Колонка, Музыка — 12 сентября 2020, 17:22

Поэзия стартапа. Борис Барабанов о том, как молодые предприниматели борются за аудиторию при помощи рэпа

Самая большая ценность по состоянию на 2020 год — не деньги, не золото и не нефть, а внимание. Способность его удерживать — свойство, которое автоматически дает фору любому, кто находится в ситуации конкуренции. Любой, кто когда-либо защищал свой проект перед инвесторами или просто рассказывал о своей идее незнакомым людям, знает, что простейшая бизнес-презентация сегодня должна укладываться в одну поездку в лифте, и если выжать из нее все лишнее, она должна состоять из семи слов. В музыке сегодня происходит то же самое.

Так же, как стартапер борется за внимание инвестора, начинающий музыкант пытается привлечь внимание слушателя. У стартапера сотня конкурентов, претендующих на бюджет. У музыканта — тысяча чужих треков в плейлистах, и его собственная песня не должна среди них затеряться. Игроки музыкального рынка обязаны учитывать, что, например, в сторис может звучать лишь 15-секундный отрывок трека из Spotify, а плата за прослушивание трека на цифровых площадках начинает списываться после прослушивания 30 секунд песни. Это значит, что в первые 30, а то и 15 секунд трека музыкант должен привлечь к себе внимание, иначе слушатель «перепрыгнет» на следующую дорожку плейлиста. В эти 15–30 секунд человек должен понять, в каком стиле работает автор, каков ритм песни, есть ли в ней мелодия и о чем хочет исполнитель рассказать в тексте. Неподъемная задача.

В августе, когда в конце мрачного ковидного тоннеля забрезжили первые лучи возвращения к нормальной деловой жизни, в соцсетях появились первые ролики проекта #стартапрэп. Идея #стартапрэп родилась в компании молодых столичных стартаперов, занимающихся самого разного рода проектами и разработками. Концепция состояла в том, чтобы объединить две субкультуры: Россию стартапа и Россию хип-хопа. Если сегодня важнее всего внимание, если большая аудитория ценнее, чем большой бюджет, если рэп — самая популярная музыка, значит, можно попробовать превратить «питч» в рэп-трек и посмотреть, что получится. Что если превратить питчинг в рэп-баттл, а скучную презентацию в песню?

#стартапрэп — горячая история. На ресурсах проекта пока опубликованы только лишь первые треки, созданные в московской студии TDS при участии профессиональных музыкантов — рэпера Мэйти и битбокс-группы Jukebox Trio.

Саундпродюсер проекта Богдан Солодовник утверждает, что в этом проекте ему интереснее всего работать с людьми, которые не имеют никакого отношения к хип-хопу и к музыке в целом. «Ни он, ни мы не знали, что получится в итоге, — говорит Богдан. — Тем интереснее наблюдать, как человек слушает итоговую запись: у него буквально округляются глаза, потому что он сам от себя такого не ожидал».

Справедливости ради стоит сказать, что совсем уж чужой вещью рэп не был ни для кого из участников конкурса. Так или иначе, с этой культурой сталкиваются все. И никто уже не относится к ней снисходительно, никто не шутит насчет широких штанов и не приговаривает с издевкой «йоу!». Это нормальный современный язык. А некоторые из участников привлекли к созданию треков профессиональных артистов. Например, Георгий Хаусман из диджитал-студии «Прожект» записал свой «питч» в компании исполнительницы по имени Mireku Djima, которая начинала свою карьеру в Booking Machine, а сейчас является артистом Universal.

Первым в рамках #стартапрэп вышел ролик Руслана Мусина из компании Verspeak, которая внедряет новые технологии синхронного перевода. Сам Мусин музыкой никогда в жизни не занимался. И чувство ритма — не его сильная сторона. Как он говорит сам, в его жизни было увлечение игрой на барабанах, но продлилось оно всего один день, так как наставники дали понять, что это точно не его стезя. Тем интереснее смотреть, как человек, который фактически задушил в себе музыканта, становится к микрофону, и его трек набирает тысячи просмотров.


А вот еще одно изобретение — кубик сна. Это устройство умещается на ладони, а если положить его на прикроватную тумбочку, то вам обеспечен здоровый глубокий сон с яркими картинками. Не верите? Посмотрите, как об этом рассказывают авторы стартапа Филипп Огульник и Игорь Блохин. 

  

13 сентября Руслан Мусин и Филипп Огульник вместе с организаторами конкурса #стартапрэп и дружественными музыкантами примет участие в презентации проекта в рамках Российской креативной недели. Сам конкурс продлится до конца ноября, и его победители получат возможность принять участие в Российском инвестиционном форуме в феврале 2021 года. Все подробности можно найти на сайте стартапрэп.рф.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 15:00, 1 августа 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)