Dungeon & Dragons
Настольные ролевые игры — это особый формат, в котором игроки создают персонажей и управляют ими в приключениях по вымышленным мирам. То есть участники отыгрывают героев, погружаясь в живое повествование и совместное творчество. В отличие от традиционных настолок, здесь чаще всего (если только это не оговорено правилами) нет фиксированного игрового поля — все действия и события разворачиваются благодаря воображению и описаниям ведущего, который задает сюжет, управляет окружающей средой и неигровыми персонажами.
А причем тут Critical Role? И кто это такие?
Помимо игр, сериалов и фильмов, помочь популяризовать D&D помогли блогеры и стримеры. Очень успешными в этом деле оказались ребята из Critical Role. Изначально это было еженедельное шоу, в котором актеры озвучки весело проводят время, играя в настольные ролевые игры. Передача выходила в формате стримов, но со временем игры стали выкладывать в записи. Эпизоды Critical Role в среднем длятся от 3 до 5 часов, и таких выпусков во всей кампании может быть больше 100, так что контента хватит надолго.
Все события основного шоу происходят в мире Эскандрия, разработанном мастером игр Critical Role Мэттом Мерсером. Это фэнтезийный сеттинг, работающий по правилам Dungeon & Dragons. За время всех кампаний лор мира сильно развился благодаря игрокам.
Со временем Critical Role выросли в масштабный проект с сотнями эпизодов, мощной фан-базой и множеством дополнительных продуктов, включая книги, комиксы, новеллы и анимационные сериалы, которые заслуживают отдельного внимания.
«Легенда о Vox Machina» (The Legend of Vox Machina) — анимационный сериал по мотивам первой кампании Critical Role. Сейчас у него три сезона, а впереди заявлены еще два. При этом оригинальная кампания насчитывает 115 эпизодов — свыше 400 часов игры, так что уместить все события в формат, сериала тем более с таким хронометражем, было физически невозможно.
Важно помнить, что в основе лежит настольная ролевая игра, где значительная часть происходящего рождается из импровизации игроков за столом. Для экранизации эту хаотичную, живую структуру пришлось переосмыслить: сократить и адаптировать под более четкий ритм сериального повествования. Некоторые сюжетные линии объединили, часть сцен переизобрели, а отдельные арки получили другие акценты, чтобы история работала как цельный анимационный сериал, а не «пересказ» партии в D&D.
Над сценарием работали и сами участники Critical Role, и приглашенные профессиональные сценаристы. Такой тандем позволил сохранить дух оригинальных приключений и характеры героев, но при этом сделать историю понятной и динамичной для зрителей, которые никогда не видели многочасовую кампанию за игровым столом.
Изначально о полноценном сериале речи не шло: команда Critical Role планировала собрать через краудфандинг бюджет всего лишь на один анимационный эпизод. Однако отклик фанатов оказался настолько мощным, что сборы многократно превзошли ожидания и позволили превратить одну серию в целый сезон. Впоследствии к команде пришел Amazon — с бюджетами корпорации сериал продлили на несколько сезонов.
«Легенда о Vox Machina» рассказывает о компании непутевых наемников, которые внезапно оказываются последней надеждой королевства. Семерка разношерстных героев поначалу просто ищет выпивку и легкий заработок (спойлер: у них это не выходит). Но в какой-то момент им выпадает возможность пойти на очень опасную королевскую миссию: отыскать и разобраться с чудовищем, разоряющим королевские земли и приближающимся к столице — Эмону.
Vox Machina, представляя будущие богатства, берется за это дело, не зная, какие сложности ждут на пути. Оказывается, что путешественникам предстоит сразиться с драконами, чтобы защитить целое королевство. Как ни странно, у них это получается. И это буквально только завязка. Дальше команду ждут не только эпичные и даже кровавые бои с драконами, вампирами и другой нечистью, но и столкновения с личными травмами, чувством вины и сложными отношениями внутри команды.
Химия между персонажами заставляет пищать от восторга и переживать за их отношения больше, чем за свои. И это лучшее, что есть в сериале. Vox Machina состоит из семи участников: кокетливые близнецы-полуэльфы разбойник Вакс и следопытка Векс, загадочный человек-инженер Персиваль, неуверенная в себе полуэльфийка друидка Килит, полурослик жрица Пайк, полугигант варвар Грог и хорни гном и бард Скэнлан.
Арки персонажей раскрывают разные проблемы: Вакс и Векс показывают сложность семейных уз и боль утраты, Персиваль — борьбу с желанием мести, Килит — обретение самости, а Скэнлан — эмоциональную недоступность и страх ответственности. Взаимодействие между персонажами — то, что делает приключения Vox Machina в разы лучше, дополняя и без того насыщенный сюжет личными переживаниями, качественным и легким юмором (авторы буквально делают отсылки на мемы).
При этом всегда стоит держать в голове, что в основе сюжета лежит партия настольной ролевой игры. Если вдруг вечно сомневающаяся в себе друидка совершает мощный удар, не удивляйтесь — это мог быть результат удачного броска кубика.
Вторая кампания Critical Role, «Могучая девятка» (The Mighty Nein)
19 ноября на платформе Amazon Prime Video начали выходить серии нового анимационного проекта от Critical Role — «Могучая девятка» (The Mighty Nein). Мультсериал основан на второй кампании студии.
Сюжет до боли знаком: команда пройдох вынуждена спасать мир. Но эта адаптация отличается более зрелым и осознанным подходом к истории, что заметно даже по сравнению с первыми эпизодами «Легенды о Vox Machina». Во-первых, серии стали в два раза длиннее, давая больше пространства для раскрытия сюжета и персонажей. Во-вторых, если в «Легенде о Vox Machina» зрителя сразу погружают в водоворот событий, то в «Могучей девятке» повествование развивается постепенно, позволяя познакомиться с каждым персонажем по отдельности.
Совет для новичков
Если вы, вдохновившись этими историями, захотите окунуться в мир настольных ролевых игр, не стоит завышать ожидания, сравнивая свои игры с тем, что показывают в сериалах или в стримах Critical Role. Команда Critical Role состоит из профессиональных актеров, а мастер игры Мэтт Мерсер обладает глубокими знаниями D&D и игровыми навыками, что делает их истории ярче и сюжетно более развитыми, чем у новичков. При этом несколько приемчиков вы все же можете перенять из сериала. Например, автор, играющая за барда, уловила, что магию можно творить не только руками, но и другими частями тела. Но главное — не стоит ограничивать свою фантазию, ведь в D&D действительно возможно все.