Рецензии, Кино — 26 августа 2020, 13:40

Рецензия на фильм «Магия зверя»: как аукнется, так и откликнется

27 августа в российский прокат выходит детектив Доминика Молля «Магия зверя», участник прошлогодней программы «Венецианские дни» Венецианского кинофестиваля. Той самой, в которую в этом году попали две российские картины: «Конференция» Ивана И. Твердовского и «Китобой» Филиппа Юрьева.

«Магия зверя» Доминика Молля — фильм-мозаика, французский калейдоскоп — состоит из шести сюжетов, которые в совокупности образуют историю, построенную на диковатых случайностях. Такая структура обычно обозначает как бы всю сложность мира, выявляет слепые пятна в человеческих отношениях. И крайне наивно намекает, что в любом преступлении виновато исключительно государство, у него в такой конструкции оправдания быть не может.

Для двухчасового фильма героев даже изрядно. Есть обрюзгший французский фермер (Дени Меноше) с семейными накоплениями, его жена Алиса (Лор Калами), комично витальная в ее бальзаковском возрасте. Любовник Алисы Жозеф с особенностями развития и склонностью слышать голос мертвой матери (Дамиен Боннар, будто перекочевавший из «Стоять ровно»). Еще есть Эвелин Дюка (сама европейская статность Валерия Бруни-Тедески) — светская львица на иждивении нелюбимого, но чрезвычайно богатого мужа. Она поехала в город, завела себе девочку-официантку (Надя Терешкевич), совсем еще птенчика, поматросила и бросила, а та плачет навзрыд. А в Африке в то же самое время паренек по прозвищу Генерал (на самом деле его зовут Арман), заручившись покровительством темных духов, собирает «колониальный долг» с белых французов — разводит их в социальных сетях на деньги, в частности того же фермера. 

В качестве сцепляющего сюжет компонента — детективная нота: исчезновение Эвелин, подозрительно похожее на убийство. Кого подозревать — до последнего совершенно не ясно. Все тут без исключения «не в себе» и ведут себя так, будто их что-то гложет (что именно — узнаешь постепенно). Разгадка, впрочем, по-модному, не в сложностях жизни на свете, а в колониальных грешках страны. Неспроста первым делом зрителям показывают не снежную Францию, а солнечное абиджанское лето.

Последователь Клода Шаброля, Доминик Молль и раньше снимал подобные триллеры — не в меру запутанные, с проблемными романтическими отношениями, сопряженными всяческими вопросами либидинального толка в центре сюжета. Его герои каждый раз сходили с ума, при том что все его фильмы можно было воспринимать как хронику потери рассудка протагонистом. Обычно все начинало идти не так с появлением не встроенных в общество персонажей. В хитовом фильме «Гарри — друг, который желает вам добра» это беспечный друг детства — богатый благодетель с не сходящей с лица улыбкой у соседнего писсуара, в «Лемминге» — тронувшаяся жена начальника и собственно диковинный зверек, застрявший в водостоке.


Кино образцового европейца всегда воспевало нормальность, устроенность, многодетность и ипотеку, выдавая за взрывоопасную патологию все то, что отклоняется от воззрений представителей среднеобеспеченного французского мидл-класса, частью коего является режиссер (урожденный немец). Комичность тут — отпечаток предыдущей (достаточно вялой, к слову) картины Молля «Новости с планеты Марс» — едва объяснимого опыта обращения к худшему французскому жанру угрюмых комедий про старых лузеров. В «Магии зверя» он насмеялся над всеми несебеподобными всласть — над изменниками и изменницами, теми, кто разводит, и теми, кого, над людьми, которые знакомятся с другими на улице, да и попросту над фриками. В былые времена его нападки ограничивались двусмысленными претензиями и смертью собственно ненормальных. Тут решил оторваться, в 58 лет скрывать художнику уже нечего.


Да, веселого тут немного. Но эта проблема не столько Молля, сколько в принципе жанра: европейский триллер не бывает бессмысленным и беспощадным и никогда таким не был (а жаль). Впрочем, время от времени в канву повествования все же просачивается сладенькое безумие, какая-то дурацкая финтифлюшка, заставляющая искушенного кинозрителя хлопнуть по коленке ладошкой от сатисфакции низменных потребностей потребителя. Почти как у Достоевского, когда автор вроде традиционалист, консерватор, но на мир смотрит, мягко говоря, по-особому — так, что отовсюду лезут черти да бесы. В «Магии зверя» есть исполненная романтизма посиделка с трупом двухдневной давности и проглядывают мотивы двойничества. Или вот: в самом начале фильма линчевская старуха говорит, что тем, кто любит своих мужей, ничего не грозит, но вскоре оказывается, что тут никто не любит своих законных партнеров и всем взаправду грозит чудовищная опасность. Не ври ближнему своему, достопочтенный зритель, в комплекте с «не захватывай земель ближнего своего». Для такой морали в России существует пословица: «Как аукнется, так и откликнется».


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 05:27, 13 апреля 2021
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)