стол к Роме Либерову. Он мне за это благодарен больше всего: то, что было уделом узкого круга, теперь, благодаря нашему альбому, выйдет за его рамки».  


Oh What A Sound

Текст Уистена Хью Одена в переводе Григория Дашевского 

Олег Нестеров: «Это такой вольный перевод Одена, с хештегом #предательство. Текст наполнен очень красиво наползающим ужасом. Зло в принципе красиво, особенно издалека… В период, когда я записывал эту песню, мне приснился сон. Как будто я со своими соратниками стою среди гаражей, с оружием, а через дорогу, на остановке у больницы, собираются римляне. Настоящие, в доспехах, не ролевики-реконструкторы. Я понимаю, что сейчас нам с ними предстоит биться. До смерти. Во сне вот это наползание ужаса было очень явным. И я обращаюсь к своим товарищам по оружию: "Вы уверены, что нам не стоит попытаться с ними договориться и решить все мирным путем?"».

    

«Необратимость»

Текст — Михаил Кузмин 

Олег Нестеров: «Здесь текст предполагается, но не озвучивается. Несмотря на то, что он очень подходит нашей музыке. Но здесь имела место конкуренция за внимание зрителя и слушателя. Как это объяснить?.. "Мегаполис" работает с  тишиной, и нам важно, чтобы тишина начала звучать. Джими Хендрикс говорил: "Музыка — это не ноты, а то, что между ними". В эту песню впущено очень много тишины, а озвученный текст с ней конфликтовал. Поэтому он не произносится. При этом текст от лица девушки».   


«Форель разбивает лед» 

Текст — Михаил Кузмин

Олег Нестеров: «Для меня это текст про преодоление страха. Такой вот нуар Ленинграда конца 1920-х – начала 1930-х. Осколки Серебряного века в начинающемся хорроре. Города уже нет, есть тень того, что когда-то было городом. Есть какие-то его обитатели, которые его помнят и живут так, как считают нужным. В том числе есть знаменитый поэтический кружок Михаила Кузмина. Дело кончилось понятно чем. Кузмин, который мог творить благодаря покровительству наркома Чичерина, умер от воспаления легких, а его соратники, оставшиеся без защиты, исчезли в мясорубке репрессий». 


«Две колыбельные» 

Текст — Владимир Ханан, Сергей Шестаков 

Олег Нестеров: «Рома предложил соединить две истории в одном тексте. Две колыбельные, два прощания: одно со знаком минус, другое со знаком плюс. Так что здесь у нас был хештег #потеря».  


«Три спички»

Текст Жака Превера в переводе Михаила Кудинова

Олег Нестеров: «Помимо того, что Жак Превер был поэтом, он являлся замечательным драматургом, киносценаристом. "Набережная туманов", "Дети райка" — это его работы. Когда драматург пишет сценарий для фильма, он оставляет место для фантазии режиссера. И в стихах, которые мы взяли, тоже видно, что пишет киносценарист. В его поэзии остается пространство для мелодии. Я не знаю, сколько песен сложено на стихи Жака Превера, вероятно, немало. Они созданы для музыки. И они просто впрыгнули в нашу музыку на этапе ранних сессий. Кажется, это Сальвадор Дали сказал про Превера, что он борется со злом не бомбами, а петардами». 



«Перетекаем»

Текст — Андрей Вознесенский

Олег Нестеров: «Как-то в конце 2000-х мы сидели с Андреем Андреевичем в ресторане ЦДЛ, и он мне подарил свой новый сборник стихов. У нас когда-то была с ним очень популярная песня "Новые московские сиртаки", которые все знают, как "Яйца дрозда". И вот на этой встрече он мне с улыбкой говорит: "Олег, ну давайте еще одну!” Никаких обязательств я на себя не брал, просто помнил об этом. В итоге текст возник не из той книжки, которую он мне подарил, это фрагмент совсем другого произведения из другого периода. Текст догнал музыку. А хештеги у нас были — #тыестья, #яестьты, #всевовсем».   


«Холода»

Текст — Георгий Иванов 

Олег Нестеров: «Исчезнет ли все после смерти? Не потеряет ли все смысл? Вот так мы относились к этому номеру».


«Ноябрь»

Текст — Олег Нестеров, Всеволод Некрасов

Олег Нестеров: «"Ноябрь" рифмуется с "Летящей". Опять череда дней и лет. И машинные коды, за которыми невозможно разглядеть кодовое слово или программу. Больше 20 лет на каждом саундчеке я проговариваю стихотворение Всеволода Некрасова "И сентябрь на "брь", и октябрь на "брь" …" Это лучший тест для проверки микрофона, там есть все необходимые звуки. Текст жил со мной и наконец впрыгнул в альбом. Я его проговорил и добавил от себя в начале: "Ноябрь — мы сами. Мы сами бог. Ждем и играем. Выдох — вздох"».     


«Все есть круг» 

Текст — Георгий Иванов 

Олег Нестеров: «"Все есть круг" —  главная мысль альбома и лучшая точка для этой истории. Красота, обреченная на увядание. Красота в предчувствии тлена. Все есть круг, и от этого легко. Все умерли, но все живы». 


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Бизнес — 14:49, 28 октября 2020
Неделя с iPhone 12. Неожиданная эволюция
Новости, Новости — 28 октября, 14:49
Bang Bang Education проведет онлайн-фестиваль новых медиа
Новости, Новости — 28 октября, 14:07
Instagram обновит правила публикации фотографий с обнаженным телом. Все благодаря модели plus size
Новости, Новости — 28 октября, 10:01
Cyberpunk 2077 снова отложили. Теперь игра должна выйти 10 декабря
Новости, Новости — 27 октября, 21:26
Netflix выпустит сериал по мотивам Assassin’s Creed. А еще мультфильмы
Кино — 27 октября, 19:43
10 документальных фильмов о трансперсонах: картины о визионерах, активистах и обыкновенных людях
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 октября, 17:01
Forbes посчитал доходы ютьюберов с рекламы. Labelcom за год заработали 3,55 млн долларов
Новости, Новости — 27 октября, 16:10
Как быстро подготовиться к Хэллоуину? Стать зомби с помощью сайта Make Me A Zombie
Новости, Новости — 27 октября, 15:57
Apple повысит цены в российском App Store
Образ жизни — 27 октября, 16:40
Это реальные истории. Очень смешные случаи, когда не повезло (но в итоге все хорошо закончилось)
Образ жизни — 27 октября, 10:00
Что такое digital-карта и как с ней экономить на подписках? Расскажет наш комикс
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 27 октября, 14:30
Александр Гудков в «Просто о сложном»: о Comment Out, тиктоке и новой этике
Новости, Новости — 27 октября, 10:08
Гарри Стайлс купается, танцует и бегает под итальянским солнышком в клипе на песню Golden
Новости, Новости — 26 октября, 23:11
Финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины» выйдет 31 декабря. А пока посмотрите первый тизер
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 26 октября, 22:26
«Нужно очень постараться, чтобы разбить»: Wylsacom провел дроп-тест iPhone 12
Герои — 26 октября, 21:22
ЯнГо, Януля, Ян Гордиенко. Интервью с тем самым парнем с ютьюба
Новости, Новости — 26 октября, 19:37
Япония планирует достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году
Новости, Новости — 26 октября, 17:50
Съемки фильма о Бобе Дилане с Тимоти Шаламе в главной роли отложили
Новости, Новости — 26 октября, 17:35
Oreo построили бункер на случай конца света. Там хранится запас знаменитого печенья
Новости, Новости — 26 октября, 15:53
Премьеру фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?» перенесли на 2021 год
Герои — 26 октября, 15:00
О сольном альбоме, борьбе с алкоголизмом и Цое. Большое интервью с Олегом Гаркушей
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 26 октября, 13:53
У тумана в Сан-Франциско есть твиттер. Там он пишет про погоду и шутит над местными жителями
Новости, Новости — 26 октября, 13:13
У Dream Team House коллаборация с «Пацанки House». Нас ждет много совместного контента
Новости, Новости — 26 октября, 10:47
Еще один личный рекорд: у Насти Ивлеевой 5 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 26 октября, 08:50
У Дани Милохина и Артура Бабича вышел трек. Это кавер на хит Rauf & Faik «Детство»
Музыка — 26 октября, 08:40
Новое в музыке за неделю: Woodkid, Major Lazer, Slava Marlow и Ty Dolla $ign
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Кино — 25 октября, 23:12
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
5
Суд над чикагской семеркой
6
Преступник: Великобритания
(1 сезон)
Темные начала
(2 сезон)
4
Достать коротышку
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Корона
(4 сезон)