Колонка, Музыка — 6 августа 2020, 16:54

Как четыре музыканта устроили концерт в рюмочной и не прогадали. Борис Барабанов о «Необардах»

«Барды покидают дворы» — так назывался первый фильм о русскоязычном роке с участием Юрия Шевчука, Александра Башлачева, Олега Митяева и других. Он вышел в 1988 году, и уже тогда сама культура авторской песни казалась чем-то отжившим, а многочисленные клубы самодеятельной песни — нишевыми, субкультурными объединениями. Да и сегодня назвать себя бардом или съездить на Грушинский фестиваль значит расписаться в своей полной оторванности от кипучей музыкальной действительности.

Но самоизоляция все перевернула с ног на голову. Столичные сингеры-сонграйтеры Роман «Ромарио» Луговых, Василий Уриевский, Павел Пиковский и Павел Фахртдинов на протяжении шести вечеров собирали аншлаги в Москве, играя программу под названием «Необарды». Концертный марафон, похожий на знаменитые лас-вегасские серии выступлений поп-звезд, — вполне естественная форма жизни в пору, когда вместительные залы не спешат открываться. Маленькое питейное заведение — более гибкая и демократичная ячейка досуговой инфраструктуры. Даже странно, что так не делали раньше.   

Итак, дело происходило в рюмочной. Ее официальное название — гастрорюмочная «Шесть-You-Шесть». Уже одна эта вывеска настраивает на игру. Музыканты решили продавать на каждый концерт не более 36 билетов. За организацию взялись сами, никаких агентов, менеджеров и билетных операторов не привлекали. Стоимость билета — 2000 руб., что весьма существенно для клубной площадки даже в Москве. Расчет был на взрослую аудиторию, чьи вкусы находятся как раз в плоскости авторской песни. И она приняла сигнал. Билеты полностью расходились в предпродаже.

Имена Ромарио и Василия Уриевского широкой аудитории знакомы, может быть, чуть лучше Павла Пиковского и Павла Фахртдинова. Песни Ромарио звучат в популярных ТВ-программах, их исполняют Валерий Сюткин и Евгений Маргулис. Василий Уриевский — возможно, самый яркий молодой представитель жанра «актерская песня». Но именно два Павла — те люди, которые могут собрать в регионах залы по 250-300 человек. Их песни востребованы все той же старой доброй каэспэшной аудиторией, которая никуда не делась и у которой, оказывается, есть свои новые герои. Тем, кому их имена вообще ничего не говорят, будет интересно узнать, что оба Павла в состоянии за один гастрольный выезд объехать пару десятков американских городов, где им рукоплещут наши бывшие соотечественники, выросшие на бардовской песне. Что уж говорить о российской глубинке.

Провернуть трюк с шестидневным марафоном вряд ли каждый из «необардов» смог бы в одиночку. Но новый формат обеспечил полный ежевечерний сбор. Расчет сработал: каждого из этих бардов еще поди поймай в их насыщенном расписании, а сейчас есть шанс увидеть всех разом. К тому же в каждом из концертов участвовала приглашенная звезда. В  числе таковых были Олег Митяев, Алексей Иващенко, Андрей Макаревич, Алексей Кортнев, Максим Леонидов, Вера Полозкова и Валерий Сюткин. При этом имена гостей в рекламе не объявлялись. Зрители шли за атмосферой, а «певцы из телевизора» были приятным бонусом. Они не прятались в гримерке (в рюмочных вообще не бывает гримерок). Они слушали молодых коллег бок о бок со зрителями, купившими билеты по 2000 руб. Это определенно была свежая нота в столичном концертном деле.


Пока поп-звезды и гастрольные компании жаловались на жизнь и просили деньги у государства, авторы-исполнители, которых с точки зрения большого шоу-бизнеса еле видно в микроскоп, нашли жизнеспособную модель существования и намерены ее активно развивать. Стриминг и монетизация YouTube — вряд ли их тема. Их тема — живые и не самые бедные люди в маленькой распивочной в центре. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Валентин Монастырский
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 15:32, 12 июня 2021
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Новости, Новости — 9 июня, 15:48
Тимур Сорокин обвинил менеджмент XO Music в сливе его нового трека. Ему ответил Герман Черных
Новости, Новости — 9 июня, 14:52
Новому сезону XO Life быть. Об этом рассказала Даша Джакели
Новости, Новости — 9 июня, 14:06
Рената Литвинова выпустила короткометражку «Скромное обаяние волшебников» для Gucci
Новости, Новости — 9 июня, 13:11
Forbes составил рейтинг самых прибыльных российских компаний
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)