Интервью, Кино — 18 августа 2020, 18:55

«На меня больше всего повлиял Альфред Хичкок». Интервью с Домиником Моллем, режиссером фильма «Магия зверя»

27 августа в российский прокат стараниями компании «Русский Репортаж» выходит один из самых любопытных фильмов прошлогоднего Венецианского кинофестиваля — «Магия зверя» Доминика Молля. Мы пообщались с режиссером о его работе.

Вы одновременно являетесь режиссером и сценаристом фильма, и эти две роли вам приходится совмещать часто. Если бы пришлось выбирать между написанием сценариев и режиссурой, что бы вы выбрали?

Без раздумий выбрал бы режиссуру. Это то, что мне больше всего нравится в процессе создания фильма: работа с актерами, продумывание мизансцены и монтажа, выбор света, декораций, звука с помощью различных техник и коллабораций.

Что вас привлекло в книге Колина Нила для экранизации? Сложно ли было перенести на экран повествование с разных точек зрения и от первого лица? К примеру, вы говорили, что сразу отказались от закадрового голоса, так как он слишком «тяжелый», и вам это неинтересно.

В романе Колина Нила меня привлекло несколько вещей: противостояние двух миров (сельского плато Кос во Франции и африканского мегаполиса), оригинальная повествовательная конструкция с несколькими субъективными точками зрения, персонажи в поисках идеальной любви, то, как этот поиск приводит к абсурдным ситуациям и доводит до убийства.


С начала фильма кажется, что все ясно и нет никакой интриги. Затем, когда мы видим другие точки зрения на ситуацию, то понимаем, что почти у каждого персонажа есть причины для убийства жертвы. В итоге становится известно, кто убийца. Но можем ли мы быть уверены в достоверности этого знания, если слышали только субъективные свидетельства? Можно ли в связи с этим сказать, что фильм поднимает вопрос о статусе объективной реальности?

Для меня фильм не ставит вопрос об объективной реальности, как, например, это делает «Расемон» Акиры Куросавы, где у каждого главного героя есть своя версия истории. В «Магии зверя» каждый главный герой имеет лишь частичное представление о положении дел, из-за чего иногда может совершить ошибку (как, например, ошибся Мишель, который, увидев Марион, посчитал, что это Амандина приехала к нему). Меня интересовало, как персонажам удастся рассказать истории, которые соответствуют их желаниям. Но в целом добавление этих отрывочных точек зрения не привносит сомнений в объективность происходящего.

Ваш фильм — жанровый, но не в полной мере из-за его постмодернистской структуры. Одним из первых, кто начал заниматься подобными вещами в детективном кино, был Антониони. Кто из режиссеров повлиял на вас больше всего?

На меня больше всего повлиял Альфред Хичкок, потому что это режиссер, который дальше всех продвинулся в работе над нарративом, монтажом и визуальным аспектом кинематографического языка.


В фильме один из персонажей — знахарь — говорит, что «любовь — это дар того, чего у тебя нет». Это часть фразы Жака Лакана: «Любовь — это дар того, чего у тебя нет, тому, кто этого не хочет». Почему эта цитата показалась вам подходящей? И что лично вы думаете по этому поводу?

Мой коллега и соавтор сценария Жиль Маршан предложил вложить эту фразу Лакана в уста знахаря Папы Сану. Нам показалось весьма забавным, что этот «колдун» цитирует Лакана. И потом, если быть совсем уж честным, я нахожу эту фразу довольно загадочной и не уверен, что понимаю ее истинный смысл. Но это мне в ней и нравится! Юного Арманда фраза тоже сбивает с толку — он просто не понимает, что ему говорит Папа Сану.

Секс в фильме асимметричен и не взаимен. Согласны ли вы, что «сексуальных отношений не существует» и это всегда своего рода соревнование?

Думаю, что романтические или сексуальные отношения могут быть достаточно сбалансированными и взаимными. Но люди часто склонны искать где-то там и не видеть того, что рядом: трава у соседа всегда зеленее. Иногда легче окунуться в мечты и фантазмы, чем столкнуться с реальностью, в том числе когда дело касается человеческих отношений. Так поступают герои фильма. Они ищут в другом месте.

Ваш предыдущий проект «Эдем» посвящен проблеме беженцев и иммигрантов в Европе. Здесь мы также видим постколониальную проблематику в отношении героев из Африки. Для вас важно поднимать эти вопросы?

Для меня важно, чтобы появлялись фильмы, соответствующие духу времени и посвященные мировым проблемам. Однако не все они (включая мои собственные) таковы, что не мешает им быть интересными. Верно и обратное: то, что фильм затрагивает важную тему, не всегда означает, что он хороший. Но мне кажется важным, чтобы режиссер не запирался в башне из слоновой кости, в пузыре, отрезанном от мира.


В «Магии зверя» мы можем наблюдать множество контрастов: очень большое пространство снаружи и довольно тесное и скромное внутри, Абиджан и Франция, богатство и бедность, холод и жара и так далее. Вы говорили, что пытались найти визуальные ситуации, в которых не нужно говорить, чтобы создать необходимое напряжение. Для вас кино в первую очередь — изобразительное искусство, а не аудиальное?

Да, кино — это прежде всего изобразительное искусство, поскольку изначально оно было немым. Но, конечно, звук тоже должен создавать настроение фильма. К примеру, жужжание холодильника может усилить напряжение. Лично я придаю большое значение звуку, будь то во время съемок или во время редактирования звука и монтажа.

В одном интервью вы сказали, что и дальше хотели бы переходить от фильмов к сериалам и обратно.  Значит ли это, что ваш следующий проект будет сериалом?

Вообще, следующим проектом будет художественный фильм. Но мне бы очень хотелось продолжать работать и над кино, и над сериалами, переходя от одного к другому в зависимости от своих желаний и предложений. В сериальной форме повествование разворачивается иначе, чем в кино, но планка остается прежней.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Global Look Press
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 13:21, 26 июля 2021
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Образ жизни — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Популярная темаПопулярно
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новости, Новости — 23 июля, 21:08
Валерий Карпин стал главным тренером сборной России по футболу
Новости, Новости — 23 июля, 19:01
Дикси Дамелио выпустила трек Psycho. Это фит с Руби Роуз
Образ жизни — 23 июля, 18:29
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Родригез, раёк и крипто-арт
Кино — 23 июля, 17:57
Что там в кино: «Время» и «Тайна Сен-Тропе»
Новости, Новости — 23 июля, 16:43
Валя Карнавал первая в СНГ набрала миллиард лайков в тиктоке
Новости, Новости — 23 июля, 16:06
Леброн Джеймс стал первым игроком NBA, заработавшим миллиард долларов
Новости, Новости — 23 июля, 15:27
Создатели Vetements представили новый бренд VTMNTS
Новости, Новости — 23 июля, 14:51
Шесть картин Децла представили в виде NFT-токенов
Новости, Новости — 23 июля, 14:08
Джейден Смит и New Balance выпустили капсульную коллекцию одежды и аксессуаров
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 июля, 12:15
Вечеринка навсегда. Премьера песни «Конфетти» группы «Обе Две»
Новости, Новости — 23 июля, 11:31
The Limba выпустил альбом Anima. Там фиты с Rakhim, GONE.Fludd и Big Baby Tape
Образ жизни — 23 июля, 00:12
С айфоном на грифона. Обзор новой AR-игры по «Ведьмаку»
Новости, Новости — 22 июля, 20:18
Появился тизер 7-го сезона реалити-шоу XO Life
Новости, Новости — 22 июля, 18:55
Участники Roast Battle «прожарили» Илью Макарова в новом выпуске шоу
Новости, Новости — 22 июля, 17:31
Стало известно, кто сыграет Воланда в новой экранизации «Мастера и Маргариты»
Новости, Новости — 22 июля, 16:01
Дебютный трек Беллы Порч набрал 400 млн прослушиваний
Новости, Новости — 22 июля, 14:36
У бренда Vereja появился официальный интернет-магазин
Кино — 22 июля, 13:57
Фестиваль «Новая женственность». Разбираем фильмы Селин Сьяммы, Ниньи Тюберг и Эйтен Амин
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)