Колонка, Музыка — 2 сентября 2020, 19:51

«Где ты, когда ты не онлайн?» Борис Барабанов заждался новую Монеточку

Пауза между альбомами длительностью в два года в наше время для артиста — непозволительная роскошь. Теоретики музыкального менеджмента учат нас, что исполнитель должен постоянно глушить слушателя контентом, а иначе его забудут, и песням, которые он все же когда-нибудь выпустит, сложно будет протискиваться к публике. Именно в такой ситуации сейчас находится Монеточка (настоящее имя — Лиза Гырдымова). Прорывной альбом «Раскраски для взрослых» вышел больше двух лет назад. В прошлом году Лиза еще подавала признаки жизни, эпизодически выпуская синглы и клипы на старые песни. В 2020-м она практически молчала. Или просто не высовывалась.

Для артиста, сделавшего себе имя, благодаря пабликам «ВКонтакте», «Вечернему Урганту» и публикациям во «взрослых» медиа типа «Медузы», Republic и Esquire, это слишком большая пауза. В паблике в VK, где у нее 230 тыс. подписчиков, — сплошные «годовщины» клипов и альбомов. Правда, был онлайн-концерт в инстаграме (во время самоизоляции), довольно остроумный, но, кажется, потерявшийся в череде подобных «домашников». А для того, чтобы вернуть себе внимание больших СМИ, нужно было опять изобрести нечто очень значительное и социально важное, как это было с «Раскрасками».

Кстати, на эту роль вполне могла претендовать новая песня «Переживу» со вполне уместным посреди локдауна позитивным зарядом. Лиза показала ее набросок в апреле во время парного инстаграм-эфира с Витей Исаевым, и если бы певица довела ее до ума и выпустила официально, это вполне мог бы быть хит.

Вероятно, песня «Переживу» войдет в новый альбом, о выпуске которого Монеточка сообщила в августе. Деталей мало, известно только, что его презентации пройдут 3 ноября в московском «Известия Hall» и 4 ноября в клубе «Морзе» в Санкт-Петербурге.

А на днях исполнительница снова ударилась в воспоминания и выложила на ютьюб фильм «Монеточка: 21 год на эстраде». Съемки, использованные в этой ленте, относятся к прошлогоднему концерту в Зеленом театре Парка им. Горького, когда вместе с Монеточкой на сцену вышли «На-на», «Альянс», Noize MC, а также артисты шоу «Кривое зеркало».


В целом конструкция фильма очень проста. Запись концерта перемежается фрагментами домашних видео, снятых во время застолий в семье Лизы Гырдымовой. Несмотря на то, что к началу 2000-х формат VHS перестал быть актуальным, и домашние и концертные кадры пропущены через соответствующие фильтры, а весь фильм в целом оставляет ощущение оцифрованной старой видеокассеты. Строчки песен, возникающие в нижней части кадра в материале 2019 года, также работают на атмосферу домашнего видео. Все это, вероятно, сделано для того, чтобы зритель ни в коем случае не воспринял этот фильм всерьез, не оценивал его по меркам настоящей концертной съемки, которую принято осуществлять при помощи многочисленных летящих камер и дронов.

Постиронический налет, судя по всему, остается фирменным приемом Монеточки. Ее песни нельзя воспринимать буквально. Прежде чем рассмеяться от души, распознав в тексте точную примету времени или небанальную рифму, слушатель обязательно должен себя одернуть: «А все ли я правильно понял?» «Кривое зеркало» с «На-на» — это воспоминания о телевизоре времен екатеринбургского детства певицы, которые  повзрослевшая певица может себе позволить материализовать на сцене. Но это и наверняка нечто еще — символы, которые подкованный зритель может истолковать более изящно. 

Строчки песенных текстов, представленные в видео домашнего караоке, на самом деле — едва ли не лучшая из находок фильма. Дело в том, что, исповедуя особую манеру исполнять и записывать музыку, граничащую с lo-fi и дешевой эстрадой, Монеточка совершенно определенно недосчиталась слушателей, которые в теории могли бы пополнить ряды ее поклонников, но не стали тратить время на разгадывание постироничных головоломок. Читая тексты песен, что называется, глазами, потенциальные фанаты теперь в состоянии оценить прекрасный слог артистки и ее эрудицию. Как справедливо замечает Алексей Мажаев из Intermedia, тексты Монеточки наполнены парадоксами, отсылками, смелыми образами, поэтому аудитория, когда слушает ее, просто физически не успевает следить за полетом Лизиной мысли.

Фильм «Монеточка: 21 год на эстраде» дает надежду на то, что все, что мы слышали от нее до сих пор, — это лишь предисловие к чему-то более значительному именно в исполнительском и постановочном смысле.  Сочинять песни у нее получается отменно, и новый альбом, вероятно, будет тому подтверждением. Вот только произведет ли он тот же эффект, что и «Раскраски для взрослых»? Собирать очередную бомбу Монеточке теперь явно сложнее, как и поспевать за ритмом жизни.  


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: инстаграм @monetochkaliska
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 15:00, 1 августа 2021
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 1 августа, 15:00
Slava Marlow выпустит три трека за месяц, если его видео в тиктоке наберет миллион лайков
Новости, Новости — 31 июля, 18:18
У Карины Кросс и группы «Мумий Тролль» вышел трек «Время утекай»
Кино — 31 июля, 16:20
Человек-анекдот, мисс Портки и леопард. Рецензия на фильм «Круиз по джунглям»
Новости, Новости — 31 июля, 13:31
Новый тренд в тиктоке: пользователи снимают ремейки старых реклам Skittles, Snickers и Old Spice
Образ жизни — 31 июля, 00:06
Алтай глазами путешественников и блогеров, которые там живут
Новости, Новости — 30 июля, 22:39
Бейонсе представила кроссовки на тракторной подошве в коллаборации с adidas
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Герои — 28 июля, 21:52
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)